Адаптивное управление  в системе непрерывного образования на основе компетентностного  подхода  ( на примере сферы документационного обеспечения управления) (19.10.2009)

Автор: Фионова Людмила Римовна

одинаковая форма собственности;

равный по величине объем документооборота (дополнительный признак).

Проведен мониторинг состояния ДОУ в регионе. Итоговые материалы свидетельствуют о том, что в регионе (организациях города Пензы и области), как и во всей стране, назрела необходимость оптимизации деловых процессов на основе улучшения ДОУ, особенно в рамках реализации проектов «Электронная Россия» и «Электронное правительство».

Предложена новая методика анализа состояния ДОУ в организациях, основанная на применении современных ИТ, специально разработанной анкеты и структуры данных, позволяющей учесть особенности прохождения всех документов, создаваемых и используемых в организациях; а также системы показателей, дающих возможность оценить основные параметры документооборота и выявить проблемные места в организации ДОУ для построения в дальнейшем адаптивной программы переподготовки специалистов.

Разработан алгоритм проведения документного аудита в организации, в котором предложено использовать выборочный метод, позволяющий вместо всей совокупности документов рассматривать лишь часть из них, сократив время проверки и количество проверяющих.

Показана необходимость улучшения подготовки и переподготовки кадров документоведов, специалистов в сфере ДОУ и, в частности, инновационной сфере электронного документооборота. Подготовка кадров в настоящее время почти не учитывает потребности работодателей.

Показана необходимость и целесообразность построения региональной системы непрерывного образования в сфере ДОУ для подготовки и переподготовки по запросам работодателей специалистов, умеющих поддерживать систему ДОУ в актуальном состоянии.

Чтобы выстроить систему непрерывного образования по ДОУ в условиях информационно-индустриального общества, её следует рассматривать как единый полифункциональный комплекс. Этот комплекс должен выполнять целый ряд важнейших функций: обеспечение различных отраслей экономики региона квалифицированными кадрами специалистов по ДОУ, создание и внедрение новых технологий ДОУ, проведение научных исследований в сфере ДОУ, учитывающих региональные и отраслевые особенности и т. п. Поэтому решить эту задачу может только тот региональный вуз, который имеет достаточный опыт в реализации перечисленных функций.

Под региональной образовательной системой предложено понимать образовательную систему, реализующую одновременное выполнение федеральных и региональных требований с учетом социально-демографической ситуации региона, запросов рынка труда, отраслевой специализации народного хозяйства региона и инфраструктурных особенностей.

Региональные особенности необходимо также учесть при настройке образовательной системы на используемые корпоративные методы управления, текущие потребности предприятий региона, организацию рабочих мест специалистов, ближайшие перспективы предприятий; технологии, применяемые в ДОУ, особенности корпоративного документооборота.

Построение системы непрерывного образования в сфере ДОУ может стать началом формирования продуманной региональной политики в сфере ДОУ, которая должна разрабатываться специалистами.

Во второй главе проанализированы подходы к описанию и построению образовательных моделей и выделен компетентностный подход как ведущая идея современного образования, выраженная в попытке увязать итоговую составляющую образования с планируемыми результатами развития личности обучаемого.

Впервые сформулированы существенные характеристики непрерывного образования в сфере ДОУ, позволяющие выделить его среди других образовательных систем:

содержание программ непрерывного образования по вопросам ДОУ определяется в первую очередь методами управления, используемыми на предприятии, а также задачами текущей деятельности;

изменение применяемых методов управления влечет изменения в системе ДОУ и приводит к необходимости многократного обучения специалиста;

изменения в нормативной базе, регламентирующей делопроизводство на федеральном и ведомственном уровнях, требуют отражения в локальных актах соответствующих организаций, что также приводит к необходимости многократного обучения специалистов;

непрерывное образование по ДОУ должно быть ориентировано на используемые корпоративные технологии, особенности корпоративного документооборота и ближайшую перспективу организации, поэтому обучение имеет сугубо практическую направленность – выполнение конкретных операций по ДОУ с применением действующей нормативной законодательной базы и наиболее подходящих ИТ;

разнообразие программ непрерывного образования по ДОУ соответствует разнообразию деятельности специалистов на рабочих местах, свои программы должны быть разработаны при подготовке и переподготовке руководителей служб ДОУ, сотрудников служб ДОУ, специалистов других подразделений, выполняющих функции ДОУ в подразделениях на предприятиях с различными формами собственности, различных сфер деятельности, различными организационными структурами;

содержание программ и результат непрерывного образования по ДОУ сохраняют актуальность меньший период времени по сравнению с активной профессиональной деятельностью специалиста и существованием организации или предприятия (кроме прочих причин этого явления можно назвать регулярное обновление или изменение нормативных актов по ДОУ);

программы непрерывного образования в сфере ДОУ чаще всего ориентированы на изучение новых нормативных актов, освоение новых инструментальных средств и, как следствие, имеют небольшую продолжительность.

Важной задачей при формировании стратегии обучения персонала вопросам ДОУ является определение категорий обучаемых, ими могут быть:

системные технологи – сотрудники служб ДОУ или подразделений информатизации, выполняющие функции пользовательского и технологического администрирования (если в компании используется автоматизированная система ДОУ (АС ДОУ));

руководители служб ДОУ;

сотрудники служб ДОУ или пользователи АС ДОУ;

специалисты подразделений, выполняющие функции ДОУ в этих подразделениях;

руководители и специалисты подразделений, использующие систему ДОУ в информационно-аналитических целях, а также при работе с проектами документов;

системные администраторы и специалисты службы технической поддержки (при наличии АС ДОУ).

При создании системы непрерывного образования по ДОУ для каждой категории (группы) обучаемых должна быть построена своя модель специалиста и сформулированы конкретные результаты обучения. При этом цели, имеющиеся у организации, заинтересованной в обучении специалистов по ДОУ, и цели, реализуемые программами обучения, согласуются на основе компетентностного подхода.

Показано, что проблема исследования и моделирования системы управления непрерывным образованием в сфере ДОУ на основе компетентностного подхода остается малоизученной, несмотря на свою актуальность.

Обосновано, что создаваемая система непрерывного образования в сфере ДОУ должна быть адаптивной, чтобы учитывать различный стартовый уровень знаний и исходный уровень профессиональной компетентности и компьютерной подготовки потенциальных слушателей. Адаптация должна осуществляться также с учетом корпоративных особенностей и требований заказчика.

В третьей главе разработана классификация компетенций специалиста, занимающегося вопросами ДОУ, на основе выделения основных профессиональных задач по всем возможным направлениям деятельности.

Все компетенции, предложенные для включения в портфель специалиста, разбиты на две большие группы:

1) профессиональные компетенции, распределенные по видам деятельности документоведа;

2) общекультурные компетенции. В эту группу вошли те компе-тенции, которые дополняют «портрет» любого современного специа-листа, в том числе и документоведа. Они включают социальные и лингвистические навыки, когнитивные способности, межличностные компетенции.

Предложено профессиональные компетенции разбить на четыре группы: технологические, организационно-управленческие, проектные и научно-исследовательские.

Для формирования портфеля профессиональных компетенций сформулированы основные профессиональные задачи (по видам профессиональной деятельности) и определены компетенции, освоение которых позволит решить эти профессиональные задачи.

Разработана анкета для опроса работодателей. При проведении коллективной экспертной оценки относительной важности наличия конкретных компетенций у специалистов по ДОУ (в конкретной организации) обоснована целесообразность использования методов ранговой корреляции.

Обосновано применение метода парных сравнений для обработки результатов опроса работодателей, разработан алгоритм определения коэффициентов важности компетенций в каждой группе организаций, а также усредненных и относительных коэффициентов.

Разработана оригинальная методика формирования портфеля компетенций специалиста по ДОУ с учетом мнения работодателей, построенная на основе предложенной классификации компетенций специалиста по ДОУ, разработанной анкеты для опроса работодателей, и анализа выделенных групп организаций по обоснованным признакам.

Сформирован портфель компетенций для специалиста, занимающегося вопросами ДОУ, исходя из потребностей работодателей региона. Комплексное исследование потребностей предприятий позволит моделировать ожидаемый результат обучения и процесс подготовки специалистов в целом. Сформированный «портфель» компетенций должен служить основой для разработки региональной образовательной программы в сфере ДОУ на основе компетентностного подхода.


загрузка...