Философия анархического коммунизма П.А.Кропоткина (20.02.2012)

Автор: Кассиров Александр Геннадьевич

Теоретическая и практическая значимость исследования

Результаты проведенного диссертационного исследования позволяют утверждать, что П. А. Кропоткин как философ представляет значительный интерес для русской философской мысли XXI века. Отраженные в диссертации философские тенденции мыслителя являются современными компонентами общественной жизни – это идеи самоуправления и коррупция власти, федерации свободного предпринимательства и бюрократизм чиновников, влияние нравственного ресурса на структуру социального общежития и многое другое. Представленное диссертационное исследование служит научной базой для дальнейшего изучения историко-философской мыслью теории анархизма. Материалы использованы автором для подготовки лекционного курса и семинарских занятий по истории русской философии.

Апробация полученных результатов

Основные выводы, положения и результаты диссертационного исследования были обсуждены на заседаниях кафедры истории философии ФГАОУ ВПО "Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина". Концепция автора была апробирована: на Международной научно-технической конференции "Наука и образование" (Мурманск, МГТУ, 2004 год); Всероссийской межвузовской научно-практической конференции "Эволюция гуманитарного образования в российской высшей школе" (Мурманск, МГТУ, 2007 год); Всероссийской научно-практической конференции "Гуманитарные знания как условие прогресса науки и общества" (Мурманск, МГТУ, 2008 год); Всероссийской научной конференции "Актуальные проблемы российской философии" (Пермь, ПГУ, 2011 год).

Результаты, полученные в ходе проведенного исследования, изложены:

в рекомендованных ВАК РФ рецензируемых изданиях – 7 публикаций;

в монографиях "П. А. Кропоткин: наука, нравственность, революция" (2010), "П. А. Кропоткин: политика здравого смысла" (2011);

в учебном пособии "Философия природы в трудах П. А. Кропоткина" (2008) по курсу "История русской философии".

Структура и объем работы определяются задачами диссертационного исследования. Диссертация состоит из введения, четырех глав, объединяющих девять параграфов, заключения, библиографического списка использованной литературы. Общий объем диссертации 287 с, библиография включает 380 наименований.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, характеризуется степень разработанности, формулируются цели и задачи исследования, показывается его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, приводятся сведения об апробации и структуре работы.

ГЛАВА I. Естественнонаучные и ОБЩЕметодологические

ПРЕДПОСЫЛКИ философии АНАРХИЧЕСКОГО КОММУНИЗМА

Общефилософская мысль призвана дать позитивный импульс для теоретического обоснования концепции природы и общества. Природный мир и человеческое сообщество находятся в постоянном процессе эволюции. Мысли П. А. Кропоткина о концепции единства мира, природном происхождении нравственности и необходимости социальной революции способствовали грандиозной по основательности попытке изложить философию анархического коммунизма в виде серьезной, практической науки

и позитивной программы процесса развития социума.

§ 1. Проблема единосущности мира

Современный человек, исследуя картину окружающего мира, познает природу и отражает ее в своем сознании. Природная среда воздействует на эмоции индивида, его ум, будоражит воображение, стимулирует творчество. Именно гармоничная красота природы помогает соединить эмоциональное восприятие и рациональный подход. Научное сообщество признает природу первичной, а человека – частицей качественно многообразной, вечно изменяющейся природы. Из единства мироздания, состоящего из бесконечного множества, и вытекает единство научного знания, которое изучает каждую область науки в отдельности.

Считая окружающую природу эмоционально нравственной составляющей частью общества, поэт науки П. А. Кропоткин в своих трудах обосновывает взаимосвязь окружающего мира и социума. Он пришёл

к убеждению, что поразительная гармония Природы, Космоса не является пирамидальной системой, а представляет собой тесное переплетение взаимосвязей. Живой космос – это вечное движение, в котором происходит возникновение новых миров, их развитие, разложение, переход в "Великий космос". Если для вселенной существование связано с вечностью, то существование отдельных миров – лишь мгновение. Различные формы движения материи между собой генетически связаны, а простейшая форма механического движения пронизывает все другие формы движения. Переходя из одной формы в другую, энергия не исчезает. П. А. Кропоткин, понимая глубокий философский смысл закона сохранения энергии (движения) писал, что он представляет естественнонаучное подтверждение идеи неуничтожаемости движения. Единство окружающего мира состоит во всеобщей связи и взаимной обусловленности всех явлений, в возможности взаимных переходов одних форм движущейся материи в другие. В космосе все системы находятся в движении и при этом в равнодействующем состоянии. Общество является продолжением эволюции природы на более высоком качественном уровне. Мир един, все явления существуют как бы одно для другого, не будь одного, не будет другого. В природе и обществе действуют одни и те же законы, "ибо ничто не существует ни в природе, ни в человеческом обществе, что не менялось бы каждую минуту".

Органическая теория рассматривает космос в качестве целостного организма, и все его конкретные формы выступают как самостоятельные организмы, которые в свою очередь функционируют по своим особым, частным законам. Поэтому органическая теория представляет окружающий мир единой, грандиозной иерархической системой. "Организм" как мировосприятие характерен для воззрений многих русских ученых, его придерживались Н. К. Михайловский, Л. И. Мечников, М. М. Ковалевский, П. А. Кропоткин и др. Органическая теория предоставляла возможность распространить на социологию действие целого ряда наиболее общих научных закономерностей – принципы всеобщих взаимосвязей и взаимодействий, закон взаимно помощи и общительности. В предисловии к работе "Современная наука и анархия" П. А. Кропоткин пишет: "Когда мы рассматриваем какую-нибудь социальную теорию, мы скоро замечаем, что обыкновенно она также присоединяется к какой-нибудь определённой системе философии, к общему представлению о природе и человеческом обществе".

Конструктивная особенность синтетического философского направления заключается в понимании постепенного движения в познании от простого к сложному, в предоставлении инструмента для понимания жизни окружающей природы и общества. Энциклопедисты отказались от идеи сверхъестественного нравственного начала и предположили, что нравственные понятия человечества развились из чувства сожаления, симпатии человека к человеку.

Колоссальная работа мысли, обобщение многовекового опыта развития естественнонаучных теорий и нравственной практики позволили П. А. Кропоткину представить окружающий мир единой, грандиозной конструкцией, а также обосновать неотделимость социума и природы. Философия синтеза наук должна охватывать все явления природы: физические, химические и биологические, включая существование человека и общества. Позитивные идеи синтетической философии были подготовлены трудами французских энциклопедистов, а также исследователями Г. Гельмгольцем, Д. И. Менделеевым, Ч. Дарвином, О. Контом, Г. Спенсером и многими другими. Основа философии синтеза – это единая система знаний о природе и человеке, о явлениях растительной и животной жизни, о психологии и развитии мышления, о нравственных идеалах человека.

§ 2. Позитивизм

С ростом капитализма и успехами в развитии естественных наук позитивизм получил широкое распространение. Внимание позитивизма

к науке являлось велением времени и волновало ученых. Развивающееся научно-естественное знание способствовало поиску нового мировоззрения. В середине XIX века естествоиспытатели осознают необходимость создания философского направления, которое опирается на новейшие достижения науки и развивается в тесном союзе с естествознанием. "Они сделали попытку построить общее знание – философию всего мира и всей его жизни в строгой научной форме, отбрасывая все метафизические построения предыдущих философов".

Европейский позитивизм, попав на русскую почву, вобрал в себя своеобразие русской научно-философской и общественно-политической мысли. Причем научно-философские знания должны были служить средством осмысления русской действительности для выявления путей дальнейшего развития Отечества. Демократической мыслью России позитивизм не был воспринят однозначно положительно. Пестрота и разнообразие мнений во многом определялись тем, что к проблеме социально-политического развития России обратились самые различные социальные слои.

Энциклопедичность, обобщение наук, принцип историзма, обоснование научной методологии – все это составляло рациональное зерно философии позитивизма. При скрупулезном рассмотрении в трудах П. А. Кропоткина видны его позитивистские взгляды, которые не являются простым заимствованием ни западного, ни русского вариантов позитивизма. П. А. Кропоткин считает себя последователем О. Конта и Г. Спенсера, заимствуя у них систему категорий позитивизма, он дополняет ее исследованиями в области социологии и глубоко исследует вопрос о сущности

и происхождении общественной морали. Ученый-философ мыслил, что принципы бытия всего мироздания можно объяснить исключительно с помощью естественных наук. В социологии позитивистский принцип выражается в механической редукции социальных и научных закономерностей "совершенно определенно никакой источник человеческого познания не будет проигнорирован, в этом заключается сила позитивизма".

Рассматривая историю цивилизации сквозь призму позитивизма, П. А. Кропоткин предполагает возможность прогнозировать ход истории развития человечества, которая как "линия исторического развития" воплощает идеи в жизнь. Теоретическая формула линейного прогресса может неожиданно прерваться в одной или нескольких странах, а затем продолжить совершать свой путь линейного развития в среде другого народа. "Скорость человеческой эволюции в данном направлении вполне зависит от интеграла единичных воль", это прогрессивное предположение о ходе исторического процесса и программе новых идей вызвано законом революций, который П. А. Кропоткин осмыслил и изложил стиле философского позитивизма в труде "Великая Французская революция 1789–1793 г.".

Эволюционная идея непрерывного развития и постепенного приспособления животных особей, растительного мира и общества к новым условиям по мере изменения окружающей природной среды является величайшим приобретением научно-философской мысли. На основе полученных эмпирических данных, проверенных практическим путем, мыслитель сформировал и обосновал биосоциологический закон взаимопомощи, который является законом прогрессивного развития животного мира и человеческого общества.

П. А. Кропоткин рассматривал философию позитивизма как выражение обобщенного научного знания своей эпохи, как закономерную ступень развития науки. Творческое наследие русского мыслителя-анархиста подчинено выработке практической, позитивной методологии, помогающей вывести анархистское мировоззрение из рассмотрения жизни Природы и Народа. Стержнем всех философских построений является идея анархии, которую он пытается применить не только в политике, но и как определенный позитивно-методологический и этический ключ к пониманию сути развития естественного и социального бытия. Анархия – это закономерная фаза эволюции общественной жизни, ее идеал не предмет веры, а результат научного обсуждения.

§ 3. Гуманизм

П. А. Кропоткин как мыслитель предпринял попытку создать философскую концепцию, нацеленную на развертывание душевных сил творческой личности, вобравшую в себя идеи свободы, ненасилия, сострадания

и любви. Именно общественные интересы, причем не абстрактного человека, а каждой личности в отдельности виделись П. А. Кропоткину решением жизненных проблем социального переустройства. Осознание общественной полезности для России, своего места в общественной жизни играли важную роль в представлениях П. А. Кропоткина, свое назначение он видел в необходимости "быть полезным членом общества". Свою личную полезность и общественное предназначение он видел в максимально полной работе для счастья народа, о чем писал брату: "…Всякий должен быть полезным членом общества". Каждый раз, когда он видел нищенскую жизнь простых людей, перед ним вставал один вопрос: Как помочь? "Не хочу я перевернуть дела, не в силах, – писал он, – но я хотел бы тут, вокруг себя приносить хотя бы микроскопическую пользу им". Человеколюбие для П. А. Кропоткина было не деклараций, оно являлось его внутренней потребностью и сущностью натуры, и это не могло не отразиться

в его философской доктрине.

Всякая социальная деятельность, а также революционная борьба имеет смысл, если она совершается с целью осуществления наибольшей суммы счастья для каждого индивидуума человеческого сообщества. Эта сумма счастья и есть цель творчества П. А. Кропоткина, где главный закон развития человечества заключается в движении от менее счастливой жизни к более счастливой. Вот почему социально-философская проблематика

в его трудах была неотделима от его представлений о новом общественном строе, об источниках прогресса, о необходимости нравственного развития личности, о смысле и путях достижениях счастливой жизни. Кропоткинский гуманизм носил деятельный характер и был связан с переустройства человеческого общества, где главным критерием оценки общественного устройства был нравственный идеал, который он рассматривал, как "страстное желание личной независимости, чтобы выработать новый, лучший строй общества, где благосостояние для всех стало бы основой для полного развития личности". Вечной мечте народа о справедливом и нравственно-гуманном обществе наиболее полно соответствовал анархистский идеал: "Мы исповедуем новую веру, и когда эта вера... станет верой всех ищущих истины, она начнет переходить в своё воплощение, потому что основной закон истории тот, что общество всегда формируется сообразно своему идеалу".

Гуманистическая концепция П. А. Кропоткина основывалась на тезисе – общество не может считаться социально справедливым, если в нем господствуют насилие и неравенство. У П. А. Кропоткина внутренний протест против любых форм проявления власти, частной собственности

и эксплуатации, возможный путь устройства справедливого сообщества он видит в социальной революции. Творческая инициатива народных масс – это революционная душа перестройки общественной жизни. Всякая революция – это эпоха прогрессивного развития, а прогресс обусловливается созидательным творчеством народа. Необходима социальная революция, значение и смысл которой трудящиеся массы могли ощутить для себя сразу, политические требования П. А. Кропоткин ценил не высоко.

ГЛАВА II. ЭТИКА И ПРоБЛЕМА СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА


загрузка...