Адаптивное управление  в системе непрерывного образования на основе компетентностного  подхода  ( на примере сферы документационного обеспечения управления) (19.10.2009)

Автор: Фионова Людмила Римовна

??????h?"

??????h?J

3ДК является элементарной, если при дальнейшей декомпозиции нельзя описать элементарную способность (выделить деятельность и предмет деятельности).

Введено понятие паспорта компетенции и предложена его структура (таблица). Паспорт фактически описывает модель ДК.

Структура паспорта деятельностной компетенции

Содержание ДК

Вид деятельности, в рамках которой данная ДК востребована

Задачи, для решения которых владение данной ДК необходимо

ЗК, на базе которых формируется данная ДК

НК, которые являются необходимыми для овладения данной ДК

Нормативные акты, необходимые для овладения (освоения) данной ДК

Название предмета (дисциплины), для которого эта ДК является исходной компетенцией

Название предмета (дисциплины), для которого эта ДК является целевой компетенцией

Является ли эта ДК элементарной неделимой компетенцией (ЭДК) да

Названия ЭДК, из которых «складывается» данная ДК

Критерии эффективности

Важно подчеркнуть, что каждые ДК и ЭДК уникальны, а ЗК и НК могут повторяться в паспортах разных ДК.

Для моделирования предметной области предложено использовать граф Кенига G(X,R), вершинами которого являются компетенции, а ребра отражают их взаимосвязь.

Множество вершин X графа предметной области включает три непересекающихся подмножества Z, H, D, представляющих ЗК, НК и ДК соответственно.

Условие непересечения подмножеств Z, H, D вытекает из того, что одна и та же компетенция не может быть одновременно деятельностной и знаниевой, или деятельностной и навыковой, или знаниевой и навыковой.

Таким образом, эти подмножества удовлетворяют условиям:

X = D ( Z ( H; D ( Z = O; D ( H = O; Z ( H = O. (5)

Причем в подмножество D включаются вершины, моделирующие только ДК, а не ЭДК. Хотя при построении индивидуальной программы подготовки или переподготовки можно детализировать модель до уровня ЭДК, предварительно составив паспорт на каждую, как показано выше.

Связи между вершинами подмножеств Z, H и D определяются на основе паспорта каждой ДК. Наличие ребра между di и zj или между di и hj означает, что освоение di базируется на данной zj или hj.

Каждая i-я знаниевая или навыковая «цепь» представляет собой звездный подграф Gi, в котором подмножество вершин Di={d1, d2, ..., dk} интерпретирует подмножество ДК, освоение которых базируется на

zi-й или hi-й компетенции соответственно.

Образовательное пространство представляет собой совокупность знаниевых и навыковых «цепей», соединяющих ДК (рис. 2). При использовании такой модели все связи между ЗК (zi, i=1, m1), НК (hj, j= =1,m2) и ДК (di, i=1,n) интерпретируются матрицей инцидентности графа G размером n ( m (m = m1+ m2):

где uij =

Две знаниевые или навыковые «цепи» считаются связными, если существует хотя бы одна деятельностная компетенция di, которая формируется на их основе.

где vij=

Рис. 2. Граф Кенига G(X, R), предлагаемый для компетентностной

модели образовательного пространства

По матрицам U и V определяется параметр связности «цепи», формируемой каждой знаниевой zj-й или навыковой hj-й компетенцией:

и параметр связности каждой деятельностной di-й компетенции:

Параметр связности Фi в большей степени характеризует взаимоотношения и взаимосвязи между компетенциями и позволяет учесть связность ДК со знаниевыми и навыковыми «цепями», а не с другими ДК, до окончательного формирования маршрута обучения.

ДК di с max Фi входит в наиболее связные знаниевые и навыковые «цепи», следовательно, данная di требует максимального внимания при формировании маршрута обучения.

Наиболее связная деятельностная компетенция может быть выбрана из условия

DW – множество деятельностных компетенций, уже включенных в маршрут обучения; DN – множество деятельностных компетенций, еще не включенных в маршрут обучения.

будет отражать связи между вершинами множества D и логическую последовательность приобретения профессиональной компетентности в сфере ДОУ. Сначала осваиваются начальные, затем базовые, а уж потом специализированные компетенции во всех направлениях деятельности. Причем анализ паспортов ДК и матриц графа G(X, R) позволит определить вершины di, не связанные между собой, и выделить их на один уровень. Они базируются на одних и тех же ЗК и НК, значит, овладевать соответствующими им ДК можно параллельно.

Предложенные модели, их описание и введенные параметры связности позволяют разработать метод формализации задачи адаптивного управления обучением и метод обучения профессиональным компетенциям сферы ДОУ для эффективного функционирования образовательных систем.


загрузка...