Управление затратами в потребительской кооперации: теория, методология, практика (19.12.2011)

Автор: Городкова Светлана Александровна

Вопросы сущностного содержания категории «затраты» нашли отражение в теоретических концепциях крупнейших авторитетов в области методологии экономической науки, таких как: Е. Бем-Баверк, Ф. Визер, У. Джевонс,

Д. Кларк, Т. Мальтус, К. Маркс, А. Маршалл, К. Менгер, Д. Милль, У. Петти, Д Рикардо, А. Смит, Э. Чемберлин, Ф. Эджуорт, а также в работах исследователей истории экономических учений: М. Блауга, В.М. Белоусова,

В.М. Гальперина, Т.В. Ершовой, Р. Коуза, Е.М. Майбурда, П.А. Самуэльсона, Я.С. Ядгарова и др.

Значительный вклад в исследование концептуальных основ управления затратами внесли ученые: Г.Д. Антонов, С.А. Алимов, Л.А. Бернстайн, Л.А. Брагин, С. Брю, Л.П. Буфетова, Б.И. Валуев, Ю.Б. Валуев, А.А. Вихров, Е.Ю. Воронова, Е.В. Галкина, М.Э. Гиновкер, Л.П. Горлова, П.И. Гребенников, И.В. Кобищан, В.А. Константинов, М.И Куттер, П. Лабзунов, К. Макконнел, В.К. Скляренко, Я.В. Соколов, Н.В. Шаланов, Г. Шмален и др.

Проблемы построения систем управления затратами на современном этапе развития экономики исследовали отечественные ученые: М.М. Алексеева, Е.А. Ананькина, С.М. Бухонова, М.А. Вахрушина, С.А. Воробъева, К.М. Гарифуллин, С.А. Гусев, Н.Г. Данилочкина, И.П. Денисова, Ю.А. Дорошенко, Т.Г. Дроздова, А.И. Заруднев, В.Б. Ивашкевич, О.Д. Каверина, В.Э. Керимов, С.А. Котляров, М.С. Кузьмина, В.П. Кустарев, В.Г. Лебедев, Г.С. Мерзликина, М.А. Милохина, Э.В. Никольская, А.С. Паламарчук, С.А. Пивкин, М.Ю. Тур, Т.В Шабалина, Т.И. Юрченко и др. Среди зарубежных специалистов, рассматривавших проблемы управления затратами, следует отметить: Г. Бере, С. Брю,

Р. Вандер Вила, Д. Гаррисона, В. Говиндараджана, Т. Джонсона, Д. Дойла, К. Друри, Р. Каплана, К. Кистнера, Ф. Котлера, Р. Купера, К. Макконнелла, М. Мескона, Б. Нидлза, У. Райс-Джонстона, Д. Риса, Д. Сигела, М. Стэвена, Д. Фостера, Ч. Хорнгрена, Д. Шанка, Д. Шима, Р. Энтони и др.

Решению проблемы управления процессами и затратами в потребительской кооперации посвящены работы А.Р. Бернвальда, Е.В. Исаенко, З.А. Капелюк, Л.П. Наговициной, Ю.А. Новоселова, О.И. Науменко, Л.А. Сипко, Е.Е. Тарасовой, Т.Ф. Тарасовой, А.М. Фридмана, М.В. Хайруллиной, Г.Р. Хамидуллиной, Л.В. Шпаковой и др.

Вопросы идеологии и практического применения метода «Lean production» рассмотрены в трудах Д. Вумека, Ф. Глазла, Э. Голдрата, Д. Джонса, М. Джорджа, Д. Дэвиса, У. Левинсона, Б. Ливехуда, Д. Нортона, Р. Рерика, У. Смита, Ч. Стэндарда, Р. Шонбергера, Э. Шрагенхайма и ряда других западных ученых, а также российских авторов: Ю. Адлера, В. Михальченко, Ю. Рубаник, С. Турко, А. Хотинского, В. Шпера и др. Специфика использования хозяйствующими субъектами теорий и концепций преобразования бизнес-структур с целью повышения их конкурентоспособности нашла отражение в трудах: Э. Голдрата, Э. Деминга,

У. Деттмера, Р. Джонстона, М. Имаи, Д. Кокса, Г. Нива, С. Синго, Н. Слайна, С. Чеймберса, Р. Шонбергера, Э. Шрагенхайма.

В работах названных авторов исследованы различные аспекты процесса формирования системы управления затратами в рыночных условиях. Однако проблема адекватности рассматриваемых положений новому уровню общественного и экономического развития остается нерешенной. Отсутствует научная разработка теоретических и методологических основ управления затратами в условиях информационализма, предполагающая определение исходных понятий, принципов, методов, технологий и соответствующая взглядам на фундаментальное направление разрешения проблемы.

Основную концепцию данного исследования можно сформулировать следующим образом: управление затратами хозяйствующих субъектов, в том числе в потребительской кооперации, на современном этапе характеризуется несоответствием методов уровню хозяйствования на принципах постфордизма. Необходимо формирование качественно новой системы управления затратами, ориентированной на модель инновационного развития, предусматривающее разработку теоретических и методологических основ. Реализация концепции основана на обобщении, систематизации и упорядочении знаний об объекте исследования, адаптации новых знаний в сфере управления бизнес-процессами, результатах самостоятельных исследований, что в совокупности позволяет сформировать методологию системы управления затратами организаций потребительской кооперации, раскрывающую специфичность организационно-управленческих и экономических индивидуализированных отношений в процессе создания потребительской ценности, направленных на активизацию покупательского спроса и достижение конкурентного преимущества.

Цель диссертационного исследования заключается в разработке теоретических и методологических основ, практического инструментария системы управления затратами организаций потребительской кооперации для снижения затрат, не добавляющих потребительской ценности продукту, и повышения конкурентоспособности.

Для достижения указанной цели поставлены следующие взаимосвязанные задачи:

провести структурный анализ методологических подходов к познанию внутреннего содержания категории «затраты» и раскрыть периодизацию развития экономической мысли различных школ;

выявить основания дифференциации категорий «издержки» и «затраты» современного формата, вариантности их классификации в рамках теоретических знаний, связанных с эмпирической основой, включающей множество категорий и определений, классификационных характеристик;

обобщить теоретические основы современной системы управления затратами для научного обоснования ее принципов, задач, базовых положений и целеполагания; провести анализ эволюционного развития инструментария и практики функционирования систем управления затратами, необходимый для обоснования концептуальных направлений ее трансформации;

раскрыть особенности методологического подхода к трансформации системы управления затратами организаций потребительской кооперации в контексте тенденций инновационного развития на основе анализа элементов теории «бережливого производства» и теории «ограничений»;

сформировать концепцию системы управления затратами, учитывающую позиции оценки потребительской ценности на пути реформирования стандартов управления организаций;

разработать и апробировать организационные и методические основы механизма управления затратами организации системы потребительской кооперации, выступающей совокупностью взаимосвязанных звеньев;

разработать интегрированный комплекс показателей стратегического управления затратами кооперативных организаций с учетом взаимосвязи между составляющими контрольных параметров оценки состояния системы;

обосновать возможность распространения математических методов на оценку синергетического действия факторов формирования затрат и покупательского спроса населения; проверить гипотезу адаптации методики определения потенциала многомерного объекта к анализу системы управления затратами и рейтинговой оценке кооперативных организаций по эффективности цикла потока создания потребительской ценности.

Объект исследования ( организационно-экономические отношения, возникающие в процессе создания потребительской ценности и закономерности затратообразования, определяющие механизмы управления.

Предмет исследования ( теоретико-методологические и организационно-методические положения системы управления затратами организаций потребительской кооперации.

Объект наблюдения – организации потребительской кооперации Забайкальского краевого союза потребительских обществ.

Область исследования. Содержание диссертации соответствует п. 1.6.109 «Совершенствование организации, управления в сфере услуг в условиях рынка» специальности 08.00.05 «Экономика и управление народным хозяйством (экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами: сфера услуг)» Паспорта научных специальностей (экономические науки).

Теоретическая и методологическая основа диссертационного исследования. Теоретическую основу исследования составили научные труды отечественных и зарубежных ученых в области методологии экономической науки в рамках классической, австрийской, англо-американской, немецкой, институциональной и неоинституциональной научных школ, современных концепций управления затратами; проблем упорядочивания технологий деятельности хозяйствующего субъекта, эмпирические исследования учетно-управленческих технологий, раскрывающие закономерности функционирования традиционных систем управления затратами; результаты монографических исследований, проведенных автором в процессе непосредственного изучения проблемы управления затратами в потребительской кооперации.

Методологической основой исследования являются диалектический метод познания, определяющий изучение явления во взаимосвязи и непрерывном развитии, и системно-структурный анализ, позволяющие оценить диалектику экономического и социального, общего и частного, формы и содержания. В процессе исследования использовались общенаучные методы теоретического и эмпирического познания (анализ и синтез; системность, единство исторического и логического; индукция и дедукция; наблюдение, сравнение, описание), а также прикладные экономико-статистические методы получения и обработки информации, экономико-математическое моделирование, что позволило обеспечить необходимую глубину, достоверность результатов исследования и обоснованность выводов.

Информационная база исследования. Диссертационная работа базируется на положениях законодательных актов Российской Федерации и нормативно-правовых документов Министерства финансов Российской Федерации. Эмпирической базой исследования послужили материалы Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Забайкальскому краю, ведомственной статистики Центросоюза Российской Федерации, данные бухгалтерской и статистической отчетности Забайкальского крайпотребсоюза; результатов собственных наблюдений, научных и практических разработок.

Достоверность и обоснованность основных положений, выводов и рекомендаций, содержащихся в диссертационной работе, подтверждаются корректным применением общенаучных и специальных методов исследований, используемых в экономической науке; репрезентативным объемом информационного массива; положительной апробацией результатов исследования.

Научная новизна исследования. Полученные автором результаты, их научная новизна состоят в обосновании и разработке теоретических основ и методологических подходов к трансформации системы управления затратами, в том числе:

Обоснованы методологические подходы к исследованию сущности категории «затраты» применением принципов диалектической логики и философских оснований позитивизма; сформированы разновидности интерпретации их экономического содержания, отличающиеся от трактовки других авторов выделением воспроизводственного, трудового, стоимостного, факторного, альтернативного и реального подходов; в познании внутреннего содержания категории раскрыты три методологии: «труда», «полезности» и «равновесия»; введено в научный оборот понятие «методология сервиса», основу которого составляет принцип продуктивности затрат, что позволило сформулировать современную концепцию в развитии знаний о затратах.

Раскрыта особенность научного понятия «затраты» современного формата, отличающаяся двойственностью экономической природы, которая базируется на затратном и маржиналистском подходах, феноменах труда и ограниченности ресурсов классической и австрийской традиций, и распространяется на бухгалтерские и экономические аспекты управления бизнес-процессами, термины «затраты» и «издержки», что способствует достижению терминологической упорядоченности при описании закономерностей протекания экономических процессов, их проявлений на эмпирическом уровне.

Уточнен понятийно-терминологический аппарат исследования: конкретизировано содержание сущности термина «издержки» усилением представления части затрат в качестве потерь живого и овеществленного труда, отличающееся рассмотрением возникновения расходов в потоке создания потребительской ценности; впервые обосновано определение системы управления затратами как совокупности организационных процедур для обоснования операционной упорядоченности и технологии скоростного маршрута деятельности, снижения затрат и максимизации отдачи использованных ресурсов, которое ориентирует на фактор времени, учет технологических особенностей в затратообразовании и соответствует сущностному предназначению системы управления как фундаментальному понятию. С позиции детерминистского подхода раскрыты иные особенности затрат и сформулированы новые принципы управления ими: совершенствование, гибкость, превентивность, выявление закономерности, децентрализация и долговременность, что позволяет достичь целенаправленности управленческих процедур.

Обоснован методологический подход к трансформации системы управления затратами организаций потребительской кооперации в модель нового уровня на основе:

адаптации современных знаний в сфере управления бизнес-процессами посредством представления многоотраслевой деятельности организации потребительской кооперации в качестве внутренних услуг взаимосвязанных процессов создания потребительской ценности, обеспечивающего процессное мышление в контексте системного подхода к управлению;

выделения отличающихся от традиционного понимания элементов управленческой модели, свойственных развитию экономики на основе модели «постфордизма», характеризующих: оптимизацию потока создания ценности, ориентированного на потребителя; повышение гибкости; обеспечение максимальной производительности процесса-ограничения для снижения скрытых затрат;

выявления резерва уменьшения затрат посредством оценки эффективности цикла процесса и исследования причин временных задержек;

дополнения научной классификации затрат признаком экспертной оценки потребителя, характеризующим экономическую модель затратами, добавляющими и не добавляющими потребительскую ценность продукту, способствующим измерению потребительской ценности денежным эквивалентом;

ориентации на предложенный показатель «коэффициент полезности затрат», раскрывающий внутреннюю структуру расходов, сформированную скрытыми «потерями» и продуктивными действиями, используемый для оценки структурного сдвига затрат и эффективности управленческой модели.

Разработана концепция системы управления затратами, основанной на методологии «сервиса», интегрирующая принципы теории «бережливого производства» и теории «ограничений», воздействующая на эффективность цикла хозяйственных процессов, структуру затрат потока и рейтинг покупательской ценности предложения, отличающаяся от традиционной целевыми установками, идеологией первичных характеристик, принципами, действиями, показателями эффекта, что способствует выявлению потерь времени, живого и овеществленного труда, сокращению накладных расходов, вместо традиционного их распределения. Информационная особенность предлагаемой концепции выражается в количественных и качественных признаках, позволяющих соответственно учесть скорость создания потребительской ценности и соотношение затрат, их дифференциацию с позиций потребителя.


загрузка...