Формирование ценностного сознания будущего учителя в аксиологическом педагогическом пространстве (19.10.2009)

Автор: Вершинина Лидия Васильевна

Любовь – 0,584. Друзья – 0,513

Красота природы и искусства – 0,452 Обстановка в стране – 0,563

Красота природы и искусства – 0,411 Активная жизнь – 0,608

Признание – 0,405

4 Признание – 0,501

Уверенность – 0,435 Мудрость – 0,406 Творчество – 0,529

Признание – 0,492

Интересная работа – 0,479 Творчество – 0,262 Друзья – 0,666

Любовь – 0,455 Удовольствия – 0,448

Признание – 0,401

5 Любовь – 0,548

Творчество – 0,502 Самостоятельность – 0,582 Самостоятельность – 0,410 Творчество – 0,560

Красота природы и искусства – 0,478

Интересная работа – 0,407 Семья – 0,481

Здоровье – 0,419 Мудрость – 0,400

6 Обстановка в стране – 0,395 Удовольствия – 0,295 Друзья – 0,636

Равенство – 0,572 Уверенность – 0,471 – Друзья – 0,635

Познание – 0,371

7 Красота природы и искусства – 0,474

Интересная работа – 0,411 Равенство – 0,454 – Творчество – 0,316 – Обстановка в стране – 0,416

Где № – номер главной компоненты; I – студенты экономического и психологического факультетов, II – студенты Института филологического образования, III – студенты Института иностранных языков; А – констатирующий этап эксперимента; Б – контрольный этап эксперимента.

Исследованием установлены изменения, произошедшие в скрытых, но объективно существующих закономерностях мышления будущего учителя, в выражении им ценностного отношения. Если в момент поступления в педвуз дифференцирующими первую главную компоненту студентов первой группы являлись такие ценности-цели, как «счастливая семейная жизнь», «здоровье», «материально обеспеченная жизнь», «любовь», то к моменту окончания вуза таковыми стали «жизненная мудрость», «обстановка в стране», «активная деятельная жизнь», «любовь». Для второй главной компоненты такими ценностями-целями стали «свобода», «красота природы и искусства», «жизненная мудрость».

Исследованием установлено, что в ценностном сознании выпускников, прошедших экспериментальное обучение, ценностное (этика добродетелей) преобладает над деонтологическим (этика долга). По ряду параметров ценностное сознание студентов первой группы доминирует над ценностным сознанием студентов, не проходивших экспериментального обучения. Данные типы моральной мотивации находятся в противоречивых отношениях. С одной стороны, они в конкретной ситуации выбора доминируют друг над другом; с другой – сопрягаются. Противоречивость между аксиологическим и деонтологическим в ценностном сознании будущего учителя разрешается (будет разрешаться), поскольку осваиваемые будущими учителями ценности имеют свои императивные продолжения. Суть такой императивности ценностей заключается в том, что если любая ценность осознается будущим учителем как нравственная, то она становится императивом, реализуется во имя и ради другого. Во взаимном переходе «ценностей для себя» в «ценности для другого» в рамках педагогического отношения возможно сопряжение деонтологического и аксиологического, которое (сопряжение) обусловит жизнеспособность золотого правила нравственности. Золотое правило нравственности «императивно, но не авторитарно» (Р.Г.Апресян), инициативно и действенно. Императивность золотого правила нравственности заключается в том, что оно содержит в себе требуемое, должное. Благодаря требуемому и должному, с одной стороны, инициативному и действенному – с другой, в ценностном сознании будущего учителя деонтологическое и аксиологическое будут сопрягаться, что и приведет к разрешению противоречия, которое будет возникать вновь и вновь по мере переоценки учителем ценностей, кристаллизации и переструктурирования ценностей. В такой возобновляющейся коллизии между деонтологическим и аксиологическим рождаются новые ценностные системы, освящающие жизнь человека, его моральный и ценностный выбор.

На примере результатов (они лишь частично отражены в автореферате), которые получены при определении иерархии ценностей-целей и ценностей-средств, при выявлении связей между ними (прямых и обратных) показано, как ценностное сознание «видит» «движение» ценностей в аксиологическом педагогическом пространстве, как оно «обращает внимание» на содержание ценностных отношений, реализуемых в ценностно-ориентационной деятельности. При этом осмыслены противоречия, существующие в плоскости отношений между терминальными и операциональными ценностями, и обосновано, что противоречия ценностного сознания будущего учителя имеют тенденцию к разрешению.

Выводы:

1. Формирование ценностного сознания будущего учителя, структурными компонентами которого являются этическое, моральное знание и ценности (значения и смыслы, этические категории и понятия морали, идеалы обладают значением ценностей), происходит достаточно результативно при реализации практико-ориентированной концепции, ведущей идеей которой является идея избирательности нравственности.

2. Разработанная в контексте уровней методологии концепция позволила определить адекватные каждому ее уровню функции ценностного подхода к формированию ценностного сознания будущего учителя в создаваемом аксиологическом педагогическом пространстве, содержание которого образуют ценностные отношения, фиксируемые, реализуемые в ценностно-ориентационной деятельности, и принципы, обеспечивающие реализацию данного подхода в контексте уровней методологии.

3. Формирование ценностного сознания будущего учителя обеспечивается реализацией разработанной модели процесса формирования ценностного сознания будущего учителя, которая включает: цель; ценностный подход; принципы реализации ценностного подхода; содержание процесса формирования ценностного сознания; направления деятельности преподавателя; методы формирования ценностного сознания будущего учителя; прогнозируемый результат.

4. Формирование ценностного сознания будущего учителя предполагает обоснование содержания процесса его формирования, которое, будучи раскрыто в особом методологическом ракурсе – сквозь призму категорий «мораль», «нравственность», «ценностное сознание», предстает обусловленным содержанием структурных компонентов ценностного сознания будущего учителя.

5. Развитие ценностного сознания будущего учителя включает в себя:

– формирование оценочных и ценностных представлений (знаний) студентов о категориях этики, о понятиях морали, о ценностях, которые (представления) составляют материал для выражения оценочных и ценностных суждений;

– создание аксиологического педагогического пространства, в котором «движение» ценностей от преподавателя к студенту и от студента к преподавателю составляет материал для поиска ценностей в рамках общительной связи между ними и для ценностно-ориентационной деятельности, в процессе которой происходит «работа» общающихся субъектов с ценностями;

– формирование опыта ценностно-ориентационной деятельности, который составляет материал для оценивания результатов поиска ценностей и их выбора.

6. Формирование ценностного сознания будущего учителя базируется на развитии у него способности к поиску ценностей, к их оценке, к выбору ценностей и к рефлексии. Методами, обеспечивающими развитие такой способности студентов, являются: сообщение студентам о философско-этических основах учебных дисциплин, предполагающее вычленение в их содержании категорий этики, понятий морали; этический диалог, теоретическая, логическая и эмпирическая аргументация, групповые дискуссии, позволяющие приобщать студентов к ценностям через их информирование о ценностях и о понятиях морали, которые «помещаются» преподавателем в контекст педагогической деятельности, предъявляются в личностно-ориентированных ситуациях этой деятельности; создание оценочных и ценностных ситуаций, ситуаций морального и ценностного выбора и др.

7. Формирование ценностного сознания будущего учителя предполагает обучение выявлению оснований ведущей идеи ситуации морального выбора, которая задает направленность реализации его принципов. При таком обучении обеспечивается формирование способности студентов к обоснованию того, какими принципами они руководствовались при принятии педагогических решений, по каким критериям они осуществляли моральный выбор, решали проблемную этическую ситуацию. Рефлексия студентов над основаниями ведущей идеи есть их размышления над методологическим и мировоззренческим уровнями в ценностном отношении; над ценностными отношениями, которые фиксирует правда как понятие ценностного сознания; над собственным опытом ценностно-ориентационной деятельности, являющейся способом создания аксиологического педагогического пространства и осуществления ценностей.

8. На основе обобщения результатов исследования, выполненного как на теоретическом, так и на экспериментальном уровнях, определены педагогические условия, соблюдение которых обеспечивает развитие ценностного сознания:

– наполнение осваиваемого студентами этического, морального знания педагогическим содержанием за счет взаимовоздействия одного типа научного знания с другим типом научного знания;

– воспроизведение студентами педагогического смысла ценностных аспектов категорий этики и понятий морали, в которых в снятом виде представлены нормативно-ценностные рекомендации этической науки относительно того, каким должен быть ученик в свете морального закона;

– формирование способности студентов к выражению оценочных и ценностных суждений, содержание которых задается нормативным слоем морали, адекватным принципам и нормам, ценностям и оценкам соответствующей социокультурной, педагогической ситуации;

– осмысление студентами содержания ценностей, на которые они должны ориентироваться при достижении целей образования и которые выводят их на собственное понимание правды, являющейся комплексным выражением ценностного отношения к миру, к учащимся, развиваемое в ценностно-ориентационной деятельности;


загрузка...