Левый политический либерализм в вильгельмовской Германии (1858-1918) гг. (19.12.2011)

Автор: Баранов Николай Николаевич

Баранов Николай Николаевич

ЛЕВЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛИБЕРАЛИЗМ

В ВИЛЬГЕЛЬМОВСКОЙ ГЕРМАНИИ

(1858–1918 гг.)

Специальность 07.00.03 – Всеобщая история

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора исторических наук

Екатеринбург– 2012

Работа выполнена на кафедре новой и новейшей истории Института гуманитарных наук и искусств Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина»

Официальные оппоненты: доктор исторических наук, профессор

Сергей Михайлович

доктор исторических наук, профессор

Корнева

Лидия Николаевна

доктор исторических наук, профессор

Сергей Павлович

Ведущая организация: Учреждение Российской академии наук

Институт научной информации по общественным наукам РАН, г. Москва

Защита состоится 17 февраля 2012 г. в 14-00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.285.16 при ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина» по адресу: 620000, г. Екатеринбург, пр. Ленина, 51, зал Ученого совета, комн. 248

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина»

Автореферат разослан «___» ___________________ 2012 г.

Ученый секретарь диссертационного совета

доктор исторических наук, доцент Л. Н. Мазур

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. История немецкого либерализма середины XIX – начала ХХ вв. по-прежнему остается «тайной за семью печатями». Зачастую даже в представлениях профессиональных историков, напрямую не соприкасающихся с этой проблематикой, немецкий либерализм предстает «terra incognita» или находится глубоко в тени традиционных представлений о значимых, но имеющих, как правило, негативный оттенок маркерах эпохи: Бисмарк, объединение железом и кровью, кайзеровская империя, «альянс ржи и стали», милитаризм, мировая политика и т.п. Это объясняется тем, что либерализм воспринимается, как правило, в качестве универсальной доктрины и модели, как «политическая традиция Запада», которая практически не прижилась в Германии.

В соответствии с доктриной классического либерализма наиболее устойчивым и способным к развитию является общество, основанное на свободной рыночной экономике, социуме свободных индивидуумов, политической демократии и толерантности. Образец такого общества впервые был создан в англосаксонских странах в новое время и затем распространился по всему христианскому миру. В действительности эта концепция была создана только вo второй половине ХХ века усилиями группы известных немецкоязычных мыслителей, волею судеб переселившихся в Великобританию и очарованных ее историческим опытом: Л. фон Мизес, Ф. фон Хайек, К. Поппер, Р. Дарендорф. Историческая реальность гораздо сложнее и разнообразней: либерализм – это многоликое явление, которое неоднократно меняло свою формы и сущность в зависимости от конкретно-исторических условий и региональных особенностей. По словам известного немецкого историка Л. Галя «термин либерализм часто используется произвольно и служит этикеткой для самых различных политических, экономических и социальных сил, идей и устремлений».

Самым травматичным в исторической памяти немцев остается период национал-социалистической диктатуры и Второй мировой войны. Не удивительно, что с тех пор и до сего дня любые интерпретации событий и процессов нового и новейшего времени вольно или невольно интериоризируются «германской катастрофой» середины ХХ столетия (Ф. Мейнеке). Среди прочего немалая доля ответственности за путь к катастрофе возлагается на немецкий либерализм. Наиболее последовательно эту мысль отстаивают вслед за Ф. Фишером и Г.-У. Велером сторонники концепции «особого пути» Германии в эпоху модерна. В связи с экономической отсталостью Германии и отсутствием национальной буржуазии в первой половине XIX в. немецкий либерализм характеризуется как слаборазвитый. С самого начала своего политического существования, со времени потерпевшей поражение революции 1848 г. он демонстрирует две взаимодействующие между собой особенности, которые не позволили создать в Германии прочную либеральную традицию, подобную британской или французской. Во-первых – его поздний старт, во-вторых – отказ от собственных принципов во имя национального объединения («сначала единство, затем свобода»). Подчеркивается капитуляция либералов пред силовым государством. Все это в контексте концепции континуитета между Бисмарком и Гитлером привело к тому, что немецкие либералы не смогли предложить и реализовать жизнеспособную альтернативу кайзеровскому режиму, что и сделало неизбежным приход к власти национал-социалистов.

Подобный прямолинейный детерминизм скорее затемняет, чем проясняет проблему. Чтобы полнее понять специфику немецкого либерализма, необходимо вписать его в более широкий европейский и региональный исторический контекст. Идеология немецкого либерализма, как и других национальных вариантов этого течения, формировалась в эпоху зрелого Просвещения и Французской революции. Однако она испытывала на себе мощное влияние политической традиции старой империи, которая в новых условиях нашла выражение в комплексе представлений «исторической школы права» Ф. К. фон Савиньи и К. Ф. Эйхгорна. В рамках идеи дуализма государства и общества основами германской государственности считались сословная конституция (не столько свод основных законов, сколько органическое строение государства) и сословный федерализм, а ее национальная специфика виделась в сочетании сословно-корпоративного представительства и выборной династической монархии. С позиций историко-романтической школы в трудах Ф. К. Дальмана и Р. фон Моля необходимость конституции и народного представительства обосновывалась не потребностями настоящего и будущего, а давними прецедентами.

Становление идеологии и политической практики немецкого либерализма происходило в сложных условиях. В первой половине XIX столетия в Германии национальная буржуазия как класс еще не сложилась, а либеральные ценности под влиянием британского и французского опыта усваивались и воспроизводились в основном представителями традиционных по происхождению городских слоев, которых объединял относительно высокий образовательный уровень и достаточно широкие возможности социальной самореализации. В немецкой традиции они определяются термином «бильдунгсбюргертум» (нем. Bildungsbuergertum) адекватный перевод которого в отечественной историографии пока не утвердился. Еще более сложная ситуация с определением содержания немецкого левого либерализма. Само это словосочетание «немецкий левый либерализм» кажется едва ли не оксюмороном. Тем не менее, такое политическое явление существовало и существует в истории Германии, по крайней мере, с середины XIX столетия. Однако в то время понятие «левый либерализм» не использовалось, а вместо него употреблялось «радикальный либерализм».

Очевидное противоречие между понятиями «либеральный» и «радикальный» в уникальном единстве воплощали личности первых представителей решительной оппозиции. Это противоречие заключалось в первую очередь в радикальном преувеличении либеральных принципов. То же смысловое противоречие иллюстрирует охотно использовавшееся левыми либералами название «народная партия», поскольку они в целом оказались не способны к мобилизации масс и даже не стремились к этому. Олицетворением левого либерализма в вильгельмовской Германии являются два наиболее ярких и влиятельных политика той поры – Ойген Рихтер и Фридрих Науман. В личных судьбах и политической деятельности этих выдающихся представителей двух поколений немецких либералов отразились существенные черты исторической судьбы левого либерализма в Германии, со всеми их надеждами и противоречиями.

Степень изученности темы характеризуется тем обстоятельством, что немецкий левый политический либерализм и его историческое значение остаются недооцененными. В отечественной историографии традиции изучения данного направления фактически не сложилось. Вклад российских историков ограничивается несколькими статьями таких авторов как А. И. Патрушев, А. Б. Цфасман, Е. Д. Максаковская, Г. М. Садовая. В зарубежной историографии (преимущественно немецкоязычной, а также англосаксонской) проблематика политического либерализма в Германии середины – второй половины XIX века разрабатывается давно и достигла определенной степени зрелости. Однако левый политический либерализм остается на периферии исследовательских интересов, за исключением личности и деятельности Фридриха Наумана. Однако стоит заметить, что многие авторитетные исследователи, такие как, например, Р. Дарендорф выражают серьезные и обоснованные сомнения в принадлежности Наумана к левому либерализму. Истории изучения немецкого политического либерализма, сложившейся в отечественной, немецкой и англоязычной историографии, посвящена первая глава диссертационного исследования.

Источниковая база исследования представлена комплексом неопубликованных и опубликованных письменных источников различной видовой принадлежности. Специфика источниковой базы исследования определяется исторической судьбой самого левого политического либерализма. Неопубликованные исторические источники сравнительно слабо представлены в архивных фондах федерального и земельного уровня. В связи с этим основой источниковой базы стали опубликованные законодательные акты и парламентские документы, документы политических партий. Важное место среди источников по теме исследования заняла либеральная пресса. Ключевое значение для понимания мировоззренческих, идеологических и программных установок левых либералов имеет обширная публицистика их лидеров О. Рихтера и Ф. Наумана. Кроме того, были использованы источники личного происхождения. Развернутая характеристика источниковой базы исследования содержится в первой главе данной диссертации.

Объект исследования: либерализм в политической культуре вильгельмовской Германии (1858–1918 годы).

Предмет исследования: левый политический либерализм как неотъемлемая составная часть общелиберального движения, политической системы и государственного строя вильгельмовской Германии (1858–1918 годы).

Цель диссертационной работы – комплексное изучение феномена левого политического либерализма в вильгельмовской Германии, его идеологии, программатики, а также политической деятельности левых либералов в 1858–1918 годах.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие исследовательские задачи:

– изучить исторические условия формирования идеологических и организационных основ политической деятельности немецкого левого политического либерализма, их связь с задачей объединения страны;

– проанализировать процесс становления либеральных партий – первых политических объединений общегерманского масштаба;

– выявить общее и особенное в развитии левого политического либерализма на общегерманском уровне и на уровне отдельных наиболее значимых союзных государств – Пруссии, Вюртемберга, Ганновера, Саксонии и других;


загрузка...