Адаптивное управление  в системе непрерывного образования на основе компетентностного  подхода  ( на примере сферы документационного обеспечения управления) (19.10.2009)

Автор: Фионова Людмила Римовна

В пятой главе показано, что при проектировании образовательной системы в конкретной сфере деятельности важно обеспечить адаптацию: 1) на исходный уровень подготовки обучаемого в данной сфере, 2) на исходный уровень компьютерной подготовки обучаемого, 3) на требования заказчика.

По аналогии с техническим проектированием предложено формализованное описание процедуры выбора оптимального маршрута обучения на основе компетентностного подхода при формировании программы подготовки (переподготовки) специалистов.

Структура предлагаемой адаптивной образовательной системы представлена на рис. 3, где ИК – исходные компетенции, характеризующие уровень компетентности обучаемого (степень подготовленности) в конкретной сфере деятельности. Определить ИК позволит тестирование. Именно ИК, в первую очередь, необходимо использовать для выбора маршрута обучения;

ЦК – целевые компетенции, которыми хотел бы овладеть обучаемый;

Sл – множество свойств обучаемого, описанное ранее;

Мо – модель обучаемого, Мо= F(Sн, Sл, Sф);

YM1, YM2, ..., YMk – альтернативные учебные модули.

В предлагаемой системе к элементам адаптивной организации относятся:

О1 – анализатор исходных данных, устанавливающий принадлежность обучаемого к конкретному классу;

О2 – анализатор требований на обучение, определяющий предпочтительность выбора того или иного модуля для включения в программу обучения (точка включения – после блока построения Мо перед обращением к учебным модулям);

Набор альтернативных учебных модулей

Рис. 3. Структура адаптивной образовательной системы

О3 – анализатор текущего обучения, позволяющий вносить коррективы в маршрут обучения. Причем как пользователь, так и диспетчер образовательной системы должны не только получать диагностическую информацию о ходе обучения, но и влиять на выбор учебных модулей;

О4 – анализатор конечного состояния, позволяющий оценить уровень освоения выбранных (заданных) ЦК;

О5 – анализатор образовательного проекта, позволяющий накапливать знания об опыте предшествующего обучения (включается после формирования перечня достигнутых компетенций).

Разработан алгоритм А1 формирования индивидуальной образовательной программы (ИОП), использующий описание учебного модуля двумя оригинальными множествами: Рвх= {р1, ..., рj} и Рвых= {p1, ..., рk}, на основе которых сформулировано условие включения каждого модуля в образовательную программу для конкретного обучаемого (группы обучаемых).

Доработана компетентностная модель предметной области для случая, когда заранее определен перечень учебных модулей образовательной программы. Предложено использовать ориентированный граф специального вида G(Е, R), множество вершин которого состоит из четырех непересекающихся подмножеств Z, H, D, YM (рис. 4), представляющих ЗК, НК, ДК и учебные модули соответственно. Дуги отражают их взаимосвязь.

Рис. 4. Пример графа G(Е,R), моделирующего образовательную

программу

Введено понятие параметра связности учебного модуля, который рассчитывается на основе матриц инцидентности и смежности графа G(Е,R), показанного на рис. 4, и позволяет учесть связность учебных модулей не друг с другом непосредственно, а с деятельностными, знаниевыми и навыковыми «цепями» до окончательного формирования маршрута обучения.

Разработан алгоритм А2 определения логической последовательности изучения учебных модулей, использующий введенные параметры связности учебного модуля и деятельностных, знаниевых и навыковых «цепей», рассчитываемых на основе паспортов ДК.

Разработан алгоритм А3 определения логической последовательности изучения учебных модулей, использующий описание учебного модуля двумя оригинальными множествами: Рвх={р1, ..., рj} и Рвых= {p1, ..., рk}, включающими только деятельностные компетенции. Он заключается в следующем.

Формируем исходные данные:

. Элемент матрицы moig = +1, если перед началом изучения g-го модуля нужно уже владеть di-й компетенцией; элемент матрицы moig = –1, если после изучения g-го модуля достигается овладение di-й компетенцией; элемент матрицы moig= 0, если g-й модуль никак не связан с di-й компетенцией;

б) Kм – общее количество модулей, включенных в ИОП (в маршрут обучения Md), n – общее количество деятельностных компетенций, связанных с освоением ИОП (сформированного Md).

), с которого нужно начинать освоение ИОП, он будет первым в маршруте обучения исходя из условия

Для удобства сравнения множеств Pвх и Pвых из матрицы МО получаем две матрицы:

а) МI={miig} – матрицу инцидентности модулей и исходных (входных) компетенций, элемент матрицы miig = 1, если перед началом изучения g-го модуля нужно уже владеть di-й компетенцией;

б) MC= {mcig} – матрицу инцидентности модулей и целевых (выходных) компетенций (она аналогична матрице MI), элемент матрицы mcig = 1, если после изучения g-го модуля достигается овладение

di-й компетенцией.

Pвых j? Pвх t = O . (10)

На основе матриц MI и MC находим финальный модуль

, который будет завершать освоение ИОП (он будет конечным в маршруте обучения), исходя из условия:

i. (11)

Выходные компетенции модуля YMf не являются входными (исходными) ни для какого другого модуля.

Рвх j.

Строим матрицу путей MP на основе графа G(Y, C), элемент матрицы mpij равен количеству путей (ориентированных цепей), которые соединяют вершины i и j.

, определяющую суммарное количество возможных путей от этой вершины до конечной.

Начинаем распределение по уровням. На первом уровне фиксируем модуль YMt , определенный в п. 2; b = 1, Kо = Kм – 1; b – счетчик уровней, Kо – считает количество оставшихся незакрепленных на уровнях модулей.

b = b + 1, начинаем формирование следующего уровня.


загрузка...