Научно-педагогическое обеспечение профильного образования старшеклассников (19.10.2009)

Автор: Сикорская Галина Анатольевна

СИКОРСКАЯ Галина Анатольевна

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ПРОФИЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования

Автореферат диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Оренбург 2009

Работа выполнена в государственном образовательном учреждении

высшего профессионального образования

«Оренбургский государственный университет»

Научный консультант – доктор педагогических наук, профессор

Андрей Всеволодович Кострюков

Официальные оппоненты: член-корреспондент РАО,

доктор физико-математических наук, профессор,

Акрям Жафярович Жафяров

доктор педагогических наук, профессор

Валентина Григорьевна Рындак

доктор педагогических наук, профессор

Ирина Михайловна Осмоловская

Ведущая организация –

ГОУ ВПО «Российский государственный

профессионально-педагогический университет»

Защита состоится 23 декабря 2009 года в 10 часов на заседании диссертационного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 212.181.01 при Оренбургском государственном университете по адресу: 460018, Оренбург, пр. Победы, 13, ауд. 170215.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Оренбургский государственный университет».

Автореферат разослан «____» ноября 2009 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета,

доктор педагогических наук,

профессор И.Д. Белоновская

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. Характерной особенностью современной социально-экономической ситуации в России является повышение роли образования как важнейшего условия прогрессивного развития общества, обеспечивающего комплексное обновление всех сфер его жизнедеятельности в условиях перехода к демократическому государству и рыночной экономике.

На этапе всестороннего реформирования российского общества сфера образования выступает приоритетным направлением системной государственной политики. Отечественное образование может успешно выполнять свои прогностические функции в том случае, если его структура, содержание, организация и методы реализации достаточно мобильны, отвечают требованиям не только сегодняшнего дня, но и ориентированы на перспективу.

Присоединение России к Болонскому процессу обуславливает принятие нашей страной ряда обязательств о проведении необходимых преобразований в контексте европейской образовательной интеграции, определяет стратегию изменения содержания и структуры образования, направленную на повышение его качества и установление равного доступа к полноценному образованию различных категорий обучаемых в соответствии с их индивидуальными потребностями.

Основные нормативно-правовые документы российской образовательной политики – Закон Российской Федерации «Об образовании», Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, Национальная доктрина образования в Российской Федерации, Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений – законодательно подтверждают необходимость подготовки современных, мобильных, предприимчивых молодых людей, которые способны к принятию продуктивных самостоятельных решений, обладают чувством ответственности за судьбу страны.

В качестве главного результата школьного образования в современной России рассматривается готовность выпускников к непрерывному образованию, сотрудничеству и диалогу, умение отстаивать свои права и находить компромиссы, проявляя терпимость к чужому мнению, способность к самостоятельному и успешному выбору профессии.

Направленному решению проблемы профессионального самоопределения учащихся в парадигме успешной личностной самореализации призвано способствовать введение на старшей ступени обучения общеобразовательной школы системы специализированной подготовки – профильного обучения, расширяющего возможность обоснованного выбора учащимися старшей школы гуманитарного или физико-математического направления образовательной подготовки в зависимости от индивидуальных интересов, склонностей и способностей.

Предполагая широкую апробацию и внедрение комплекса образовательных инноваций, включая предпрофильную подготовку учащихся, введение новой системы оценивания учебных достижений, создание образовательных сетей и ресурсных центров на региональном, муниципальном и школьном уровнях, профильное обучение позволяет старшеклассникам получить более глубокие и разносторонние теоретико-прикладные знания по избранному направлению, развивать практические навыки и исследовательские умения, целенаправленно готовить себя к успешной трудовой деятельности, продолжению образования в среднем или высшем профессиональном учебном заведении.

Ориентированное на удовлетворение познавательных интересов, склонностей и способностей каждого школьника, обладая значимым потенциалом личностного развития учащихся в приоритетных условиях построения индивидуальных образовательных траекторий освоения учебного содержания, профильное обучение по расширяющемуся объему выдвигаемых целей и решаемых задач совершенно обоснованно восходит к статусу профильного образования, выступает одним из наиболее позитивно оцениваемых общественностью мероприятий по образовательной модернизации современной школы.

В психолого-педагогической литературе вопросам организации и совершенствования профильного образования школьников уделяется значительное внимание:

– разрабатываются методологические аспекты образовательной реализации целей и задач профильного обучения (Т.П. Афанасьева, И.Л. Бим, М.В. Буров, Е.В. Воронина, С.А. Воронкова, Е.М. Горенков, Е.Н. Дзятковская, Ю.И. Дюк, А.Ж. Жафяров, А.А. Остапенко, Е.Я. Подгорная, Е.Л. Рачевский, М.В. Романовская, З.В. Семенова), в том числе в контексте профессионального самоопределения (Л.К. Артемова, И.С. Артюхова, И.С. Кон, Ю.М. Орлов, И.М. Осмоловская, И.П. Подласый, Е.И. Рогов, Е.Ф. Шестерников) и в условиях предпрофильной подготовки учащихся (Н.М. Ладнушкина, Т.Г.Новикова, С.Г.Осипова, И.Я. Попугаева, Л.Н. Серебренников, Т.В. Черникова, Е.П. Чикинда, Н.В. Шмакова);


загрузка...