Генезис и эстетическая эволюция испанского барочного мироощущения (19.10.2009)

Автор: Устинова Ирина Владимировна

УСТИНОВА ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА

ГЕНЕЗИС И ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ

ИСПАНСКОГО БАРОЧНОГО

МИРООЩУЩЕНИЯ

09.00.04 – эстетика

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора

философских наук

Москва - 2009

Работа выполнена на кафедре теории культуры, этики и эстетики Московского государственного университета культуры и искусств.

Научный консультант: доктор философских наук, профессор

Шибаева Михалина Михайловна.

Официальные оппоненты: доктор философских наук, профессор

Арсланов Виктор Григорьевич;

доктор философских наук, профессор

Маньковская Надежда Борисовна;

доктор философских наук, профессор

Сараф Михаил Яковлевич.

Ведущая организация: Московский государственный университет им. М. В Ломоносова (кафедра эстетики)

Защита состоится « » ________________ 200__ года в ________ часов на заседании диссертационного совета Д 210.010.04. по защите диссертации на соискание ученой степени доктора наук при Московском государственном университете культуры и искусств по адресу: 141406 г. Химки Московской области, ул. Библиотечная, 7, зал защиты диссертаций.

С диссертацией можно ознакомиться в научной библиотеке Московского государственного университета культуры и искусств.

Автореферат разослан « » _________________ 200__ г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор философских наук, профессор Суминова Т. Н.

I. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования обусловлена целесообразностью изучения философско-эстетической и творческой реакции на кризисные явления в культуре, обозначенной в предлагаемой диссертации словом эстетизм. Эстетизм мыслится, во-первых, как специфический тип субъективных переживаний, воплощенных в образной форме; во-вторых, как экзистенциальный ответ индивида на негативный жизненный опыт.

Актуальность рассмотрения эстетизма как типа реакции на кризисные явления в культуре обусловлена неоднозначностью явления эстетизма и противоречивостью его последствий, в ряду которых: уход индивида в сферу «чистого искусства»; вызов социальному окружению и одновременно попытки выхода в сферу социальности; воздействие творческой практики на общие культурные ориентиры и состояние менталитета социума, в частности, на степень переживания им собственной идентичности.

В ситуации исчерпанности прежних идеалов, а также неопределенности ценности и цели социокультурного развития заметно возрастает значимость осмысления различных проявлений эстетизма. Существенным моментом является тот факт, что для творческой личности, склонной к эстетизму, характерна тяга к экспериментированию, оригинальному формотворчеству, структурированию мира культуры, что заключает в себе эвристические возможности: в сфере творчества благодаря обновлению художественных форм происходят изменения в культуре - «символической Вселенной», по определению Кассирера. Эстетизм с присущим ему аристократизмом, тягой к эксперименту, оригинальному формотворчеству способствует структурированию мира культуры.

Актуальность обращения к феномену эстетизма связана также с тем, что при достаточной изученности механизмов социального, экономического, политического, финансового и других противодействий кризисным явлениям, художественно-эстетический механизм, равно как и степень его продуктивности, остаются не вполне исследованными и отрефлексированными. Между тем, очевидны свидетельства действия названного механизма как в периоды оформления явления эстетизма (ХVII в.), так и в пору его осмысления деятелями культуры в последние десятилетия модернизма (конец ХIХ – середина ХХ вв.). Как представляется, результатом его работы не в последнюю очередь является наблюдаемое в истории культуры ритмическое чередование плодотворных в плане художественных достижений и «спокойных» эпох, периодизация которых не совпадает с социально-экономической периодизацией кризисных и некризисных ситуаций в жизни общества.

Специфика художественно-эстетического механизма инновационных изменений в культуре обусловила открытый характер вопросов о том, какова сущность эстетизма и его художественной составляющей, в чем заключаются особенности его модификации в контексте смены эпох, в какой мере влияют на восприятие кризисных явлений и их воплощение в искусстве этнонациональный менталитет и культурно-исторический опыт разных стран, что представляет собой эстетический аспект кризисных явлений культуры, в каких пределах происходит угасание творческого начала и переоценка ценностей в ситуации «испытания неопределенностью»? Кроме того, в ряду вопросов о сущности эстетизма особое место занимает проблема возникновения определенных стилей художественного отражения переживаний по поводу тех или иных проявлений кризиса культуры.

Таким образом, необходимость осмысления эстетизма как особого явления культуры на предложенном в данной работе критическом уровне с учетом предыдущего опыта его изучения в мировой и отечественной философской литературе обусловила целесообразность определения специфики теоретических моделей эстетизма, с одной стороны; с другой – сопоставления их с моделями кризисных явлений.

Степень разработанности проблемы.

Проблема поисков «методов видения», характерных для тех или иных исторических эпох, обусловлена имманентностью процесса развития художественных форм, который подчиняет себе все остальные моменты творческой деятельности. При этом сама история развития художественно-выразительных форм сопровождается возникновением и распространением науки нарратологии, согласно которой любой нелитературный дискурс функционирует согласно принципам художественной литературы, что показано в работах Р. Барта, Я. Буркхарда, Г. Вёльфлина, А. Гринблат, Ж. Делеза, Ж. Дерриды, Д. Дидро, Э. Кассирера, Ю. Кристевой, Э.Р. Курциуса, Ж. Лакана, Х. Ортеги-и-Гассета, Э. Панофски, П. Рикёра, Л. Шпитцера, М. Фуко, К.Г.Юнга.

Оценка эстетического аспекта культурной традиции опирается на концепцию мифа, философию символических форм, на труды по герменевтике, на идеи о типологии истории искусств. Не менее значим и текстуальный подход к интерпретации культурных феноменов, который получил свое обоснование в рамках различных областей знания – лингвистики, текстологии, герменевтики, семиотики, структурализма, постструктурализма, философии текста. В числе наиболее авторитетных исследований следует назвать труды Л.М.Баткина, Г.И.Богина, Г.Г.Гадамера, А.-Ж.Греймаса, А.А.Горных, Г.В.Гриненко, Е.Гурко, И.П.Ильина, И.В.Кондакова, Г.К.Косикова, Ю.Кристевой, К.Леви-Строса, А.С.Новичковой, Н.Т.Пахсарьян, А.М.Пятигорского, В.П.Руднева, И.В.Силантьева, Т.Н.Суминовой, Б.А.Успенского, У.Эко и др. Основы дискурсивного подхода к изучению культурных текстов заложены в исследованиях П.Анри, Т.А. Ван Дейка, В.З.Демьянкова, Е.А. Красина, П.Серио, М.Фуко, Ю.Хабермаса.

Принципы структурализма и семиотики, разработанные, в частности, К. Леви-Строссом, Ч. Моррисом, Ч. Пирсом, Ф. де Соссюром, позволяют рассматривать в качестве комплексов культурных текстов Разнообразные типы художественного опыта и системы взаимообусловленных творческих приемов, проявляющиеся одновременно у поэтов, художников и музыкантов независимо друг от друга.

Для достижения синтетического способа понимания исследуемых явлений конструктивной силой обладает рекурсивный метод, открывающий перспективу предвосхищающего видения: посредством слов и символов обнаруживаются смыслы, генерируются цели, предсказываются траектории и оцениваются результаты. Рекурсивный способ близок к топике «ландшафтного», по Ф. Ницше, «предвосхищающего», по М. Хайдеггеру, мышления; к полю интеллектуальных перемещений «концептуальных персонажей» Делеза, Дерриды. Рекурсивная петля, исследующая обратные связи, значима в теории грамматики А.Н. Хомского, в взглядах Ж. Пиаже на развитие ментальных функций, на состояние знака как структуры и модели у А.Ф.Лосева, на апеллятивную структуру текста В. Изера и т.д. Все это предполагает структурно-семиотический способ оценки текста, понимаемого в данной работе как эстетический объект.

Идеи и методы рецептивной эстетики, тесно связанной в областью рефлексивной онтологии, показывающей взаимосвязь между субъектом и объектом восприятия, в отечественной науке изложены в работах М.М. Бахтина, В.В.Бычкова, А.Н.Веселовского, В.А.Волобуева, К.М.Долгова, М.С.Кагана, А.Я. Зися, Н.А.Кармина, Н.И. Киященко, Н.Л. Лейзерова, И.П.Леонтьевой, А.Ф.Лосева, Н.Б.Маньковской, А.С.Мигунова, А.А.Оганова, В.А. Ремизова, Н.В.Романовой, Н.А.Хренова, В.П. Шестакова, психологов Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна. Вопросы исследования эстетической составляющей аспектов мышления нашли свое отражение в трудах А.В. Гулыги, Э.В. Ильенкова, В.А.Кругликова, М.К. Мамардашвили и др.

К оценке состояния и динамики художественно-эстетической практики в отечественной науке обращались С. С.Аверинцев, В.Ф.Асмус, Г.Д. Гачев, Т.Л. Григорьева, Л.Н.Гумилёв, А.Я. Гуревич, Д.С.Лихачев, А.В.Михайлов, А.А.Пилипенко, А.А. Потебня, О. Седакова, Ю.Н. Тынянов, В.Б.Шкловский, Б.М. Эйхенбаум, И.Г.Яковенко, Д.Е.Яковлев. Ряд особенностей феномена панэстетизма в ракурсе философии жизни и философии культуры проакцентирован М.М. Шибаевой. Общим моментом рефлексии по поводу эстетизма является признание того, что эстетизм априори есть утверждение самоценности переживания прекрасного, на практике спродуцировавший комплекс исторически сложившихся в европейской культуре «глубинных интуитивных, невербализуемых художественно-эстетических критериев оценки искусства» (В.В.Бычков), которые остаются стабильными, претерпевая лишь внешние изменения под воздействием смены художественных вкусов эпохи.


загрузка...