Превентивная наркология в обществе риска: концептуальное обоснование и технологии реализации (19.10.2009)

Автор: Москвитин Павел Николаевич

Объект исследования: медико-социальный феномен зависимости от психоактивных веществ (F 10-19 МКБ).

Предмет исследования: медико-социальные условия (институциализация превентивной наркологии) и технологии реализации рекомендованной ВОЗ стратегии «сдерживания спроса на употребление психоактивных веществ» в российском «обществе риска» в условиях социокультурного кризиса.

Цель диссертационного исследования: состоит в разработке концепции института превентивной наркологии, принципов социальной репродукции технологии и методов первичной личностно-ориентированной профилактики аддиктивного поведения школьников, которые реализуются в системе психолого-медико-социального профилактического сопровождения, состоящего из групповых психопрофилактических тренингов по авторскому методу «профилактическая (позитивная) психодрама».

Задачи исследования:

1. Дать новый конструкт медико-социальной дефиниции «общества риска» через описание маркеров и предикторов риска злоупотребления ПАВ у детей и подростков, включая высокий уровень невротизации, тревожности и депрессии, низкой самооценки, отсутствие навыков противостояния давлению групповых аддиктивных норм, слабости «Эго»-самосохранительного поведения и особенностью феномена «социальной анозогнозии» в российском обществе;

2. Выявить личностно-ориентированные факторы «сдерживания спроса» методом кросс-секционного анализа мотивации подростков к употреблению ПАВ и лонгитюдного анализа результатов психологического тестирования;

3. Сформулировать основные методологические принципы построения новой медико-социальной модели первичной профилактики аддикции от ПАВ;

4. Разработать медико-социальную концепцию превентивной наркологии на основе рекомендованной ВОЗ стратегии «сдерживания спроса на употребление ПАВ» в условиях социокультурного кризиса, вызванного сменой ценностно-смысловых ориентаций в «обществе риска»;

5. Разработать авторский метод «профилактическая (позитивная) психодрама» и структурно-функциональную кодификацию его основных элементов: субъект, объект, организационно-функциональный механизм превенции;

6. Разработать алгоритм социального партнерства в качестве медико-социального условия реализации личностно-ориентированной модели первичной профилактики аддикции от ПАВ;

7. Разработать критерии оценки результативности предлагаемой медико-социальной технологии личностно-ориентированной первичной профилактики аддикции от ПАВ на основе валидных методов исследования;

8. Разработать методику преподавания методов и технологий личностно-ориентированной профилактики аддикции от ПАВ, определить гражданско-правовые и организационно-педагогические условия для осуществления тематического усовершенствования и подготовки специалистов по методологии и медико-социальным методам первичной профилактики в учреждениях ДПО;

9. Выявить факторы, способствующие и ограничивающие социальную репродукцию разработанной медико-социальной технологии первичной личностно-ориентированной профилактики аддикции от ПАВ в «обществе риска»;

10. Дать рекомендации по дальнейшему развитию научных исследований на основе концепции социальной профилактики и рекомендованной ВОЗ стратегии «сдерживания спроса на ПАВ» в «обществе

Гипотеза исследования. Социокультурный кризис «общества риска» в современной России вызван сменой ценностно-смысловых ориентаций. Этот кризис проявляется в т.ч. феноменами «аномической дезадаптации» и «социальной анозогнозии». Реализация стратегии «сдерживания спроса на ПАВ» в таких условиях станет результативной:

- если от усилий отдельных энтузиастов в стране произойдет переход к реализации государственной системы репродуцирующейся медико-социальной технологии первичной профилактики;

- если в технологии психолого-медико-социального сопровождения детей и подростков будут включены методы личностно-ориентированной профилактики аддикции, направленные на создание благоприятных условий для усвоения школьниками позитивных социальных норм и культурно-нравственных ценностей здорового образа жизни;

- если профессионально подготовленные специалисты («превентологи», «социальные психотерапевты»), будут сопровождать процесс преодоления кризиса подростковой аккультурации личностно-ориентированными методами превенции («профилактическая позитивная психодрама» и др.) и содействовать контингенту риска в формировании субъектных качеств зрелой личности, не злоупотребляющей ПАВ, на пути позитивной социализации молодых людей как носителей здоровых и конструктивных ценностей и смыслов.

Теоретико-методологическая основа исследования:

- теории «общества риска», институционализма, социального капитала (У. Бек, П. Бурдье, Т.И. Заславская, Дж. Коулмен, Р. Мертон, Т. Парсонс, Ф. Фукуяма и др.), разрабатывающие принципы исследования динамических социальных явлений;

- методологические установки в рамках социологического анализа явлений и процессов (А.С. Ахиезер, М. Вебер, Я. Морено, П.А. Сорокин и др.);

- философские и социологические концепции медицины и здоровья (А.В. Решетников, Е.В. Дмитриева, Э. Фридсон, М. Фуко, В.А. Ядов и др.);

- профилактические разработки медицинской науки (Н.А. Бохан, Ю.В. Валентик, В.Ю. Завьялов, В.В. Макаров, Б.Д. Карвасарский, А.Л. Катков, Е.Н. Кривулин, А.В. Кулаков, В.Д. Менделевич, Ю.А. Россинский, Х. Пезешкиан, В.Я. Семке, П.И. Сидоров, Н.А. Сирота, И.Г. Ульянов, В.М. Ялтонский и др.);

- культурно-исторический подход к психическому развитию и социальному становлению личности при нормальном и аномальном развитии (Л.С. Выгодский и его научная школа: Т.А. Власова, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Л.Ф. Обухова, У.В. Ульенкова, Д.И. Фельдштейн, Ж.И. Шиф и др.);

- идеи гуманизации и интеграции психопрофилактического тренинга и воспитательно-образовательного процесса, как необходимого условия позитивной социализации детей и подростков (Л.С. Выгодский, Н.Н. Малофеев, Н.М. Назарова, Л.М. Шипицына, Л.С. Шпилени и др.);

- личностно-ориентированный подход в профилактическом и коррекционно-развивающем процессе группового воздействия, с одной стороны, и образовательно-воспитательного процесса, с другой стороны, где изменения, происходящие во внутреннем мире ребенка, служат главными ориентирами его развития и формирования индивидуальности, раскрытия творческого потенциала и социализации (Л.С. Выгодский, В.П. Зинченко, Я.Л. Морено, А.В. Петровский, П.А. Петровский, Е.С. Романова, Д.И. Фельдштейн, Д.Б. Эльконин и др.).

Информационная и эмпирическая база решения диссертационных задач и проверки выдвинутой гипотезы сформулирована в результате:

1) изучения идей и положений, сформулированных в работах западных и отечественных исследователей XIX-XXI вв. по различным направлениям социогуманитарного знания;

2) анализа нормативно-правовых актов Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития и Министерства образования, органов региональной власти и местного самоуправления;

3) анализа данных органов статистики, вторичных материалов российских и зарубежных исследователей по проблемам профилактики аддикции от ПАВ;

4) сбора экспериментальных данных, который проходил:

- на этапе разработки, внедрения и апробации индивидуального метода личностно-ориентированной профилактики психоактивной аддикции на базе НИИ КПГ и ПЗ СО РАМН (г. Новокузнецк, Кемеровская область). Сплошным клинико-эпидемиологическим методом был обследован типопредставительный микрорайон города с числом 13793 жителей, где было выявлено 896 потаторов (721 мужчин и 145 женщин), обнаруживших проблемы, связанные с употреблением алкоголя и наркотиков, 742 человека из которых (621 мужчина и 121 женщина) было взято на динамическое общественно-медицинское наблюдение («ДОМНа») на протяжении от 1 года до 5 лет. Этот индивидуальный (микросоциально-ориентированный) методический подход формировался в сочетании методов психотерапии и общественно-медицинским вариантом основного метода профилактической медицины - динамического наблюдения;

- на этапе кросс-секционного анализа изучения мотивации употребления ПАВ на базе ГУЗ Центра по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями г. Новокузнецка. Анонимно по схеме структурированного анкетирования в 1992-1993 гг. было опрошено 447 молодых людей обоего пола, средний возраст 17,3 года. На втором этапе в 2003 г. по аналогичной схеме анкетировалось 608 молодых людей обоего пола, средний возраст 17,5 лет. Анализ результатов позволил выявить запрос молодежи на разработку новой медико-социальной технологии первичной профилактики аддикции от ПАВ;

- на этапе разработки и апробации изучение результативности разработанной медико-социальной технологии личностно-ориентированной профилактики аддикции проведено с применением клинико-эпидемиологического и клинико-статистического методов на основании динамики показателей основных наркологических заболеваний и расстройств, а также кумулятивной болезненности по ВИЧ-инфицированию в 1999-2003 (годы эксперимента) и 2004-2008 (этап лонгитюдного наблюдения). В г. Междуреченске с числом жителей 108 тысяч человек проведено экспериментальное внедрение авторской медико-социальной технологии профилактики ПАВ в форме тренингов профилактической психодрамы, в т.ч. транслировавшихся на специальной программе муниципального телерадиоканала. Контрольную группу составила динамика тех же клинико-эпидемиологических и клинико-статистических показателей по трем городам, расположенных на территории Южного Кузбасса, расположенных в 20 (г. Мыски), в 60 (г. Новокузнецк) и в 90 километрах (г. Прокопьевск). Клинико-эпидемиологические данные взяты из открытых источников, публикуемых в ежегодных аналитических отчетах областного наркологического диспансера Кемеровской области и ГУЗ «Областной Центр по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями» за 2000-2008 годы;

- на этапе 3-х летнего лонгитюдного клинико-психологического изучения результативности групповой модели личностно-ориентированной первичной профилактики аддикции данные были получены путем тестового психологического обследования и анкетирования экспериментальной группы, стоящей из 300 подростков (по 100 подростков 8-х, 9-х и 10-х классов) трех общеобразовательных школ Куйбышевского района г. Новокузнецка, с которыми осуществлялась программа профилактических тренингов с использованием авторского группового метода. Контрольная группа с аналогичными типопсихологическими характеристиками состояла из 300 школьников (по 100 подростков 8-х, 9-х и 10-х классов) из других трех школ того же района города. Данные получены в рамках научно-практического сотрудничества на базе муниципального «Центра дополнительного образования детей и подростков, нуждающихся в психолого-медико-социальном сопровождении «Надежда» г. Новокузнецка.

Методы исследования: клинико-эпидемиологический, клинико-статистический, экспериментальный, социологические методы анкетирования, глубинного интервью, фокус-группового интервью, метод экспертных оценок, тестовые методы психологического исследования: типологических характеристик личности, оценки уровня тревожности, депрессии, невротизации, психосоматической самооценки, метод системного анализа и декомпозиции, методики: расчета средних и относительных величин, оценки репрезентативности и статистической достоверности изучаемых признаков. Обработка данных проведена с использованием пакета лицензионных программ BIOSTAT (версия 4.03).

Обоснованность и достоверность результатов и выводов обусловлены применением комплексного подхода, методологической и теоретической обоснованностью исходных позиций, использованием комплекса методов, адекватных природе изучаемого явления и задачам исследования, организацией эксперимента в соответствии с целью, задачами и условиями осуществления исследования, экспериментальным подтверждением полученных результатов на представительной выборке, адекватным применением методов математико-статистической обработки эмпирических данных.

Научная новизна проведенного исследования заключается в том, что:

1. Дан новый конструкт медико-социальной дефиниции «общества риска» через описание маркеров и предикторов риска злоупотребления ПАВ у детей и подростков, включая высокий уровень невротизации, тревожности и депрессии, низкой самооценки, отсутствие навыков противостояния давлению групповых аддиктивных норм, слабости «Эго»-самосохранительного поведения и особенностью феномена «социальной анозогнозии» в российском обществе.

2. Выявлены личностно-ориентированные факторы «сдерживания спроса на ПАВ» на основе социологического кросс-секционного анализа изменения отношения подростков к употреблению ПАВ и лонгитюдного анализа психологического тестирования, методами факторного анализа определена значимость их (факторов) влияния на формирование мотивации употребления ПАВ среди подростков и молодежи.


загрузка...