Превентивная наркология в обществе риска: концептуальное обоснование и технологии реализации (19.10.2009)

Автор: Москвитин Павел Николаевич

Таблица 6 – Число подростков, злоупотребляющих наркотическими средствами, находящихся под наблюдением на конец отчетного года (на 10 тысяч человек подросткового населения)

Год Города Кемеровская область

Междуреченск Мыски Новокузнецк Прокопьевск

Экспериментальные данные

2000 г. 107,5 77,7 120,3 77,0 90,06

2001 г. 100,2 105,3 134,2 101,2 93,6

2002 г. 68,4 54,5 115,9 91,0 76,2

2003 г. 52,6 18,2 94,7 81,4 69,9

Лонгитюдные данные

2004 г. 50,0 11,6 117,6 67,9 64,1

2005 г. 31,5 8,3 115,2 56,5 59,3

2006 г. 24,0 13,6 106,3 41,4 57,0

2007 г. 23,8 н/д 90,3 43,3 53,1

2008 г. 24,0 20,0 78,2 89,5 55,5

В таблице 6 показано, что аналогичной динамики как в экспериментальном городском округе не было выявлено ни на отдельных территориях сравнения, ни в целом по региону Кемеровской области, что позволило диссертанту выделить этот факт в ряду сделанных клинико-эпидемиологических наблюдений в описание нового научно-практического феномена «шлейф социальной устойчивости позитивного эффекта мер профилактики зависимости от ПАВ».

Еще одним способом оценки эффективности результатов разработанного комплекса мер профилактики является оценка эпидемиологической динамики ВИЧ-инфицирования в наблюдаемых городах Кемеровской области за 1999-20003 и 2004-2008 годах (на 10 тысяч жителей), представленная в таблице 7. Несомненно, что ВИЧ-инфицирование является коморбидной патологией наркомании, а динамика этого процесса объективным критерием результативности мер первичной профилактики наркомании и других аддикций от ПАВ среди населения. Отметим, что характеристики работы Центров по борьбе и профилактики со СПИДом на территориях сравнения не менялись за весь период. Во всех перечисленных городах становление Центров борьбы и профилактики СПИДа, как противоэпидемических учреждений нового типа, происходило в соответствии с приказом областного департамента здравоохранения в начале 90-х годов. Штатное расписание, функции и структура этих центров не менялись, а оснащение и кадровая обеспеченность осуществлялась в соответствии с действующими нормативами на количество проживающего населения.

Таблица 7 – Распространенность ВИЧ-инфицирования в 1999-2003 и 2004-2008 гг. в городах Междуреченск, Мыски, Прокопьевск, Новокузнецк на конец года (на 10 тысяч жителей)

Год Города Кемеровская область

Междуреченск Мыски Новокузнецк Прокопьевск

Экспериментальные данные

1999 г. - - 5,9 1,3 3,0

2000 г. 64,7 504,9 153,4 102,4 57,0

2001 г. 145,5 809,7 279,4 374,3 132,2

2002 г. 166,6 975,3 352,9 526,8 176,1

2003 г. 188,6 1011,3 426,2 623,5 212,2

Лонгитюдные данные

2004 г. 216,2 1095,8 477,6 693,7 239,9

2005 г. 240,8 1207,0 544,1 769,3 269,8

2006 г. 271,5 1319,0 549,3 860,5 309,2

2007 г. 303,6 1466,7 715,9 967,5 356,8

2008 г. 341,7 1597,1 890,6 1083,3 455,9

Характеризуя представленные в таблице 7 данные было отмечено, что различия в приведенных показателях распространенности ВИЧ-инфицирования статистически достоверны (р?0,001), объективны и отличаются тем, что через пять лет от начала эксперимента медико-социальной профилактики аддикций от ПАВ на начало 2004 года количество ВИЧ-инфицированных было больше на каждой из контрольных территорий в сравнении с г. Междуреченском: на 231,4% (Междуреченск-Новокузнецк), на 317,6% (Междуреченск-Прокопьевск) и даже на 542,3% (Междуреченск - Мыски). «Шлейф социальной устойчивости позитивных показателей эффективности профилактики» сохранялся все 5 лет лонгитюдного наблюдения.

Приведенные клинико-эпидемиологические данные наркологической заболеваемости и болезненности, а также ВИЧ-инфицирования указывают, что на территории Кемеровской области в 2000–2004 годах сформировались эпидемические процессы разной интенсивности, среди которых наркологическая ситуация в г. Междуреченске выигрывает в динамике по всем показателям, характеризующих зависимость населения от психоактивных веществ. Экспертный опрос специалистов по вопросам профилактики аддикции от ПАВ позволил сформулировать ряд выводов, вынесенных в заключение настоящей работы.

В пятой главе «СОЦИАЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПЕРВИЧНОЙ ПРЕВЕНЦИИ» содержится два параграфа. В первом параграфе диссертантом последовательно раскрывается проблема обучения методам профилактики аддикции в дополнительном профессиональном образовании (ДПО) в РФ и сделан обзор технологии обучения методам профилактики аддикции от ПАВ. Представленный «Цикл ТУ «Профилактическая (позитивная) психодрама» рассматривается как предмет обязательства по обучению в ДПО.

Необходимость решения задачи, связанной с разработкой механизма социальной репродукцией технологии профилактики в рамках настоящего исследования диссертантом объясняется тем, что с 2000 г. Министерство образования Российской Федерации признано ведущим ведомством, отвечающим за профилактику наркомании несовершеннолетних, что было продиктовано необходимостью перехода от обсуждения наркологических проблем к осуществлению конкретных, профилактически направленных видов деятельности. Педагогам, как профессионалами в области воспитания, предоставлено право создания ценностно-консолидирующего пространства, называемое антинаркотической образовательной средой, без которого невозможно успешное решение проблемы профилактики аддикции у школьников. Вместе с тем в настоящее время большинство педагогов-практиков (до 85%) не относят к сфере своей компетенции профилактику употребления ПАВ среди учащихся (Колмогорова Н.П., 2006).

Осуществление планируемой и прогнозируемой деятельности, обеспечивающей необходимое качество профилактических воздействий, требует определенной компетентности педагога. Однако, ни одна образовательная структура страны не занимается целенаправленной и систематической подготовкой педагогов и психологов к деятельности по социальной профилактике аддикции от ПАВ. Парадокс, но также не разработаны программы подготовки по методологии, методам и практическим навыкам профилактики аддикции к ПАВ в образовательном стандарте послевузовского образования у врачей-интернов и ординаторов по психиатрии-наркологии и психотерапии, а также в целом во всей системе профессиональной переподготовки врачей-специалистов.

В психологии и педагогике накоплен определенный опыт профилактики аддикции от ПАВ у несовершеннолетних. Например, вопросы антинаркотического воспитания раскрывают Захарова Е.А., 2004; Сибгатуллина Т.В., 2004 и др. Аспекты профилактики детей и подростков исследуются Алоян А.А., 2002; Беркалиева Т.Н., 2003 и др. Некоторые вопросы подготовки педагогов к антинаркотической профилактической работе рассматривают И.А. Орлова, 2006; Н.М. Ноговицына, 2004 и др.

Во втором параграфе представлена общая характеристика интеллектуального продукта медико-социальной технологии – метод «Профилактическая психодрама». Представлены пояснительная записка, проект учебного плана и учебно-методический комплекс цикла тематического усовершенствования ТУ-72 часа метод «Профилактической (позитивной) психодрамы».

В системе повышения квалификации работников здравоохранения и образования данная тема не являлась предметом специального медико-социального исследования. В настоящее время в превентивной науке и практике существует объективная необходимость в преодолении следующих противоречий:

а) между ожиданиями общества и требованием государства к сотрудникам образовательных учреждений в осуществлении планируемой и прогнозируемой результативной антинаркотической профилактики среди учащихся и неподготовленностью к такой деятельности большинства специалистов;


загрузка...