Формирование контингента студентов технического вуза: проблемы и подходы к их решению геометрическими методами квалиметрии (19.10.2009)

Автор: Полежаев Виктор Дмитриевич

Результаты ЕГЭ продемонстрировали возможность использования разработанных контрольно-измерительных материалов для дифференциации обучающихся по уровню их подготовки при зачислении в вузы. Анализ показывает повышение качества этих материалов. Однако для более полного обеспечения объективности получаемых результатов необходимо их дальнейшее совершенствование (более тщательный отбор, уточнение системы оценивания, совершенствование системы экспертизы и апробации заданий).

Геометрический анализ модели шкалирования результатов ЕГЭ (так же как и результатов Централизованного тестирования), реализуемой Федеральным центром тестирования (ФЦТ), выявил её несовершенство. Графики зависимостей тестового балла и рейтинга (процента участников ЕГЭ, имеющих меньший или равный балл) от процента выполненных заданий (отношения набранного первичного балла, умноженного на 100, к его максимальной величине) показывают, что после шкалирования высокие первичные баллы преобразуются в более низкие тестовые (рис.2, а). Абитуриенты не понимают ни смысла, ни процедурного механизма подобного пересчета.

Рис.2: а) графики зависимостей тестового балла и рейтинга от процента выполненных заданий ЕГЭ по физике;

б) области плоскости XOY, соответствующие суммам баллов двух предметов

Автором диссертации на научных конференциях неоднократно ставился на обсуждение вопрос о необходимости разработки методик сопоставления и сравнимости результатов различных видов вступительных испытаний. Потребность в этом возникла в ОмГТУ в период засчитывания наряду с баллами ЕГЭ результатов Централизованного тестирования. Проведенный геометрический анализ наглядно продемонстрировал отсутствие сопоставимости результатов проводимых ФЦТ национальных тестирований.

Весомым аргументом необходимости модернизации применяемой системы шкалирования ЕГЭ, по нашему мнению, является то, что ее нельзя использовать при оценке собственных вступительных экзаменов вузов (дополнительных, творческой направленности или для абитуриентов, освобожденных от сдачи ЕГЭ). Если, к примеру, оценивать такой экзамен по стобалльной шкале с позиций ФЦТ, то надо за 20 % выполненных заданий выставлять 30–40 баллов, а за 90 % заданий – только 80 баллов. В противном случае при общем суммировании баллов этот экзамен будет иметь иной весовой коэффициент по сравнению с остальными предметами, сданными в формате ЕГЭ. Эта злободневная с точки зрения обеспечения равенства прав на получение образования проблема до сих пор не нашла приемлемого разрешения.

является график, изображенный на рисунке 2, а. Проекция этой поверхности на плоскость XOY изображена на рисунке 2, б.

демонстрирует (рис. 3, б), что абитуриенты, выполнившие суммарно по двум предметам одинаковый объем – 140 % заданий, по пятибалльной шкале могли набрать в сумме 8, 9 или 10 баллов, что, конечно же, несправедливо.

После представления средствами компьютерной графики в Рособрнадзоре в октябре 2008 года геометрической части материалов реферируемой работы, свидетельствующих о серьезных искажениях при переводе результатов ЕГЭ из стобалльной шкалы в пятибалльную, граничащих с нарушением законодательного положения по обеспечению равенства прав в доступе и получении высшего образования, было принято решение об отказе с 2009 года от такой системы оценивания знаний абитуриентов.

– показатель качества подготовленности, равный сумме рейтингов абитуриента по указанным предметам ЕГЭ 2008 г. (поверхность синего цвета рис. 4).

демонстрируют следующее:

при одинаковом суммарном объеме выполненных заданий более высокие конкурсные показатели имеют абитуриенты со стабильными (минимально различающимися по предметам) результатами;

для достижения одинаковых показателей суммарного рейтинга «нестабильному» абитуриенту требуется выполнить больший объем заданий, нежели «стабильному» абитуриенту.

Такой подход при формировании студенческого контингента возвращает нарушенную действующим шкалированием ЕГЭ логику зачисления абитуриентов, выполнивших суммарно большее количество заданий, а не набравших большее количество баллов (которое не всегда ему соответствует) и, тем самым, легализует возможность предоставления определенных (небольших) преимуществ «стабильным» абитуриентам при зачислении.

Рис.4. Зависимость суммарного рейтинга от %% выполненных заданий ЕГЭ

В работе геометрическими методами квалиметрии обосновывается возможность и целесообразность применения разработанных подходов при проведении конкурсного отбора в вузы. Материалы исследования, в том числе статистические эксперименты на реальных базах результатов вступительных испытаний абитуриентов ОмГТУ, убедительно доказывают преимущество представленной в диссертации модели организации конкурсного отбора по сравнению с традиционно используемой. С её помощью обеспечивается более качественное формирование студенческого контингента.

ОмГТУ еще в 2002 году принял решение о проведении всех вступительных испытаний в ОмГТУ в форме бланкового тестирования. Для этого под руководством автора диссертации был создан программно-технический комплекс контроля знаний, с помощью которого удалось автоматизировать регистрацию абитуриентов, сканирование и распознавание бланков, обработку результатов с заданным уровнем надежности, распечатку итоговых ведомостей и статистический анализ. Комплекс интегрирован с действующей системой учета абитуриентов с соблюдением контролируемого надлежащего уровня секретности. Эффективность его использования была подтверждена не только в ОмГТУ, но и в Камском государственном политехническом институте (г. Набережные Челны).

На наш взгляд, некоторые идеи, реализованные в нашей разработке, имеет смысл использовать при совершенствовании организационно-технологического обеспечения проведения ЕГЭ. В условиях введения ЕГЭ в штатный режим настоящая разработка не только не утрачивает своего значения, но и, наоборот, продолжает активно использоваться приемной комиссией ОмГТУ при приеме категорий граждан, которые вместо ЕГЭ сдают вузовские экзамены.

В заключении диссертации обобщены результаты теоретического и эмпирического исследования, изложены основные выводы. Основным итогом проведенного исследования является постановка и решение актуальных, особенно в условиях модернизации образования, теоретических и практических проблем системы высшего профессионального образования.

Формирование контингента современного технического вуза – один из аспектов его деятельности, в качестве и результатах которого одинаково заинтересованы общество, государство и сам вуз. Общество ждет от вуза высококвалифицированных специалистов с высокими нравственными установками, подлинных интеллигентов. Для государства это, прежде всего, специалисты-профессионалы, готовые выполнять на высоком уровне свои функциональные обязанности. Для вуза – это вопрос продолжения его деятельности, забота о качестве выпускника, обеспечение качества образовательного процесса, преемственность поколений, традиций и многое другое.

Все это резко актуализирует проблему формирования контингента, делает ее общественно значимой, обостряет отношения вокруг данной проблемы. Однако, несмотря на кажущуюся известность, проблема практически не исследовалась непосредственно, с определением задач, особенностей, подходов и т. д. К тому же, введение ЕГЭ как преобладающей формы, на основании которой будет производиться формирование вузовского контингента, реальное предоставление абитуриентам многократно возросших возможностей подачи заявлений в неограниченное количество вузов приведут к довольно неожиданным последствиям, которые еще можно только предугадывать. В этом направлении предстоит еще выполнить колоссальный объем исследований.

О недостатках в организации и проведении ЕГЭ неоднократно заявляли с высоких трибун авторитетные политические и общественные деятели, наличие проблем с ЕГЭ признавали как министр образования и науки России А. Фурсенко, так и высшие руководители нашей страны. Однако, по нашему мнению, при обсуждении проблем ЕГЭ их необходимо разделять на связанные собственно с организацией и проведением самого экзамена и интерпретацией при использовании его результатов. Проблемы второго типа в совокупности с вопросами организации приема в вузы, пожалуй, вызывают в обществе наибольшее беспокойство и неприятие. Как раз им и посвящена бoльшая часть диссертационного исследования.

Анализ исследований показывает, что диссертационная проблема напрямую связана с пропедевтической деятельностью вуза, которая выступает основой формирования контингента. От ее системности, научной обоснованности во многом зависит жизнеспособность контингента как целостного социального явления. Готовность абитуриентов к учебной деятельности в вузе следует рассматривать как единую систему взаимосвязанных компонентов (когнитивного, мотивационного, практического и рефлексивного), которая предполагает сформированность предметных знаний, умений, навыков учебного труда, профессионально-значимых качеств, свойств личности и индивидуальности, обеспечивающих рациональную и эффективную учебную деятельность в вузе.

Целью системы довузовского образования должна являться не только подготовка учащихся к поступлению в вуз, но и развитие разносторонней личности гражданина, ориентированной в современной системе ценностей и потребностях современной жизни, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, получению профессионального образования.

Этот круг вопросов, преломляясь в предмете нашего исследования, дает мощный толчок к поиску путей совершенствования процесса формирования контингента студентов. Опыт показывает, что простая ориентация на инженерную профессию, при всей ее целостности и действенности, не приводит личность к выбору конкретной специальности. Как известно, за последним следует выбор вуза, в котором в систематическом виде происходит не только профессиональная подготовка, но и профессиональное становление выбравшего конкретную специальность человека. Сам по себе этот процесс идет в составе контингента вуза, который выполняет ряд важных функций, оптимизирующих процесс становления вчерашнего абитуриента инженером. Таким образом, контингент вуза – это та среда, в которой происходят процессы организации жизнедеятельности студента от абитуриента до выпускника – высококвалифицированного специалиста.

Результаты исследования дают основания утверждать, что в стране недооценивается значение довузовской подготовки абитуриентов, от которой во многом зависит качество набранного контингента, а следовательно, и выпускников вуза. В работе доказано, что верно выбранная стратегия довузовской подготовки абитуриентов, четкая формулировка и реализация ее целей и задач позволяет сформировать у молодых людей мотивы, потребности и умения учиться, выявить и развить качества, необходимые им для дальнейшей профессиональной и общественной деятельности. Эффективное функционирование спроектированной и реализованной системы довузовской подготовки, успешная опытно-экспериментальная апробация разработанной технологии обучения и развития абитуриентов подтверждают сформулированную в диссертации гипотезу и правильность концептуальных положений, выносимых на защиту, позволяют сделать вывод о том, что задачи, поставленные в работе, выполнены.

В диссертации представлен анализ состояния довузовского образования в стране, выявлены роль, место, цели, задачи и функции системы довузовской подготовки. Показано, что система довузовской подготовки, как специфическая образовательная структура системы непрерывного образования, позволяет выпускникам средних образовательных учреждений устранить пробелы в знаниях, уровень которых, определяется минимумом образовательного стандарта, а также сверх базового уровня среднего образования. Ее цели определяются требованиями вузов, общества и отдельных индивидуумов, которые в современных социально-экономических условиях существенно изменились, в связи с чем требуется совершенствование и самой системы довузовской подготовки, являющейся необходимым элементом системы высшего профессионального образования.

Повышение эффективности функционирования довузовского образования может быть достигнуто при соблюдении ряда условий, среди которых основными являются: прогнозирование потребностей высшей школы и абитуриентов; профилизация общеобразовательной школы и ее приближение к потребностям вузовской системы и рынка труда; устранение сегментации этой образовательной подсистемы. Сегодня уже разработаны инновационные модели подготовки учащихся, интенсивно ведется информатизация довузовского образования, налицо радикальное улучшение материально-технической базы учреждений довузовского образования. Значительную роль в этом играет реализация приоритетного национального проекта «Образование».

Автором была разработана модель совершенствования системы довузовской подготовки в техническом университете, которая позволила упорядочить накопленную информацию, выявить структурные элементы системы подготовки, обосновать ее функции, наметить направления совершенствования, реализовать на практике организационно-структурные части системы, разработать технологии обучения абитуриентов и создать методическое обеспечение жизнедеятельности этой системы.

Разработана и реализована эффективная технология обучения и развития абитуриентов, основанная на модульном принципе и многофункциональном тестировании. Тестирование здесь используется на всех этапах обучения как средство обучения и метод контроля, как средство развития и метод управления процессом обучения. Основой технологии являются авторские разработки, позволяющие обучать абитуриентов на высоком методическом уровне, выявлять и развивать у них профессионально значимые качества, присущие специалисту технического профиля.

Разработан учебно-методический комплекс как совокупность всех учебно-методических и регламентирующих документов, обеспечивающих эффективное функционирование системы довузовской подготовки: программы, учебные планы, пособия, учебники, тесты и тестовые задания, методические указания, задания для репетиций ЕГЭ и т.д.

Одной из масштабных инноваций, внедряемых в практику российского образования, является ЕГЭ. В настоящий момент в России наступил этап осмысления проведенного эксперимента, анализа его результативности. В настоящей работе предпринята попытка дать научно обоснованный ответ на этот вопрос средствами эвалюации – интегративной категории оценочно-аналитической деятельности в различных проектах по управлению качеством образования. Эвалюации ЕГЭ включала спектр разнообразных направлений анализа процесса и воздействия его результатов на систему образования, обеспечивающий по совокупности научно-обоснованные решения для управления его качеством. Справедливые и объективные системы оценки экзаменов, позволяющие каждому выпускнику продемонстрировать успехи в учебе, дадут возможность более адекватного выбора жизненной перспективы; самореализации на рынке труда или получения дальнейшего образования.

Кроме того, для обработки статистических результатов исследования были применены графоаналитические методы прикладной многомерной геометрии, позволившие наглядно доказать необходимость совершенствования методики шкалирования результатов ЕГЭ и основанной на ней системы конкурсного отбора в вузы, сформулировать выводы о последствиях её применения, разработать новые подходы и научно-педагогические рекомендации по совершенствованию организации приема в вузы.

Современная реформа образования в России, как и во всем мире, является практической, прикладной задачей, которая в принципе должна решаться в виде экспериментов, инновационного моделирования на основе концептуальных разработок и эмпирических исследований. Проведенное в реферируемой работе изыскание позволило выявить особенности и закономерности актуальной социально-педагогической проблемы, связанной с формированием контингента студентов учебных заведений высшего профессионального образования. Основной вывод исследования сводится к тому, что работа по организации и проведению набора в вузы должна быть целенаправленной, основанной на теоретически обоснованной и планируемой пропедевтической работе, учитывающей реалии социальной, образовательной и экономической действительности. При таком подходе процесс может стать более эффективным, а подготовка высококвалифицированных специалистов – целенаправленной.

Гипотеза исследования получила подтверждение, комплекс задач решен. Результаты исследования подтвердили наши предположения по всем направлениям. Но следует заметить, что проведенное исследование не претендует на исчерпывающее решение проблемы во всех аспектах. Актуальными остаются такие стороны проблемы, как доступность и качество образования, развитие и трансформация вузовской траектории в жизненных планах молодежи, наиболее полное удовлетворение образовательных потребностей граждан в условиях ориентации на дальнейшие серьезные изменения в высшем образовании в стране, связанные с введением ЕГЭ в полномасштабный режим и переходом на многоуровневую систему подготовки специалистов. Наметились перспективы дальнейшего исследования, связанные с поиском путей индивидуализации обучения через непрерывный мониторинг усвоения знаний, совершенствование развивающих тестов и системы диагностики формируемых качеств. С изучением и решением этих проблем следует связывать дальнейшую работу по совершенствованию системы формирования студенческого контингента.

Основные положения, материалы, раскрывающие и дополняющие содержание диссертации, отражены в следующих публикациях.

Монография

Полежаев, В.Д. Проблемы формирования контингента студентов технического вуза. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2009. – 208 с. (13 п.л.).

Статьи в изданиях из утвержденного перечня ВАК РФ

Полежаев, В. Д. Пути совершенствования системы оплаты труда работников образования / В. Д. Полежаев // Омский научный вестник. Серия Общество. История. Современность. – Омск, 2007. – № 5 (59). – С. 55–58. (0,5 п.л.).


загрузка...