Адаптивное управление  в системе непрерывного образования на основе компетентностного  подхода  ( на примере сферы документационного обеспечения управления) (19.10.2009)

Автор: Фионова Людмила Римовна

Выбираем все вершины по матрице А, для которых atj=1, где t – вершина (а на следующих шагах – вершины), уже зафиксированная на уровне. Получим список вершин, смежных с t-й вершиной (вершинами).

Из полученного списка выбираем q-ю вершину (вершины), для которой (которых) mptq= min.

Проверяем, сколько таких вершин (с mptq= min). Если всего одна, то фиксируем ее на b-м уровне, Kо = Kо – 1 и переходим к п. 13 , если несколько, то переходим к п. 12.

Если вершины с минимальным значением mptq между собой не связаны, то фиксируем их на b-м уровне. Корректируем Kо. Переходим к п. 13. Если вершины с минимальным значением mptq связаны между собой, то фиксируем их на нескольких уровнях, учитывая отношения следования по графу G(Y,С) и соответственно по матрице А. При этом сначала фиксируем вершину с max?i . Корректируем значение b и Kо. Переходим к п. 13.

Kо ? 2? Если «Да», то переходим к п. 8, если «Нет», то распределение по уровням завершено, переходим к п. 14.

Конец работы.

Использование в алгоритме матрицы путей и рассчитываемых на ее основе параметров позволяет упорядочить вершины графа по уровням и оптимизировать порядок изучения учебных модулей при отсутствии паспортов ДК (рис. 5).

Рис. 5. Граф, отражающий логическую последовательность изучения учебных модулей

Обосновано, что оптимизация логической последовательности изучения учебных модулей на основе алгоритмов А2 и А3 облегчает организацию двух режимов работы с образовательной системой: изучение материала и контроль усвоения.

Разработан алгоритм А4 определения последовательности освоения отобранных ЦК, использующий введенные ранее параметры связности знаниевых и навыковых «цепей» и деятельностных компетенций. Этот алгоритм выгодно применять для построения адаптивной программы корпоративного обучения для повышения квалификации или перепрофилизации сотрудников.

Предложен подход для адаптивного управления процессом обучения в образовательных системах, использующий построенную модель компетентности обучаемого в виде взвешенного графа (рис. 6), позволяющий организовать гибкий процесс обучения на основе изменения весов компетенций.

Рис. 6. Компетентностная модель учебной программы

с взвешенными вершинами-компетенциями

В шестой главе предложено основное внимание при планировании учебного процесса уделить анализу паспортов ДК, которые выбраны обучаемыми, работодателем или определяются программой обучения (учебными модулями, включенными в маршрут обучения).

Показано, что одним из подходов, облегчающих процесс определения логической последовательности изучения ЗК, НК, а в конечном итоге – тем лекций и выполнения заданий для практических и лабораторных работ, заключается в построении хорошо структурированной модели знаний предметной области.

Проанализированы существующие модели представления знаний, выявлены их характерные особенности. Показано, что сетевая модель является наиболее подходящей для задания логической структуры учебного материала из сферы ДОУ за счет сочетания гибкости и возможности отображения концептуальных отношений между объектами.

Построены семантическая сеть понятий сферы ДОУ и по аналогии с ней модель в виде сети действий, отражающая связь всех работ с документами, относящихся к сфере ДОУ.

Разработан алгоритм подготовки программы освоения ДК, использующий паспорта компетенций, построенные семантические модели предметной области, декомпозиционную модель НК, графовые модели, отражающие иерархию результатов обучения, связи ЗК с нормативными актами и терминами, связи НК с ЗК и операциями.

Предложена схема разработки каждого учебного модуля, построенная на основе использования паспортов ДК.

Рассмотрено применение метода ситуационных задач при подготовке специалистов сферы ДОУ.

Предложен метод обучения профессиональным компетенциям сферы ДОУ на основе решения ситуационных задач и разработаны методические рекомендации по созданию информационных образовательных ресурсов на основе компетентностного подхода.

Показано, что применение продукционной модели позволяет создать автоматизированную систему тестирования и осуществить проверку не только знаний определений терминов, но и способности обучаемого самостоятельно принимать решения в критических ситуациях, связанных с ДОУ.

Сформулированы преимущества тестовой системы, построенной на основе семантической сети. Состав задаваемых вопросов зависит при этом от перечня компетенций, которые в итоге должны быть сформированы и оценены у обучаемых, компетентностной модели маршрута обучения, моделей иерархии результатов обучения и их взаимосвязей.

В седьмой главе показано, что разработанная методика анализа состояния ДОУ внедрена на ряде предприятий в ходе выполнения договорных работ по их заказам, а также при проведении мониторинга состояния ДОУ в регионе. Рекомендации, выработанные по результатам анализа, позволили повысить эффективность функционирования системы ДОУ, что подтверждено актами внедрения. Исследования показали, что сокращение количества возвратных движений документов и общего времени движения документов в результате применения методики зависит, в первую очередь, от объема документооборота и количества видов управленческих документов. В среднем количество возвратных движений документов уменьшилось на 13,6 %, а общее время прохождения всех документов сократилось на 8 %.

Описаны принципы организации адаптивной образовательной системы (АОС) подготовки специалистов в сфере ДОУ. Обосновано применение технологии «клиент-сервер». При этом все алгоритмы построения моделей и управления обучением реализованы непосредственно в базе данных (технология – реализация на стороне сервера) в виде хранимых процедур и функций пользователя.

Система настраивается на пользователя по принципу структурной адаптации, в качестве механизма которой применяются динамические запросы хранимых процедур базы данных.

Гибкая схема серверной части системы позволяет в любой момент вносить изменения в существующие алгоритмы и производить наращивание системы без особых усилий и затрат.

Приведены данные, подтвержденные соответствующими актами, о применении метода обучения профессиональным компетенциям сферы ДОУ в различных организациях для подготовки и переподготовки компетентностных специалистов. Применение метода позволяет исключить необоснованные повторы, уточнить межпредметные связи между дисциплинами, обеспечить качество обучения в среднем на уровне 94 % и уменьшение времени на освоение компетенций в среднем на 11 %. Предложенный метод обучения используется в ПГУ и Центре переподготовки кадров при Правительстве Пензенской области, НГГУ и ПАГС им. П. А. Столыпина.

В приложениях представлены следующие материалы исследований: таблицы для опроса при проведении анализа состояния ДОУ в организациях и рекомендации по их заполнению; экранные формы, разработанные на основе таблиц для ввода данных по анализу состояния ДОУ и их обработки средствами Microsoft Access; анкета, определяющая «портфель» компетенций специалиста по ДОУ; свидетельства о регистрации и акты внедрения.

основные результаты работы

В результате проведения теоретических и практических исследований по тематике диссертации получены следующие научные и практические результаты:

1) разработана новая методика анализа состояния ДОУ в организациях, отличающаяся от известных применением современных ИТ, специально разработанной анкеты, структуры данных и системы показателей, которая позволяет учесть особенности прохождения всех документов, создаваемых и используемых в организациях, оценить основные параметры документооборота и выявить проблемные места в организации ДОУ для построения в дальнейшем адаптивной программы переподготовки специалистов;

2) впервые сформулированы существенные характеристики непрерывного образования в сфере ДОУ, позволяющие выделить его среди других образовательных систем, и перечень факторов, влияющих на формирование адаптивной корпоративной программы обучения;

3) разработана методика формирования портфеля компетенций специалиста по ДОУ с учетом мнения работодателей, построенная на основе предложенной классификации компетенций специалиста по ДОУ, разработанной анкеты для опроса работодателей, и анализа выделенных групп организаций по обоснованным признакам;

4) введено понятие паспорта компетенции, разработаны модель компетентности специалиста по ДОУ, модель компетентности обучаемого и на их основе метод формализации задачи адаптивного управления обучением;

5) впервые предложена компетентностная модель предметной области ДОУ в виде графа Кенига, где вершины представляют собой профессиональные (знаниевые, навыковые и деятельностные) компетенции, и введены понятия параметров связности знаниевой или навыковой компетенции с деятельностной, учебного модуля со всеми компетенциями, что позволяет определить оптимальную последовательность освоения деятельностных компетенций и изучения учебных модулей;

6) разработаны компоненты адаптивной образовательной системы для сферы ДОУ:

структура адаптивной образовательной системы;

процедура выбора оптимального маршрута обучения на основе компетентностного подхода при формировании адаптивной программы подготовки;

алгоритм формирования индивидуальной образовательной программы;


загрузка...