Модели концептуализации этнических субкультур в глобально/локальном контексте (19.10.2009)

Автор: Соловьёва Анна Николаевна

Аргументируется тезис о том, что глобализационные потоки (транснациональных движений, миграции, туризма, медиа и т.д.) представляют этническую субкультуру в качестве новой формы организации публичного пространства, структура и границы которой отражают изменчивость отношений между традициями и образом жизни множества социальных групп.

Предлагается обоснование необходимости использования ресурса взаимодополнительности научных парадигм эссенциализма (объективизма) и конструктивизма в научных концептуализациях практик этнокультурного различения, осуществляемых в глобализационном контексте.

Выявляются базовые аспекты осмысления проблемы этнокультурной дифференциации и стратификации в контексте междисциплинарных исследований медиа и туризма, а также в реализации программ критического и рефлексивного анализа этнологической теории и практики.

Предлагается доказательство положения о том, что научная концептуализация субкультурных практик, демонстрирующих способность ее представителей к локализации традиционных (домодернизационных) племенных и этнических символов в модернизированном, городском и «западном» контексте, может быть рассмотрена как часть масштабного проекта деконструкции дискурса развития.

Теоретическая значимость

заключается в том, что в исследовании продемонстрирована возможность:

выявить и структурировать проблемное поле академических репрезентаций тех этнокультурных явлений и процессов, которые выходят за границы примордиалистских (оцениваемых в рамках критических и рефлексивных научных проектов как «эссенциалистские») теоретических моделей «этничности» и «культуры»: гибридных и диаспорических сообществ, субкультур, туристических и медиа этничностей;

представить субкультуру как модель локализации глобальных потоков культуры в этнокультурном пространстве;

исследовать модели складывания и реализации этнических субкультур в различных географических, национальных и транснациональных контекстах, практиках культурного производства и потребления;

анализировать, опираясь на предложенный подход, динамику происходящих в глобализационном и постколониальном контексте процессов утверждения и воспроизводства эссенциалистских интерпретаций этнического Другого, а также деконструкции образов его архаичности и примитивности в практиках дестабилизации «западных» моделей групповой идентичности, реализующих субкультурный потенциал представления логики этнического различения.

Положения, выносимые на защиту

1. Анализ теоретических и эмпирических исследований процессов формирования и воспроизводства этнокультурных различий, позволяет предположить, что понятия «этничность» и «культура» представляют собой узловые точки и привилегированные знаки, вокруг которых строится конкуренция между дискурсами (научных дисциплин, политических и социальных программ, художественных проектов) за возможность фиксации их смысла.

2. Результаты изучения туристических репрезентаций этнокультуры позволяют утверждать, что тема сопротивления глобальной униформности и сохранения локальной специфики в значительной части артикулируется средствами туристического дискурса с помощью технологически развитых форм медиа и коммуникации.

3. Реализация критического подхода к осмыслению глобализации предполагает интерпретацию «этничности» как понятия, обозначающего процессы возникновения противоречий и конфликтов между культурными фактами и значениями, которые порождаются взаимодействием расовых (представленных как «природные») и национальных (демонстрирующих нормативность «социального») различий.

4. Теоретические модели «этничности» и «субкультуры», сложившиеся в рамках социального конструктивизма и постструктурализма, демонстрируют общность методологических оснований и механизмов их использования для анализа практик групповых различий, поскольку отражают базовую для западного этнокультурного дискурса поляризацию «Я (мы, свои) /Другой». Теоретическая модель этнической субкультуры подчеркивает множественность и амбивалентность социального позиционирования индивида в глобализационном контексте, а также используется в процессе деконструкции монолитности и статичности объективистского понимания категории «этническая культура», необходимого для осмысления и демонстрации сообществами процессуальности и креативности этнокультурных различий.

5. Этнические субкультуры оказываются наиболее репрезентативным объектом при изучении глобализации или транснациональных связей, поскольку этнокультурные символы и артефакты, трансформированные в продукты потребления, свободно пересекают национальные границы, испытывая и оказывая влияние на формирование многообразия типов структур и значений этнических различий.

6. Применение концепции «этнической субкультуры» в анализе глобализационных коммуникативных механизмов, обеспечивающих связи потоков капитала, информации и людей, позволяет выявить сходство символов и смыслов, которые демонстрируются фрагментированными сообществами и их детерриторизированными и ретерриторизированными культурами. Теоретическая модель «этнической субкультуры» может быть использована для анализа специфики практик локализации глобальных культурных потоков, механизмом которых является креативное использование сообществами «субкультурного капитала» в поле репрезентации этнических различий (дискурсе «этничности и культуры»).

7. Новые формы социальности, имеющие пост-традиционный характер и демонстрирующие своими субкультурными стилями потенциальное стремление к разрушению модернизационных императивов дифференциации и развития представлены в концепции «новых племен» и «неопримитивизма». Понятие «этническая субкультура», используемое в современных исследованиях репрезентаций этнокультурных различий в ряду (и зачастую в качестве синонима) таких терминов, как «диаспора» и «гибридная культура», позволяет выявить содержание и динамику тех креативных практик сообществ, которые могут служить показателями разрушения идеи этничности, построенной на эссенциализации ее культурных оснований.

Практическая значимость

Полученные в исследовании знания позволяют:

- определить направления междисциплинарного диалога в современном знании о культуре, в реализации прикладных проектов репрезентации этнокультурных различий в практиках (как магистральных, так и альтернативных) туризма, медиа, образования и искусства;

- осуществить на основании модели этнической субкультуры практический анализ текстов современных художественных и политических течений, артикулирующих смыслы и значения этничности;

- разработать и апробировать в педагогической практике образовательные программы и курсы в области современной философии, антропологии и социологии культуры, теории масс-медиа и культурного туризма, социологии молодежи.

Апробация результатов исследования

Результаты исследования опубликованы в монографии (14.5 п.л.), а также в 33 статьях (общим объемом п.л.), вышедших в различных журналах и сборниках, включая 8 публикаций в журналах, входящих в перечень изданий ВАК Минобрнауки РФ для докторских диссертаций.

Теоретические проблемы, методологические основы и результаты исследования были представлены автором на международных и всероссийских конференциях, семинарах и круглых столах, в том числе:

- Втором Российском культурологическом конгрессе «Культурное многообразие: от прошлого к будущему» (25 - 29 ноября 2008 года, Санкт – Петербург).

- VI Международной научной конференции «Человек, культура, общество в контексте глобализации» по теме «Социокультурная политика в эпоху глобализации: проблемы и перспективы» (30 октября – 1 ноября 2008 года, Москва, РИК).

- III, IV и V Всероссийских Поморских чтениях по семиотике культуры: «Сакральная география и традиционные этнокультурные ландшафты народов Европейского Севера» (2007, 2008 и 2009 годы, Архангельск, ПГУ).

- Научно-практической конференции "Культурология: фундаментальные основания прикладных исследований". (15-16 мая 2008 года, Москва, РИК).

- Международном симпозиуме «Время культурологии» (23 - 26 мая 2007 года, Москва, РИК).

- Международной конференции «Наследие в эпоху социокультурных трансформаций. Человек, культура и общество и контексте глобализации.» (1-3 декабря 2006 года, Москва).

- Первом всероссийском конгрессе фольклористов (1 - 6 февраля 2006 года, Москва).

- Всероссийской конференции «Индивидуальные исследования в рамках научных организаций нового типа: проблемы и перспективы» (1 - 6 марта 2004, Москва, МИОН).

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, четырех глав, восьми параграфов, заключения, списка литературы, включающего 513 наименований, в том числе 418 источников на иностранных языках. Объем диссертации

II. Основное содержание диссертации

Во введении дается общая характеристика темы исследования, обосновывается ее актуальность, формулируются цели и задачи, объект и предмет исследования, обозначаются методологические подходы к решению поставленных задач, подчеркивается новизна в постановке и рассмотрении заявленной научной проблемы, излагаются основные положения, выносимые на защиту, определяется теоретическая и практическая значимость работы, дается информация о ее апробации.

Первая глава «Этническая культура как предмет антропологии глобализации» представляет собой анализ комплекса теоретических проблем современной культурной антропологии, связанных с поиском и обоснованием новых форм использования ключевых для науки о культуре методов (этнографии и этнологии) и принципов (холизма и релятивизма) для изучения этнических сообществ в динамическом контексте глобализации.

В первом параграфе Культурно - антропологические подходы к анализу глобализационных факторов этнокультурной динамики основное внимание уделено выявлению и описанию сложившихся в конце 20 века концептуальных моделей «этнографии глобализации», появившихся в результате реализации критических и рефлексивных программ деконструкции классических оснований антропологического знания о культурных различиях.


загрузка...