ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА В НАЦИОНАЛЬНЫХ РАЙОНАХ ПОВОЛЖЬЯ (1918–1991 ГГ.) (19.10.2009)

Автор: Корнилова Ирина Михайловна

При изучении любого явления большую роль играет процесс его развития во времени. Это возможно при использовании хронологического метода и его разновидности – проблемно-хронологического, которые часто применяются в совокупности, дополняя друг друга. Для более успешного изучения тема разбивается на ряд узких проблем, каждая из которых рассматривается в хронологической последовательности.

Метод логического анализа позволяет подвергнуть объективному изучению достигнутый уровень развития исторической науки. Существует так называемый возвратный, или ретроспективный анализ, суть его заключается в изучении процесса движения мысли исследователя от современности к прошлому, то есть изучение элементов старого, но сохранившегося в наши дни, и реконструкция на их основе событий и явлений, имевших место в истории. В то же время ретроспективный анализ предполагает и проверку выводов исторического исследования данными последующей исторической практики.

Историко-ситуационный метод предполагает оценку событий и явлений, исходя из реальной конкретно-исторической ситуации, что в известной мере оберегает исследователя от модернизма, привязанности.

Данные методы позволяют исследовать явления в динамике их развития, выявить характерное и особенное, провести сравнительный анализ со сходными процессами в других регионах, в иных временных рамках.

Источниковедческую базу исследования составляет широкий круг как опубликованных, так и неопубликованных документов и материалов. К последним относятся архивные источники. Материалы Государственного архива Российской Федерации (ГА РФ) помогли исследователю представить основные направления национальной политики советского государства и Коммунистической партии в области высшего образования. В фондах ГА РФ, ЦГА УР (Центральный государственный архив Удмуртской Республики), НА РК (Национальный архив Республики Калмыкия), ЦГА ЧР (Центральный государственный архив Чувашской Республики) содержатся большой конкретно-исторический материал. Использованные в диссертации источники можно квалифицировать по следующим группам:

первая группа – документы нормативно-правового характера. К ним относятся: указы и постановления, инструкции, директивы высших органов власти СССР относительно высшей школы, протоколы съездов советских и партийных органов поволжских республик, директивы и постановления Наркомпроса РСФСР, указы Президента РФ, закон Российской Федерации «Об образовании». К документам, содержащим сведения, как выполнялись принятые решения и директивные указания центральных и республиканских органов, можно отнести сводки, статистические данные, материалы обследований, протоколы государственных комиссий, докладные записки отражающие большую работу высших учебных заведений по подготовке специалистов для отраслей народного хозяйства СССР.

В фонде ГА РФ – Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности (Ф. 2314) – сосредоточены документы, содержащие ценные сведения о деятельности ВЧК по ликвидации неграмотности с первых дней ее создания, хранятся директивы, постановления, циркуляры, протоколы и резолюции собраний. Здесь же представлены отчеты губернских комиссий ликбеза, а также официальная переписка ВЧК с органами на местах по вопросам неграмотности населения. Помимо этого, был проработан фонд Министерства просвещения РСФСР (Ф. 2306), который содержит значительный объем документов, отражающих самые различные стороны функционирования системы народного образования в 1920-х – середине 1930-х годов. Ценность данных источников заключается в их информационной насыщенности и разнообразии. Представленные в ГА РФ материалы отражают не только государственную политику по преодолению культурной отсталости широких масс, но и проведение ликвидации неграмотности в регионах, включая Верхнее Поволжье. Они позволяют проанализировать работу вузовских органов управления, проследить формы работы в вузах, выявить настроения студенческой массы в вузах, и тем самым воссоздать психологическую атмосферу в коллективах, что особенно важно при рассмотрении отдельных периодов становления высшей школы.

Вторая группа источников – материалы официального делопроизводства республиканских и городских органов управления по вопросам образования. К ним относятся: отчеты местных органов управления, партийных организаций, ученых советов поволжских институтов и университетов, их кафедр, государственных экзаменационных комиссий, решения и постановления кафедр, ученых советов факультетов этих вузов и т. д. Фонды Комиссии по просвещению национальных меньшинств Наркомата РСФСР (Совнацмен) (Ф. 296), Всесоюзного комитета по делам высшей школы при Совете Народных Комиссаров СССР (Ф. 8080), Министерства высшего образования СССР (Ф. 9396) помогли собрать необходимый научный материал по вопросам становления вузов в поволжских национальных районах. Эти сведения позволяют охарактеризовать структуру высшей школы в Поволжье, проследить этапы становления и развития ее в сравнительном анализе с вузами других районов страны. Материалы дают представления об организации учебной, научной, воспитательной работы в вузах на разных этапах истории вузов Поволжья, использования их опыта работы по подготовке высококвалифицированных кадров народнохозяйственного комплекса.

Третья группа – документы, отражающие учебно-методическое и научное обеспечение высшего образования в Поволжье. К ним относятся: учебные планы вузов, программы курсов и спецкурсов, учебно-методические разработки по различным учебным дисциплинам, учебные пособия, темы диссертационных исследований преподавателей вузов Поволжья и др. Документы, содержащие информацию о научных командировках, о научных конференциях помогают выявить, как эти вузы участвовали в общероссийском научном процессе, проследить степень привлечения преподавателей и лучшей части студенчества к научной работе, что в результате дает исчерпывающую характеристику уровня подготовки преподавательских кадров, процесса их воспроизводства в рамках национальной высшей школы. Особый интерес представляют фонды: Центрального государственного архива Удмуртии (ЦГА УР) Ф. Р-470 – рабфак при Удмуртском пединституте; Национального архива Республики Калмыкия (НА РК) Ф. Р.-3 – Центральный исполнительный комитет автономной области (1918–1937 гг.), Ф. Р-13 – Калмыцкий пединститут (1964–1969 гг.), Ф. Р-310 – Калмыцкий госуниверситет (1970–2000 гг.).

Эти материалы раскрывают содержание образования в национальных вузах Поволжья, показывают изменения, происходившие в учебном процессе, выявляют новые формы его организации, характеризуют научный уровень исследований в разных областях науки, показывают, как планировались выпуски специалистов и распределялись оно по различным отраслям экономики и культуры республик.

Четвертая группа источников – опубликованные сборники документов и материалов и воспоминаний, дающие объективную картину состояния высшего образования в республиках Поволжья на разных этапах истории его становления. Опубликованные источники можно подразделить на группы: законодательные и нормативные акты органов государственного управления, касающиеся высшей школы, опубликованные правительственные документы, постановления, решения съездов, пленумов ЦК ВКП(б) и обкомов партии национальных республик Поволжья. Среди них – опубликованные декреты Советской власти, сборники документов и постановлений правительства по народному образованию, культурному строительству в РСФСР и Поволжье, разного рода отчеты местных органов власти о ходе обучения населения грамотности, в том числе отражающие наиболее важные моменты в осуществлении ликвидации неграмотности, документальные сведения о создании и развитии высших учебных заведений в Поволжье, выпуска специалистов для работы в народном хозяйстве страны.

В изучении истории рабфака КазГУ большое подспорье оказал сборник, в который вошли не только интересные материалы по истории организации рабфака, но и воспоминания его первых преподавателей и студентов: А.А. Фадеевой, А.П. Чезора, В.Д. Игнатовича, А.Ш. Усманова и многих других. В 1971 году в свет выходит сборник документов «Культурное строительство в Татарии». Это была первая публикация документов по истории развития национальной культуры в ТАССР, составной частью которой было и народное образование. Опубликованные материалы отражают усилия партийных и советских органов республики по упорядочению учебной и научной деятельности вузов, налаживанию систематической работы общественных студенческих организаций, по использованию опыта работы лучших вызов республики и т. д. В последующие годы издаются сборники документов, позволяющие полнее представить многогранную деятельность партийных и советских органов республики по реорганизации вузов Казани, освещающие формы и методы политизации высшей школы.

Некоторые аспекты истории высшей школы Башкирии нашли отражение в разделах статистических сборников, посвященных культуре. Одним из первых был сборник, в котором приведены сведения о количестве высших учебных заведений и численности студентов в период с 1927 по 1958 годы. Данные о выпуске специалистов с высшим образованием за период с 1927 по 1971 годы содержатся в ряде сборников по истории Башкирии.

В других статистических сборниках картину состояния народного образования в этой республике характеризуют основные показатели: число высших учебных заведений по отраслям народного хозяйства, численность студентов по отраслевым группам, прием в вузы по формам обучения, выпуск специалистов и др.

Бесценными источниками для изучения истории развития высшего образования в Татарстане являются мемуары непосредственных участников и очевидцев реорганизации вузов. В них присутствуют личные наблюдения, описываются конкретная обстановка, условия, в которых высшая школа менялась не только в организационном, но и в идеологическом плане. Факты группировались по тематическим блокам, часть статистических данных сводилась в тематические таблицы.

Так совокупность всех вышеперечисленных источников дает возможность достаточно полно раскрыть сущность проводившейся государством политики в области высшего образования, в том числе в республиках Поволжья. Кроме того, данные этих источников позволяют выявить динамику количественного и качественного изменения студенческого контингента, профессорско-преподавательского состава, национальные особенности, проявлявшиеся в ходе учебного процесса в этих вузах. Привлечение широкого круга источников позволяет автору рассмотреть основные аспекты исследуемой проблемы, провести всесторонний научный анализ, сделать аргументированные выводы, дать объективную оценку происходившим событиям.

Научная новизна диссертации состоит в том, что работа является первым комплексным исследованием исторического опыта развития высшей школы по подготовке высококвалифицированных специалистов народнохозяйственного комплекса в рамках национальных республик Поволжья.

Данная диссертационная работа дает возможность, исследовать многие аспекты изучаемой научной проблемы, определить в целом своего рода научное направление в российской историографии.

В диссертационном исследовании впервые:

–на основе изучения советской модели опыта подготовки кадров народного хозяйства, показано ее практическое действие в пределах конкретного, но достаточно большого локального пространства как многонациональный поволжский регион;

– предложена периодизация этапов подготовки специалистов различных отраслей народного хозяйства в национальных автономиях Поволжья в социокультурном, экономическом и политическом контекстах;

– разработана, исходя из обширного эмпирического, в основном архивного материала, авторская концепция регионального вуза как научно-образовательного учреждения и центра развития национальной культуры и традиций;

– представлены с позиций теории и истории отечественной модернизации проблемы вузовской подготовки специалистов для различных отраслей как общероссийского, так и регионального хозяйства, и взаимодействие высшей школы с органами региональной власти;

– показана на основе тщательного анализа изучения опыта развития подготовки кадров народного хозяйства в автономиях Поволжья не только с точки зрения общих тенденций в истории высшего образования в регионе, но и с точки зрения современной вузовской школы;

– в диссертации на основе конкретного исторического материала показан классовый характер политики Советского государства, который отразился на социальном составе студенчества республик Поволжья. Данный классовый подход продолжал применяться и в последующие годы в вузах страны в целом, в национальных вузах Поволжья, в частности;

– в работе показано, что становление системы высшего образования в национальных районах Поволжья было неразрывно связано с развитием просвещения в регионе в целом. Вплоть до 1930-х годов подготовка профессиональных педагогических кадров велась за пределами Поволжья;

– в диссертационном исследовании показано, что в ходе индустриальной модернизации страны в первые десятилетия советской власти были созданы необходимые условия для подготовки специалистов народного хозяйства в национальных автономиях Советского государства, в основном прикладных профессий;

– анализ источников свидетельствует, что успешное решение задачи создания собственной сети вузов в республиках Поволжья, готовившие специалистов народнохозяйственного комплекса СССР стало возможным благодаря большой помощи, которую оказывала российская научно-педагогическая общественность национальным районам Поволжья в организации высших учебных заведений;

– изучение государственной политики СССР в области подготовки специалистов для народного хозяйства страны и основных направлений деятельности органов высшей школы свидетельствует, что с самого начала советская власть придавала приоритетное значение проблеме образования в национальных районах Поволжья;

– в диссертации показано, что опыт деятельности вузов в послевоенный период в СССР приоритетное значение придавалось развитию системы технического образования. Территориальная организация высшего технического образования отражала особенности территориальной структуры отраслей материального производства;

– в работе подчеркивается, что преобразование институтов в университеты выдвинуло новые задачи по изменению учебной и научно-исследовательской работы вузов при подготовке специалистов народнохозяйственного комплекса;

– в диссертационном исследовании отмечается, что только с изменением государственной политики, связанной с переходом к демократическому обществу, сменились приоритеты в системе подготовке специалистов народнохозяйственного комплекса. Объективная реальность, связанная с переходом к новой парадигме образования изменила отношение общества к подготовке специалистов с высшим образованием в СССР.

Практическая значимость исследования. Материалы диссертации могут быть использованы при написании обобщающих работ по истории и культуре Поволжья, монографической работы по истории высшего образования в Поволжье. Кроме того, данное исследование может быть использовано при чтении курса лекций, спецкурсов, в научно-популярной и учебно-методической работе.

Вместе с тем теоретически наиболее важные вопросы исследования, а также практические рекомендации, вытекающие из опыта развития высшей школы в республиках Поволжья, могут быть использованы в деятельности государственных органов образования России и Поволжья.

Апробация результатов работы. Диссертация обсуждена на заседании кафедры истории России. Основные положения и выводы нашли отражения в трех монографиях, восьми статьях, опубликованных в периодических изданиях, рекомендованных ВАК, а также в 45 статьях и материалах международных, всероссийских и зональных конференций.

Структура диссертации обусловлена задачами исследования. Работа состоит из введения, пяти глав, заключения и списка использованных источников и литературы. Она строится по проблемно-хронологическому принципу.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ

Во введении обосновывается актуальность темы диссертации, определяются цели и задачи исследования, его хронологические рамки, рассматриваются научная новизна и практическая значимость, дается анализ использованного комплекса источников и литературы.

В первой главе «Политика России в области образования в национальных районах Поволжья в первой четверти XX века» раскрываются, особенности исторического развития народов Поволжья, которые в первые годы советской власти создали национальные автономные государственные образования.

Необходимо иметь в виду, что Поволжский регион, расположенный между двумя промышленными районами – Центральным и Уральским, к февралю 1917 года являлся среднеразвитой в промышленном отношении территорией. Основная масса нерусского населения тяготела к таким крупным промышленным городам, как Казань, Уфа, Пермь, Пенза, Самара, Нижний Новгород, Оренбург, Астрахань.


загрузка...