Адаптивное управление  в системе непрерывного образования на основе компетентностного  подхода  ( на примере сферы документационного обеспечения управления) (19.10.2009)

Автор: Фионова Людмила Римовна

Фионова Людмила Римовна

Адаптивное управление

в системе непрерывного образования

на основе компетентностного подхода

(на примере сферы документационного обеспечения управления)

Специальность 05.13.10 – Управление в социальных

и экономических системах (технические науки)

А в т о р е ф е р а т

диссертации на соискание ученой степени

доктора технических наук

ПЕНЗА 2009

Работа выполнена в ГОУВПО «Пензенский государственный университет».

Научный консультант – доктор технических наук, профессор,

заслуженный деятель науки РФ

Бершадский Александр Моисеевич.

Официальные оппоненты: доктор технических наук, профессор

Кулагин Владимир Петрович;

доктор технических наук, профессор

Камаев Валерий Анатольевич;

доктор технических наук, профессор

Лобачев Сергей Львович.

Ведущая организация – ГОУВПО «Государственный университет управления», г. Москва.

Защита диссертации состоится «_17_» декабря 2009 г., в 14 часов, на заседании диссертационного совета Д212.186.04 при ГОУВПО «Пензенский государственный университет» по адресу: 440026, г. Пенза, ул. Красная, 40.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ГОУВПО «Пензенский государственный университет».

Автореферат разослан «____» октября 2009 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

доктор технических наук, профессор Смогунов В. В.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность работы. Усложнение и появление новых технологий во всех областях профессиональной деятельности делает проблему повышения качества образования одной из актуальных не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, выбором оптимальных технологий управления образовательным процессом и переосмыслением цели и результата образования в каждой сфере деятельности.

Главная миссия высшей школы заключается в подготовке человека к осмысленному и реальному восприятию происходящего, адаптации его к постоянно изменяющимся условиям окружающего мира. Это особенно важно, поскольку обществом востребованы успешные вы-пускники, освоившие разные виды деятельности и демонстрирующие свои способности в любых жизненных ситуациях.

В стратегии модернизации российского образования заявлено о необходимости реализации компетентностного подхода. Компетентностный подход в подготовке специалистов предполагает не простую трансляцию знаний, умений и навыков от преподавателя к студенту, а формирование у будущих выпускников профессиональной компетентности. Она включает совокупность способностей, качеств и свойств личности, необходимых для успешной профессиональной деятельности в конкретной сфере.

Качественные изменения во всех областях профессиональной деятельности и, в первую очередь, в сфере документационного обеспечения управления (ДОУ) вызывает реализация таких важнейших проектов, как выполнение Федеральной целевой программы «Электронная Россия», разработка концепций информатизации федеральных органов исполнительной власти, создание «Электронного правительства».

Масштабные изменения в организации управленческого документооборота предполагают значительное внимание к вопросам непрерывного обучения персонала, который должен быть готовым к быстрому освоению новых, в первую очередь, информационных технологий (ИТ). Более того, мероприятия по повышению квалификации персонала в области ДОУ являются составной частью поэтапного внедрения автоматизации документооборота в сочетании с его оптимизацией.

Анализ результатов существующих исследований показал, что назрела острая необходимость создания региональных систем непрерывного образования, в том числе и в сфере ДОУ, а методы принятия решений по управлению непрерывным образованием недостаточно разработаны.

Образовательные системы характеризуются большим набором факторов, значительно усложняющих управление ими. Учесть требования организации, направившей сотрудника на подготовку или переподготовку в вуз, позволит применение механизмов адаптивного управления в логике компетентностного подхода. Проблема применения адаптивного управления при профессиональном обучении, в том числе и по вопросам ДОУ, является актуальной, но недостаточно изученной.

Необходимо сформировать портфель компетенций современного специалиста по ДОУ, разработать модель профессиональной компетентности, описать через компетенции модель предметной области, предложить эффективные методы адаптивного управления обучением профессиональным компетенциям в сфере ДОУ. Этим определяется актуальность выполненного исследования.

Цель и задачи исследования. Целью работы является разработка и обоснование методов, моделей и алгоритмов для адаптивного управления на основе компетентностного подхода системой непрерывного образования в сфере документационного обеспечения управления. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

разработать методику анализа состояния ДОУ в организациях и систему показателей, позволяющих оценить основные параметры документооборота и выявить проблемные места в организации ДОУ для построения в дальнейшем адаптивной программы переподготовки специалистов;

сформулировать существенные характеристики непрерывного образования в сфере ДОУ, позволяющие выделить его среди других образовательных систем;


загрузка...