Методология налогового стимулирования экономического роста посредством оптимизации распределения добавленной стоимости (19.10.2009)

Автор: Маслова Дагмара Васильевна

МАСЛОВА ДАГМАРА ВАСИЛЬЕВНА

Методология налогового стимулирования экономического рОСТА посредством оптимизации рАСПРЕДЕЛЕНИЯ ДОБАВЛЕННОЙ СТОИМОСТИ

Специальность 08.00.10 – Финансы, денежное обращение и кредит

А В Т О Р Е Ф Е Р А Т

диссертации на соискание ученой степени

доктора экономических наук

Ставрополь

Работа выполнена в ГОУ ВПО «Российский государственный торгово- экономический университет» (филиал в г. Пятигорске)

Официальные оппоненты: доктор экономических наук, профессор

Голищева Людмила Ефимовна

доктор экономических наук, профессор

Клюкович Зинаида Александровна

доктор экономических наук, профессор

Перонко Иван Александрович

Ведущая организация: ГОУ ВПО «Ростовский государственный

экономический университет» (РИНХ)

Защита состоится 24 декабря 2009 года в 10 часов на заседании диссертационного совета ДМ 212.245.07 по экономическим наукам при ГОУ ВПО «Северо-Кавказский государственный технический университет» по адресу: 355028, г. Ставрополь, пр. Кулакова, 2.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУ ВПО «Северо – Кавказский государственный технический университет»

Автореферат разослан «__» ноября 2009 г. и размещен на сайте Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ http:// www.vak.ed.gov.ru

Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат экономических наук, доцент И.Н. Маринец

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность темы исследования. Международный финансовый кризис обострил проблему стимулирования экономического роста в условиях ограниченных инвестиционных ресурсов, формирующихся в процессе создания добавленной стоимости. Оптимизация распределения последней между субъектами налоговых отношений, обеспечивающая согласование экономических интересов государства, бизнеса и домохозяйств, обусловливает инвестиционные и потребительские решения налогоплательщиков, определяющие позитивный вектор экономического развития.

Государство, как доминирующий субъект экономических отношений, регулирует макроэкономические пропорции распределения ВВП, в том числе посредством налоговой политики, реакцией на которую является налоговый менеджмент плательщиков, реализуемый на уровне микроэкономики. Диалектическое взаимодействие налоговой политики и налогового менеджмента определяет объем налоговых доходов государства, а также корректирует чистые доходы бизнеса и домохозяйств в результате эффекта переложения налогов на рынках ресурсов и продуктов. Таким образом, налоговые отношения существенным образом влияют на пропорцию первичного распределения добавленной стоимости и несут в себе потенциал налогового стимулирования экономического роста на основе оптимизации указанного распределения.

Налоговая система России, созданная в процессе экономических и политических реформ конца ХХ века, в период своего становления характеризовалась внутренней противоречивостью форм и методов налогообложения, многочисленными лакунами ее законодательной базы, неоправданной дифференциацией преференций и ужесточений в отношении различных, порой весьма узких, групп налогоплательщиков, чрезмерностью налоговых санкций, что привело к гипертрофии фискальной функции и угнетению экономического развития. В течение 1999-2000 годов в среднем на долю государства приходилось 43,9% совокупной добавленной стоимости, доли бизнеса и домохозяйств составляли 28,5 и 27,6% соответственно.

Актуализация проблемы стимулирования экономического роста в начале XXI века потребовала смены парадигмы налоговых отношений, активизации регулирующей функции налоговой системы на основе снижения налогового давления. Для реализации заявленной цели были осуществлены значительные налоговые новации – резко снижены ставки социального налогообложения и налогообложения прибыли, уменьшена основная ставка НДС, введена плоская шкала подоходного налога, отменено большинство налоговых льгот, упорядочено налоговое администрирование и смягчены санкции. Ожидалось, что принятые меры приведут к снижению налогового пресса, что будет стимулировать экономический рост. Однако в результате реформ существовавшая ранее пропорция распределения первичных доходов практически сохранилась, в среднем за 2001-2008 годы доля государства составляла 45%, доля бизнеса 28,5%, а доля домохозяйств 26,5% совокупной добавленной стоимости. Сохранение налогового давления на уровне почти половины ВВП не позволяет активизировать потенциал налогового стимулирования экономического роста. Как показала практика последнего времени, экономический рост в первом десятилетии нового века был обусловлен в первую очередь благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, изменение которой обнажило негативные тенденции динамики ВВП. В этих условиях налоговое стимулирование экономики, основанное на согласованной реализации экономических интересов субъектов налоговых отношений в результате оптимизации распределения добавленной стоимости, приобретает особую важность.

Потребность в теоретическом обосновании оптимальной пропорции распределения ВВП между субъектами налоговых отношений, а также целесообразность разработки методологии ее достижения в конкретных социально-экономических условиях России посредством налоговых инструментов обусловили актуальность темы диссертационного исследования.

Степень разработанности проблемы. Теоретически вопросы влияния налогов на поведение экономических агентов ставились еще в XVII веке В. Петти. В последующем с разных позиций на эту проблему обращали внимание классики политической экономии, предупреждая об опасности чрезмерного налогового давления и приоритете цели экономического развития перед фискальными задачами.

Общетеоретическую основу диссертационного исследования составили труды российских и зарубежных ученых – экономистов, изучавших вопросы налогообложения в контексте теории государственного управления: Т. Гоббса, И. Бентама, А. Токвиля, Д. Мак-Куллоха, С. Сисмонди, Й. Шумпетера, А. Вебера, Дж. М. Кейнса, Р. Масгрейва, Л. Эрхарда, Дж. Стиглица, В. Танзи, Дж. Тобина, И. Фишера, М. Сперанского, С. Витте, Н. Бунге, С. Соловьева, И. Озерова, П. Струве, К. Рау, Л. Абалкина, Д. Львова, Е. Гайдара, Ю. Глазьева, Р. Гринберга, А. Илларионова, В. Панскова, Ф. Шамхалова, Н. Шмелева, Г. Явлинского, Е. Ясина.

Коренная смена экономических отношений в России в конце прошлого века вызвала к жизни исследования, имеющие целью изучение проблем формирования налоговой политики в условиях рыночной трансформации экономики. Наиболее значимыми в этой области являются труды В. Мау, Г. Клейнера, Л. Гончаренко, В. Горегляда, И. Горского, Л. Павловой, А. Погорлецкого. Эти ученые обращаются в основном к макроэкономическим аспектам налогового регулирования, обосновывая возможные направления совершенствования налоговой политики государства.

Вопросы экономического поведения налогоплательщиков раскрываются в рамках неоинституциональной экономической теории в работах Э. Хансена, Д. Норта, Т. Эггертссона, В. Вишевского, А. Некипелова, В. Радаева, В. Разумова, В. Соколинского, а также в трудах ученых, рассматривающих отдельные аспекты теории фирмы – Ф. Модильяни, М. Миллера, Л. Липника, М. Бодрикова, А. Горбунова.

Основы методологии и методики моделирования и прогнозирования экономических процессов, заложенные Л. Вальрасом, Н. Кондратьевым и В. Леонтьевым, получили дальнейшее развитие в моделях Дж. Бьюкененна, Г. Молиссена, Л. Андерсена, Д. Джонсона. В нашей стране наиболее плодотворно в этом направлении исследование Е. Балацкого, посвященное конфигурации кривой Лаффера для российской экономики переходного периода, значимыми представляются труды Е. Егоровой и Ю. Петрова по сравнительному анализу и моделированию налогообложения в России и ряде зарубежных стран, а также работы Н. Сердюковой, В. Папавы, А. Куликова, И. Павлова.

Изучение научных трудов по данной проблематике показало, что в ее рамках учеными в основном исследуются два аспекта. Наиболее обширный перечень работ посвящен макроэкономическим проблемам налогового регулирования, рассматриваемым через призму бюджетно-налоговых отношений и фискального федерализма. В рамках этого подхода раскрываются вопросы реализации экономических интересов государства в бюджетной сфере посредством различных моделей перераспределения налоговых ресурсов, причем экономические интересы общества ставятся в зависимость от формирования и расходования государственного бюджета. Несмотря на очевидную важность данного теоретического направления для макроэкономического осмысления процесса налогового стимулирования, экономические интересы налогоплательщиков, реализуемые на микроэкономическом уровне, остаются на периферии исследований.

Второй аспект проблемы представлен меньшим перечнем работ, в которых изучается микроэкономическая составляющая налогообложения на базе крупных бюджетообразующих налогоплательщиков. В таких исследованиях задача снижения налоговых изъятий в целях реализации экономических интересов конкретного экономического агента преобладает над необходимостью обеспечения определенных доходов бюджета, а задача оценки и оптимизации доходов физических лиц не ставится вообще.

Очевидно, что изучение экономического поведения одной из сторон процесса налогообложения – либо государства, либо налогоплательщика, неоправданно сужает проблему налогового стимулирования, из нее выпадает весьма важный вопрос согласования экономических интересов налогоплательщиков и государства, который является необходимым условием успешного экономического развития. Отсутствие соответствующей методологии налогового стимулирования экономического роста, предполагающей обеспечение в рамках диалектического единства налоговой политики государства и налогового менеджмента бизнеса и домохозяйств оптимальной пропорции распределения ВВП, научная значимость теоретического осмысления этого процесса и практическая востребованность методики его анализа определили выбор темы диссертационного исследования, цель, задачи и круг рассматриваемых в нем вопросов.

Соответствие темы диссертации требованиям Паспорта специальностей ВАК. Исследование проведено в рамках специальности 08.00.10 – Финансы, денежное обращение и кредит, п. 2.9 «Концептуальные основы, приоритеты налоговой политики и основные направления реформирования современной российской налоговой системы» Паспорта специальностей ВАК Министерства образования и науки РФ (экономические науки).

Цель и задачи исследования. Целью исследования является развитие теории и обоснование методологии налогового стимулирования экономического роста на основе согласования экономических интересов государства, бизнеса и домохозяйств в процессе распределения добавленной стоимости и с учетом этого разработка методического обеспечения совершенствования налоговой системы России в направлении активизации ее стимулирующего потенциала. В соответствии с поставленной целью в диссертационной работе выделены следующие логически связанные задачи:

- разработать концепцию налогового стимулирования экономического роста исходя из объективной необходимости согласования экономических интересов субъектов налоговых отношений в процессе распределения созданного продукта;

- обосновать методологию налогового стимулирования, опирающуюся на концепцию диалектического единства налоговой политики государства и налогового менеджмента плательщиков, обусловливающую формирование и оптимизацию доходов субъектов налоговых отношений, описываемую в терминах кривой Лаффера;

- представить критический анализ налоговой политики России в 1992 – 2008 гг. с позиции согласования и реализации экономических интересов субъектов налоговых отношений;


загрузка...