Формирование ценностного сознания будущего учителя в аксиологическом педагогическом пространстве (19.10.2009)

Автор: Вершинина Лидия Васильевна

Решение задачи развития способности студентов к поиску ценностей через использование «личностно-ориентированных ситуаций» (В.В.Сериков), к оцениванию через создание оценочных и ценностных ситуаций, к рефлексии через создание ситуаций морального и ценностного выбора достигалось посредством проведения на основе принципа концентризма этических диалогов, посредством организации работы студентов с текстами, посредством использования аргументации теоретических положений (научно-теоретической, эмпирической, логической. – А.В.Зосимовский); посредством решения педагогических задач и ситуаций, приема провокационных высказываний (Л.А.Байкова) и т.д.

Так, лейтмотивом этического диалога «О доброте» в рамках занятий по немецкому языку является мысль Н.Бердяева «Человек не должен выносить надругательства над человеческим достоинством», лейтмотивом этического диалога «Добро и зло» в рамках философии является мысль Сократа: «Высшая мудрость – различать добро и зло», в рамках педагогики – мысль Платона: «Никто не становится хорошим человеком случайно».

Отбор текстов осуществлялся таким образом, чтобы в них содержались, во-первых, методологический (как существуют ценности) и мировоззренческий уровни (каково соотношение между ценностями) ценностного отношения; во-вторых, – ценности блага, добра, долга и др.; в-третьих, – ценности-цели и ценности-средства; в-четвертых, – сформулированные Б.М.Бим-Бадом законы воспитания (закон золотого совпадения, закон оптимального закаливания и закон должной мотивации).

Развитие ценностных представлений студентов, опыта ценностно-ориентационной деятельности требует, чтобы теоретическое обучение сочеталось с педагогической практикой. При организации педагогической практики студентов мы ориентировали их на вычленение ценностного аспекта педагогической деятельности, который «выступает первоисточником ценностных характеристик субъективных намерений» (В.А.Василенко), пронизывает мысли и действия студентов, «видится» в ценностно-ориентационной деятельности. С этой целью студентам предлагались различные задания, требованиями к выполнению которых являлись включение «ценностного подхода в самое содержание критерия истины» (М.Б.Туровский), определение меры нравственного влияния на сознание и поведение учащихся, обоснование того, какими принципами они руководствовались при принятии педагогических решений, по каким критериям они осуществляли моральный выбор, решали проблемную этическую ситуацию.

В процессе исследовательских поисков мы пришли к убеждению, что особое значение имеет воспроизведение студентами оснований ведущей идеи ситуации, которая задает направленность реализации принципов морального выбора. Студент, исследуя эти основания, определяет критерии, на соотнесении с которыми выбирает способы снятия проблемности ситуации, ее решения. Стимулируя деятельность студентов по выявлению: трудностей при приобщении учащихся к ценностям, при организации ценностно-ориентационной деятельности на основе этики добродетелей и этики долга; различий в трактовке ценностного отношения этикой долга и этикой добродетелей; ценностного критерия в содержании педагогического знания; ценностей-целей и ценностей-средств, ценностей-добродетелей и ценностей жизнедеятельности, золотого правила нравственности, – мы стремились, чтобы осмысление противоречий сознания не ограничивалось уровнем содержания образования студентов, а выводило их в социальную сферу, побуждало их к ее мировоззренческому осмыслению.

Результативность экспериментальной работы определялась посредством сравнения результатов формирующего этапа эксперимента с данными его констатирующего этапа.

Этические и моральные знания как структурный компонент ценностного сознания студентов изучаются непосредственно с помощью метода понятийного словаря, опосредованно – в процессе применения методики «Ценностные ориентации» В.А.Ядова, изучения состояния ценностного сознания с позиции этики долга и этики добродетелей. Ценности как структурный компонент ценностного сознания студентов изучаются с помощью методики В.А.Ядова «Ценностные ориентации». Изучение категорий и понятий в статусе ценностей осуществляется не путем составления списка категорий и понятий, которые студенты ранжируют, но путем выявления состояния их ценностного сознания с позиции этики долга и этики добродетелей.

Исследованием установлены изменения, произошедшие в представлениях выпускников всех факультетов о категориях этики и понятиях морали. Суть изменений заключается в следующем: если на констатирующем этапе эксперимента состояние ценностного сознания всех первокурсников в части, относящейся к представлениям (знаниям) о категориях этики и понятиях морали, было в целом сознанием на уровне здравого смысла, а само ценностное сознание «не видело» общего и различного в таких понятиях, как «норма» и «принцип», не «обращало внимания» на смысл понятий «долг», «ответственность», «совесть», «честь», «достоинство» в целом и педагогический смысл в особенности, то сознание выпускников всех факультетов уже не основывается на совокупности житейских суждений и представлений. При этом у студентов экспериментальной группы (первая группа) в сравнении с выпускниками из контрольной группы (вторая группа) имеется более целостное представление о функциях оценочных и ценностных суждений, оценочных и ценностных представлений. Выпускники первой группы в большей мере, чем выпускники контрольной группы, различают ценностные и оценочные категории, осознают нормативный, моральный смысл понятий морали и категорий этики, понимают, что категории этики и понятия морали выполняют функцию оценки, результатом которой вначале является оценочное суждение, а затем ценностное суждение. В ценностном сознании выпускников первой группы присутствует связность знаний о категориях этики и понятиях морали, о ценностях, смысл которых (знаний) уже не «ускользает» от их сознания, как в момент поступления в вуз.

Исследованием установлены различия в системе ценностных ориентаций (ценностей-целей) студентов первой и второй групп, которые дают представление и об изменениях в ценностных структурах сознания студентов. Если для будущих учителей (первая группа) наиболее значимыми являются ценность «самостоятельность», перешедшая со второго ранга на одиннадцатый ранг, ценность «познание», перешедшая с восьмого ранга на третий ранг, ценность «свобода», перешедшая с десятого ранга на четвертый ранг, а уже затем ценность «материально обеспеченная жизнь» (пятый ранг), то для будущих учителей, не проходивших экспериментального обучения, наиболее значимыми являются ценность «любовь» (второй ранг), «интересная работа» (четвертый ранг), «материально обеспеченная жизнь» (третий ранг), а ценности «самостоятельность», «свобода», «познание» как терминальные ценности не занимают даже срединного положения в иерархии ценностей.

Отдавая предпочтение самостоятельности, расширению кругозора, выпускники первой группы сознательно осуществляют основанный на моральном познании выбор действий и поступков, при совершении которых они осознают, что действия и поступки не могут не затрагивать интересов другого. Они достаточно четко осознают, что свобода – это такое сознательное действие, которое совершается при принятии решений, определении способов их выполнения, а не из желания. Студенты, не прошедшие экспериментального обучения, не в полной мере осо-знают, что равнодушие является «следствием понимания свободы как самовольности, неподзаконности» (Р.Г.Апресян).

В результате анализа выявленных в ценностных структурах сознания прямых связей между ценностями-целями установлено, что студентами первой группы освоена более широкая система ценностных отношений, чем студентами второй группы. Они обладают более широкой критериальной базой оценки действий и поступков ученика, человека, их личностных качеств. Студенты первой группы, осуществляя выбор поступков из ряда возможных вариантов, осознают, что этот выбор основывается на выборе ценностей, предназначенных для их реализации во имя и ради другого. Они осознают роль и значение золотого правила нравственности во взаимодействии с другими людьми.

Исследованием установлено общее и различное в иерархии инструментальных ценностей выпускников первой и второй групп. Общее состоит в том, что доминирующими ценностями-средствами являются «образованность» и «независимость»; последняя имеет третий ранг у выпускников первой группы и второй ранг у выпускников, не прошедших экспериментального обучения. Различное заключается в том, что воспитанность как инструментальная ценность, переместившись с восьмого ранга на второй ранг, является доминирующей в иерархии ценностей-средств выпускников первой группы. В иерархии ценностей-средств выпускников экономического и психологического факультетов ценность «воспитанность» имеет восьмой ранг, в иерархии выпускников Института иностранных языков – девятый ранг. Доминирование в иерархии инструментальных ценностей выпускников первой группы воспитанности и чуткости становится условием разрешения противоречий между познанием и равенством, между самостоятельностью и уверенностью, поскольку, во-первых, воспитанность есть не что иное, как освоенная будущими учителями система ценностных отношений, образующих содержание их ценностного сознания. Во-вторых, чуткость, предполагающая заботу о нуждах, запросах и желаниях другого, давая возможность соотносить свои интересы с интересами другого, в ситуации морального выбора позволяет оставаться верным тому аксиологическому педагогическому пространству, в котором проживают и учитель, и ученик и которое создает учитель совместно с учащимися.

В исследовании с помощью метода главных компонент выявлены скрытые, но объективно существующие закономерности при выражении студентами ценностного отношения (Таблица 1).

Таблица 1. Главные компоненты, объединяющие студентов по ценностям-целям

№ I II III

А Б А Б А Б

1 Познание – 0,526

Творчество – 0,451

Самостоятельность – 0,430 Познание – 0,569

Активная жизнь – 0,553

Жизненная мудрость – 0,521 Счастливая семейная жизнь – 0,661

Здоровье – 0,647

Материально обеспеченная жизнь – 0,573 Жизненная мудрость – 0,602

Обстановка в стране 0,598

Активная жизнь – 0,481 Самостоятельность – 0,824

Свобода – 0,805

Равенство – 0,632

Уверенность – 0,595 Творчество – 0,638

Познание – 0,619

2 Друзья –0,543

Удовольствия – 0,430 Творчество – 0,471

Удовольствия – 0,307 Самостоятельность – 0,409 Свобода - 0,608

Красота природы и искусства – 0,426 Мудрость – 0,786

Познание – 0,684

Активная жизнь –0,612 Свобода – 0,741

Самостоятельность – 0,647

Равенство – 0,555

3 Активная жизнь – 0,592

Мудрость –0,531 Материально обеспеченная жизнь – 0,633

Признание – 0,465 Удовольствия – 0,653


загрузка...