Сфера услуг и формирование новой архитектуры развития региональных социально-экономических систем (19.10.2009)

Автор: Махошева Салима Александровна

* Расчеты автора. Источник: ФСГС РФ. Россия в цифрах. М., 2008 и ТО ФСГС по КБР. КБР в цифрах. Нальчик, 2008.

Обобщение полученных расчетов позволяет заметить, что услуги связи в 2007 г. обладали наименьшим потенциалом кластеризации среди выделенных четырех отраслей (коэффициент локализации здесь составил 1,13). Наиболее высокий потенциал кластеризации у сферы туристических услуг; в 2007 г. коэффициент локализации составляли – 2,85; коэффициент душевого производства – 1,13; коэффициент специализации региона на данном виде услуг – 5,38. Высокие коэффициенты указывают на необходимости сосредоточения региональной сферы услуг на туризме.

Таблица 10

Коэффициенты специализации отраслей сферы услуг Кабардино-Балкарской

Республики в 1997–2007 гг.*

Отрасли услуг 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007

Бытовые 1,65 1,5 1,27 1,0 1,7 1,5 1,77 1,83 1,89 1,85 2,3

Транспортные 0,72 0,56 0,6 0,99 0,95 1,09 1,28 1,45 1,72 1,64 1,53

Услуги связи 1,0 1,21 1,38 1,14 1,26 1,16 0,94 1,29 1,66 1,65 2,31

Жилищно-коммунальные* 1,74 2,55 1,97 1,78 2,14 1,99 2,08 1,49 1,41 1,37 1,53

Услуги культуры 0,46 0,41 0,28 0,46 0,45 0,45 0,39 0,37 0,43 0,44 0,54

Туристские 2,18 1,78 3,28 4,42 5,17 4,82 5,6 7,08 5,05 4,49 5,38

Услуги физической

культуры и спорта 0,48 0,078 0,53 2,98 2,14 2,76 1,72 1,34 0,94 1,04 1,15

Медицинские 1,75 1,32 1,54 0,64 0,63 0,74 1,04 1,06 1,32 1,16 1,31

Санаторно-оздоровительные 0,97 0,01 1,08 3,23 3,15 4,92 5,18 5,0 4,09 3,7 4,46

Услуги правового

характера 0,53 0,75 0,55 0,16 0,39 0,4 0,49 0,54 0,57 0,48 0,69

Услуги системы

образования 0,85 0,67 0,57 1,4 1,04 1,01 1,04 1,13 1,08 0,99 1,23

* Расчеты автора. Источник: ФСГС РФ. Россия в цифрах. М., 2008 и ТО ФСГС по КБР. КБР в цифрах. Нальчик, 2008.

Сфера услуг в Кабардино-Балкарской Республике является наиболее развивающимся сектором экономики. Если в 2008 г. было оказано платных услуг в целом по республике на сумму 10060,9 млн рублей, то, согласно нашим прогнозам, в 2015 г. спрос на платные услуги вырастет почти в 1,7 раза и составит 17504,4 млн рублей. Таким образом, мы можем констатировать, что сфера услуг является важнейшим региональным ресурсом и одним из ключевых факторов устойчивого развития региона.

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Активное формирование сферы услуг в национальном хозяйстве является общемировой тенденцией экономического развития. С нею связано не только решение внутренних задач, но и статус страны на международной арене. Поэтому власти как на национальном, так и региональном уровне сосредоточивают административные, финансовые, политические и иные ресурсы на развитии сферы услуг. Наиболее важным направлением развития сферы услуг является региональное. Дело в том, что при умелой организации сферы услуг можно повысить уровень эффективности региональной экономики, решать наиболее острые проблемы в регионах, связанные с занятостью населения, повышения уровня жизни и т.п. Создание благоприятных условий экономической деятельности в регионе требует управления сферой услуг как единым народнохозяйственным комплексом, имеющим определенные механизмы, принципы построения и функционирования. Это предполагает выработку эффективного механизма управления развитием экономики региона в целом и сферой услуг как подсистемы региональной системы, обуславливает изменение приоритетов в управлении развитием экономики региона, выводя сферу услуг на доминирующие позиции.

Сфера услуг имеет ряд специфических особенностей по сравнению с материальным производством. Во-первых, в отличие от товаров, услуги производятся и потребляются в основном одновременно, не подлежат хранению. Во-вторых, услуги часто традиционно опосредуют производство и потребление товаров, хотя роль их вовсе не в посредничестве. В-третьих, сфера услуг на стадии становления обычно больше защищается государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства. В-четвертых, услуги и сфера услуг способны к бесконечной дифференциации.

Эти особенности сферы услуг, а также специфика самих услуг определяют специфику управления функционированием и развитием ею.

В управлении сферой услуг в регионе, особенно на стадии становления, особое значение приобретают вопросы совершенствования методологии и методики.

В центре внимания данных аспектов находятся следующие проблемы: распространение интеграционного подхода на все компоненты системы управления региональной сферы услуг; возможность рассмотрения управления сферой услуг как сетью процессов; выполнение требования рыночной ориентации как объекта, так и субъекта управления; усиление позиций креативного управления в сфере услуг региона как наиболее гибкого и эффективного в изменчивой среде.

В ходе исследования выявлены и рассмотрены особенности становления российского рынка услуг, для которого характерны такие тенденции, как инновационно-инвестиционная активность, возрастание спроса на эксклюзивные виды услуг (деловые и личные), рост занятости и прибыли на предприятиях сферы услуг. Однако в развитии рынка услуг в российской экономике проявился также и ряд негативных тенденций, среди которых важными считаем: однообразие и низкое качество услуг; наличие резких отраслевых диспропорций, недооценка роли таких отраслей, как культура, искусство, сфера отдыха, ориентация производства услуг в первую очередь на потребителей с высоким уровнем дохода, расхождение структуры производства услуг потребностям населения, наличие высокой региональной дифференциации в производстве, потреблении и качестве услуг и т.п.

В развитии рынка и сферы услуг важное значение имеет социальный сегмент рынка услуг. Исследования состояния отдельных аспектов данного сегмента услуг на региональном уровне позволили сделать вывод, о том, что сложившаяся в настоящее время структура потребительских предпочтений в их потреблении определяется влиянием: экономического положения в стране и уровнем жизни основной массы населения; степени культурно-образовательного и морально-нравственного развития населения; состояния инфраструктуры отечественной индустрии организации услуг. Следует подчеркнуть, что данный социальный сегмент регионального рынка услуг не может самостоятельно зародиться, укрепиться и выжить в условиях монополизированной системы. Но без данного сегмента, в стране с высокой долей населения с низкими доходами, традициями патернализма и т.п., невозможно создать полноценную эффективную сферу услуг. Поэтому для становления и развития полноценного национального рынка и сферы услуг необходим определенный уровень государственного регулирования в экономике.

В соответствии с законами современного экономического и социального развития доля услуг в потреблении растет пропорционально росту сферы услуг в структуре экономики. Исходя из этого, следует сделать вывод, что на современном этапе происходит насыщение общества материальными благами, и формирование полноценного спроса на услуги как главного фактора перехода к постиндустриальной экономике и формирования новой архитектуры национального хозяйства.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ВЫВОДЫ ДИССЕРТАЦИОННОЙ

РАБОТЫ ОПУБЛИКОВАНЫ В СЛЕДУЮЩИХ НАУЧНЫХ РАБОТАХ

СОИСКАТЕЛЯ:

Монографии:

Махошева, С. А. Организационно-экономические принципы регулирования регионального рынка культурно-досуговых услуг (на примере Кабардино-Балкарской республики): Монография [Текст] / Е.О. Таппасханова, С.А. Махошева, С. В. Галачиева // Нальчик: Издательство М. и В. Котляровых («Полиграфсервис и Т»), 2005. – 172 с.

Махошева, С. А Региональные особенности государственного регулирования инвестиционного процесса: Монография [Текст] / С.А. Махошева, С.В. Галачиева // СПб.: Инфо-Да, 2006. – 186 с.

Махошева, С.А. Маркетинговые аспекты управления индустрией культурно-рекреационных услуг: Монография [Текст] / Е.О. Таппасханова, С.А. Махошева, С.В. Галачиева // Нальчик: Издательство М. и В. Котляровых («Полиграфсервис и Т»), 2007. – 144 с.

Махошева, С.А. Анализ современных тенденций развития регионального рынка банковских услуг: Монография [Текст] / С.А. Махошева, С.В. Галачиева, Т.Л. Галачиева // М.: Компания Спутник+, 2007. – 198 с.

Махошева, С.А. Российский рынок услуг: методология исследования, современное состояние и пути развития: Монография [Текст] / С.А. Махошева // Нальчик: Издательство КБНЦ РАН, 2008. – 372 с.


загрузка...