Моделирование и тпология дискурса межкультурной коммуникации (19.10.2009)

Автор: Пермякова Татьяна Михайловна

Этнографический Критический

Персоналии М. Беннет, A.Гидденс, Р.Портер, Л.Самовар М.Мид, Б.Рут, А.П.Садохин M.Фуко, Н.Фэаркло И.Э. Клюканов, Н.Нишида, Р. И С. Сколлоны, Р.Уайзман

Постулаты Описывается внешняя действительность; человеческое поведение предсказуемо Реальность субъективна; контекст в коммуникации важен; исследуются отношения власти в коммуникации и как они влияют на культурную коммуникацию МК обусловлена и культурно, и личностно; коммуникация и статична, и динамична; время диалектично

Цели Описать и спрогнозировать поведение Понять и описать человеческую природу, повлиять на жизнь коммуникантов

Методы Количественный: сбор и количественная обработка данных (чаще анкет) Качественный: риторический, стилистический анализ; обнаружение и анализ артефактов

Преимущества Высокий уровень надежности данных; минимизация субъективности выводов; возможность проведения продолжительных замеров Получение реалистичной картины явления; использование целостного подхода к исследуемому явлению; использование описаний, базирующихся на первичных и неструктурированных данных

Недостатки Отсутствие информации о ситуативном контексте; ограниченность выводов Проблематичность объяснения различий между качеством и количеством информации; отсутствие полной объективности и надежности выводов

В Главе 2. Основные категории дискурсивной теории межкультурной коммуникации рассматриваются такие основные категории теории МК, как дискурс, концепт, языковая личность.

Данное исследование выполнено в русле антропоцентрической парадигмы лингвистики, изучающей язык в его взаимосвязи с человеком, его мышлением, познанием, деятельностью.

Дискурс как интегративный объект (вербально опосредованная деятельность в специальной сфере) предполагает накопление всех знаний и представлений о специальном объекте (в данном случае – МК), и вся совокупность знания об объекте описывается как концепт. При этом базируется не на абстрактной совокупности знаний, в основе концептуализации лежат ментальные процессы, которые направлены на формирование нового знания и преобразование личности. Механизм развития личности, таким образом, – это механизм концептуальной интеграции, перестройки внутренней категориальной системы, интеграции новых конструктов в систему.

Ключевой категорией антропоцентрической лингвистики является категория языковой личности. Языковая личнсоть – многокомпонентный, структурно-упорядоченный набор языковых способностей, умений (компетентностей), преломляемый через ее язык, дискурс (Караулов 1987). Формируемая в условиях МК межкультурная компетенция личности (МКК), понимаемая как динамическая смена ролей личности согласно целеполаганию и включающая весь спектр компетенций (языковую, лингвострановедческую, коммуникативную, прагматическую и т. д.), преобразует категорию языковой личности в категорию поликультурной, мультилингвальной и полипрофессиональной личности.

Категории МК – языковой личности, концепта, дискурса – тесно взаимосвязаны: по мере усложнения деятельности постоянно развивается личность за счет расширения концептов в концептуальной системе.

Все категории теории дискурса моделируются матричным образом с учетом специфики знака и знаковой деятельности (Мишланова, Пермякова 2001; 2006), например:

Дискурс

Дискурс как знаковая деятельность предстает в четырех репрезентациях:

1. деятельность (взаимодействие)

2. процесс (смена фаз деятельности)

3. результат деятельности (продукт, совокупность текстов по заданной теме)

4. совокупность знаков (знаковая система), семиотическая обработка знака, репрезентирующего деятельность (например, материальная культура, культурный код).

II. Межкультурная коммуникация

1. МК – деятельность людей на пересечении культурных границ (как физических, так и нефизических)

2. МК – преобразование личности, образование мультикультурной личности

3. МК – совокупность текстов, порождаемых в ходе МК, а также текстов по теме МК, упорядоченных от наивных к научным в зависимости от уровня профессиональной компетенции

4. МК – система знаков (понятийный аппарат, терминология).

Изоморфизм матричного представления дефиниций ключевых понятий позволяет уточнить дискуссионный для МК момент: можно ли считать межкультурной коммуникацию, если это не общение между представителями разных национальностей? Очевидно, что в рамках дискурса происходит расширение понимания МК до рамок общения людей разных компетенций – например, в социальной дифференциации коммуникации к межкультурному общению будет относиться межкорпоративное, межпоколенческое, межгендерное.

Глава 3. Интегративная модель межкультурной коммуникации

В данной главе представлены варианты моделирования МК, интегративная модель дискурса МК, характеристика коммуникативного события как единицы дискурса МК и типов дискурса МК.

Освещение проблематики МК в свете теории дискурса, а именно обращение по интегрирующему свойству к положениям теории развития личности, теории языковой личности, теории деятельности с выделенными фазами внутренней структуры и в целом к дискурсу как деятельностному и системному феномену, создает предпосылки для моделирования деятельности МК. Исходя из внутренней структуры дискурса как деятельности, мы можем получить монопарадигмальную модель дискурса МК, представленную в моделях развития личности по фазам преодоления межкультурных барьеров. На основании критерия взаимодействия с Другим выделяемые модели также монопарадигмальны и противоречивы, особенно эмпирически.

Модель интегрирующего вида строится на основе деятельностного характера дискурса субъектов в специальной сфере МК. В работе учитывается следующая специфика дискурса МК:

а) фазы развития личности (фазы концептуализации, этапы деятельности);

б) полипрофессионализм языковой личности в специальных условиях МК;

в) иерархичность дискурса специальной сферы (от наивного к научному);

г) четырехчастное взаимодействие с Другим по принципам комплементарности и контрадикторности.

Таким образом, дискурсивная теория МК обращается к интегративной модели МКК с учетом профессиональной комптенции, или полипрофессиональной языковой личности (ППЯЛ). При актуализации данной модели выделяются четыре типа дискурса (рис. 2):

а) на практическом наивном уровне – обучающий (I тип);

б) на практическом профессиональном уровне – туристский/личностный (II тип);

в) профессиональный неспециальный (III тип);

г) профессиональный специальный (IV тип).

Предлагаемая модель дискурса постулирует такие свойства дискурса, как интегративность (и фрагментарность), иерархичность (и диффузность), гетерогенность (и гомогенность), комплементарность (и контрадикторность).

Интегративная модель дискурса МК не только повторяет фазы развития личности, структурируется по уровням развития личности, повторяет фазы развития знака в дискурсе, но и повторяет структуру деятельности с мотивационным, ориентировочным, реализующим и контролирующим этапами. При этом обучающий тип дискурса в модели дискурса МК больше ассоциируется с мотивационным этапом, туристский – с ориентационным, профессиональный – с реализующим (производственным), специальный – с контролирующим (см. рис 3).


загрузка...