Адаптивное управление  в системе непрерывного образования на основе компетентностного  подхода  ( на примере сферы документационного обеспечения управления) (19.10.2009)

Автор: Фионова Людмила Римовна

разработать математическую модель специалиста по ДОУ и модель обучаемого;

разработать метод обучения профессиональным компетенциям сферы ДОУ и методические рекомендации по созданию информацион-ных образовательных ресурсов на основе компетентностного подхода;

разработать компоненты адаптивной образовательной системы для сферы ДОУ;

исследовать разработанный комплекс моделей, алгоритмов и методов.

Методы исследования. Для решения поставленных задач использовались методы системного анализа, методы теории сложных систем, теории управления, математического моделирования, методы математической логики, теории графов, теории множеств.

Научная новизна. К наиболее существенным научным результатам относятся следующие:

методика анализа состояния ДОУ в организациях, отличающаяся от известных применением современных ИТ, специально разработанной анкеты, структуры данных и системы показателей;

впервые сформулированные существенные характеристики непрерывного образования в сфере ДОУ и перечень факторов, влияющих на формирование адаптивной корпоративной программы обучения;

методика формирования портфеля компетенций специалиста по ДОУ, построенная на основе предложенной классификации компетенций специалиста, разработанной анкеты для опроса работодателей, анализа выделенных групп организаций по обоснованным признакам;

введенное понятие паспорта компетенции, предложенная структура паспорта, модель компетентности специалиста по ДОУ и модель компетентности обучаемого;

предложенные впервые компетентностная модель предметной области ДОУ в виде графа Кенига и понятия параметров связности компетенций и учебного модуля;

предложенная структура адаптивной образовательной системы, разработанные алгоритмы формирования индивидуальной образовательной программы, определения логической последовательности изучения учебных модулей, формирования маршрута обучения, адаптивного управления процессом обучения, отличающиеся от известных применением компетентностного подхода;

впервые предложенный метод обучения и тестирования профессиональных компетенций сферы ДОУ, отличающийся от известных применением построенных семантических сетей понятий и работ сферы ДОУ; разработанный алгоритм подготовки учебной программы для обучения деятельностной компетенции и изучения каждого учебного модуля, отличающийся использованием предложенного паспорта деятельностной компетенции и решением ситуационных задач.

Практическая ценность результатов. Диссертационное исследование явилось результатом многолетних наблюдений и обобщений большой практической работы по обучению современному ДОУ на факультете дополнительного образования Пензенского государственного университета, на организованных Центром переподготовки и повышения квалификации кадров Правительства Пензенской области курсах повышения квалификации государственных и муниципальных служащих (за последние два года прошли переподготовку более 200 человек), при подготовке компетентностных специалистов по ДОУ в Пензенском государственном университете и в ряде других вузов. Разнообразие и повторяемость учебно-методических планов, краткосрочность и интенсивность обучения позволили выявить ряд закономерностей, характерных для образовательной деятельности в сфере ДОУ. Разработан комплекс программ, использующий построенные модели, реализующий предложенные алгоритмы и методики, подтвердивший сокращение времени на разработку и выбор оптимальных учебных программ и повышение качества учебного процесса. Этот факт подтвержден успешным применением предложенной концепции, разработанных электронных учебных ресурсов и методологии адаптивного управления образовательным процессом по подготовке компетентностных выпускников в области ДОУ в вузах Пензы, Саратова, Нижневартовска, Санкт-Петербурга, Рязани, при организации подготовки и тестирования специалистов в рамках Президентской программы (в течение двух последних лет прошли обучение 189 человек).

Реализация и использование результатов работы. Работа выполнена на кафедре «Информационное обеспечение управления и производства» Пензенского государственного университета на основе результатов научно-исследовательских работ: «Электронные тесты по основам делопроизводства» (договор № 03/88 от 01.11.2003 с ЗАО «Термика» г. Москва), «Разработка перечня локальных нормативных актов организации по делопроизводству» (договор № 04/21 от 15.02.2004 с ЗАО «Московская ордена Трудового Красного Знамени обувная фабрика (Парижская коммуна(»), «Разработка правил подготовки информационного обеспечения Интернет-сайта» (договор № 04/133 от 20.12.2004 с ООО «БИТ» г. Пенза), «Исследование и разработка критериев качества и методических рекомендаций по созданию информационных образовательных ресурсов в сфере ДОУ» (договор № 23/06 от 15.11.2006 с ГОУВПО «Нижневартовский государственный гуманитарный университет» НГГУ), «Исследование и разработка методических рекомендаций по созданию электронных пособий в сфере ДОУ» (договор № 07/02у от 01.01.2007 с ГОУВПО «Поволжская академия государственной службы им. П. А. Столыпина» ПАГС), «Исследование и разработка методических рекомендаций по созданию электронных пособий в сфере ДОУ для общеобразовательных школ» (договор № 07/50у от 01.06.2007 с МОУ СОШ № 69 г. Пензы), «Обследование ДОУ предприятия. Организационное проектирование» (регистрационный номер 01200952839, договор № 08/81у от 14.05.2008 с ООО «Горводоканал», г. Пенза), Государственный контракт с Федеральным агентством по образованию «Закупка проектов федеральных государственных стандартов (ФГОС) высшего профессионального образования уровня бакалавриата и уровня магистратуры по направлению подготовки «Документоведение и архивоведение».

Результаты работы использованы в практике управления образованием в сфере ДОУ в Пензенском государственном университете,

Поволжской академии государственной службы им. П. А. Столыпина, Нижневартовском государственном гуманитарном университете, ряде других вузов и предприятий, что подтверждено соответствующими актами внедрения.

Разработанные программные средства и электронные обучающие ресурсы зарегистрированы в Отраслевом фонде алгоритмов и программ Минобразования и науки РФ, внедрены в учебный процесс и практику управления ряда вузов.

Учебные пособия «Компьютерная подготовка управленческих документов» и «Системы подготовки текстовых документов» имеют гриф УМО вузов РФ по образованию в области историко-архивоведе-ния и рекомендованы для студентов вузов, обучающихся по специальности «Документоведение и ДОУ».

Сформированный автором портфель компетенций использован при разработке проекта ФГОС по направлению «Документоведение и архивоведение», что подтверждено соответствующим актом.

Апробация работы. Основные результаты диссертационной работы докладывались и обсуждались на Международных научно-практи-ческих конференциях «Новые информационные технологии в науке, образовании, медицине и в бизнесе», Крым-Гурзуф (1997, 1998 гг.), IX–XV Международных ежегодных конференциях «Документация в информационном обществе», Росархив, ВНИИДАД, г. Москва (2002–2008 гг.); Международной научной конференции «Русская словесность в контексте современных интеграционных процессов», 24–27 апреля 2005 г., г. Волгоград, на I–IX Международных ежегодных научно-прак-тических конференциях «Современные технологии документооборота в бизнесе, производстве и управлении», г. Пенза (2001–2009 гг.),

на I–XIII Международных ежегодных научно-методических конференциях «Университетское образование», г. Пенза (1997–2009 гг.), Международном юбилейном научном симпозиуме «Актуальные проблемы науки и образования», 3–4 ноября 2003 г., г. Пенза, III Международной научно-практической конференции «Интеллектуальные технологии в образовании, экономике и управлении» 2 декабря 2005 г., г. Воронеж, Международной научно-практической конференции «Перспективы развития систем среднего и высшего профессионального образования в современном обществе», 28–29 октября 2008 г., г. Пенза, Всероссийской научно-технической конференции «Интеллектуальные САПР», 15–17 сентября 1992 г., г. Таганрог, II Всероссийской научно-практической конференции «Российская школа и Интернет», г. Санкт-Петербург, 2002 г., II Всероссийской научно-практической конференции «Подготовка управленческих кадров в ХХI веке», 20–22 сентября 2004 г., г. Челябинск, Всероссийской научно-методической конференции «Открытое образование и информационные технологии», 17–20 октября 2005 г., г. Пенза, I и II Всероссийских научно-практических конференциях «Документационное обеспечение в системе управления», 2007, 2009 гг., г. Нижневартовск, Всероссийской научно-методической конференции «Подготовка специалистов в сфере ДОУ и историко-архи-воведения: актуальные вопросы», 29–30 мая 2007 г., г. Саратов, Всероссийской научно-практической конференции «Документ. Архив. История. Современность», 11–12 октября 2007 г., г. Екатеринбург, 33-й Все-российской научно-технической конференции «Деятельность вуза при переходе на федеральный государственный образовательный стандарт 3-го поколения», 15–16 июня 2008 г., г. Рязань, Всероссийской научно-методической конференции «Документоведение и архивоведение: традиции и перспективы развития», октябрь 2008 г., г. Ростов, заседаниях президиума Учебно-методического объединения вузов РФ по образованию в области историко-архивоведения, 2003–2009 гг., г. Москва, РГГУ; ежегодных научно-технических конференциях профессорско-преподавательского состава Пензенского государственного университета (1996–2009 гг.).

На защиту выносятся:

методика анализа состояния ДОУ в организациях, основанная на применении современных информационных технологий, специально разработанной анкеты и структуры данных, которые позволяют учесть особенности прохождения всех документов, создаваемых и используемых в организациях; предложенная система показателей, позволяющая оценить основные параметры документооборота и выявить проблемные места в организации ДОУ для построения в дальнейшем адаптивной программы переподготовки специалистов;

сформулированные существенные характеристики непрерывного образования в сфере ДОУ, которые позволяют выделить его среди других образовательных систем, и перечень факторов, влияющих на формирование адаптивной программы обучения;

методика формирования портфеля компетенций специалиста по ДОУ, построенная на основе предложенной классификации компетенций специалиста, разработанной анкеты для опроса работодателей и анализа выделенных групп организаций по обоснованным признакам, позволяющая учесть мнение работодателей;

понятие паспорта компетенции, предложенная структура паспорта, которая позволяет описать модель деятельностной компетенции, определяющую связи со знаниевыми и навыковыми компетенциями, необходимыми для разработки адаптивной программы обучения; разработанная модель компетентности специалиста по ДОУ и модель компетентности обучаемого;

предложенные впервые компетентностная модель предметной области ДОУ в виде графа Кенига и понятия параметров связности компетенций и учебного модуля, которые позволяют определить оптимальную последовательность освоения деятельностных компетенций и изучения учебных модулей;

предложенная структура адаптивной образовательной системы, разработанные алгоритмы формирования индивидуальной образовательной программы, определения логической последовательности изучения учебных модулей, формирования маршрута обучения, адаптивного управления процессом обучения, отличающиеся от известных применением компетентностного подхода, позволяющие организовать гибкий процесс обучения на основе изменения весов компетенций;

впервые предложенный метод обучения и тестирования профессиональных компетенций сферы ДОУ, отличающийся от известных применением построенных семантических сетей понятий и работ этой сферы; разработанные алгоритмы подготовки учебной программы для обучения деятельностной компетенции и изучения каждого учебного модуля, которые позволяют повысить качество обучения и сократить время на освоение компетенций;

прототип адаптивной системы непрерывного образования в сфере ДОУ, реализующий предложенные модели, алгоритмы и методики.

Публикации. По материалам диссертации опубликовано 127 работ, в том числе 3 монографии, 4 учебных пособия, 7 научно-иссле-довательских отчетов. Наиболее значимые работы приведены в списке публикаций, среди которых имеется 7 работ из перечня ВАК.

Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, семи глав и заключения, изложенных на 289 страницах, списка литературы из 176 наименований, 4 приложений, содержит 83 рисунка и 15 таблиц.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность исследования, приводятся цель и задачи работы, перечисляются используемые методы исследований, формулируется научная новизна и практическая значимость полученных результатов, приводятся сведения о результатах внедрения и использования.

В первой главе доказано, что в современных условиях важным фактором конкурентоспособности организации является повышение качества управленческих решений, которое, в свою очередь, во многом определяется уровнем организации ДОУ. В этой связи актуализируется проблема разработки и внедрения проектов рационализации системы ДОУ.

Определены признаки выделения групп организаций для проведения анализа состояния ДОУ в регионе:

единая нормативная база по делопроизводству;

одно направление (сфера) деятельности;

одинаковые (или близкие) организационные структуры;


загрузка...