Теория и методология стратегического планирования и управления инновационным развитием промышленных предприятий (19.10.2009)

Автор: Дикарева Варвара Андреевна

Конкурентоспособность промышленных предприятий, отражающая сложное взаимодействие характеристик предлагаемого продукта и рыночных параметров, в значительной степени определяется ее технологическим содержанием, то есть технологической конкурентоспособностью.

Среди общих факторов повышения технологической конкурентоспособности следует отметить:

- активизацию целевой и стратегической направленности российских предприятий;

- стратегическую обоснованность направленности и качества инновационной деятельности;

- уточнение масштабов инновационной деятельности;

- определение источников финансирования;

- определение размеров инновационного потенциала и состояния процессов передачи знаний в производство.

Осуществляя инновационное развитие, промышленные предприятия достигают определенного уровня конкурентоспособности за счет создания конкурентных преимуществ.

Анализ элементов государственного регулирования процессов формирования национальной инновационной системы свидетельствует о том, что поддержка государственными структурами отдельных направлений инновационной деятельности не даст желаемого эффекта, так как не будут сформированы взаимосвязанные комплексы научных, технологических и производственных разработок, приводящих к появлению конечного результата (продукта). Государственный сектор занимает значительный удельный вес в российской экономике, поэтому имеется принципиальная возможность построения системы управления государственной прямой и косвенной поддержкой всей замкнутой научно-технолого-производственной цепочки, способной привести к созданию значительных инновационных продуктов. Создание в рамках национальных проектов нескольких крупных инновационных продуктов, понимаемых как серьезный рыночный ресурс, позволит использовать их как базовые продукты, вокруг которых будет строиться вся рыночная макросистема. При этом целью инновационной стратегии, реализуемой в рамках общей стратегии развития экономики страны, должен являться рост строения капитала и качественное обновление структуры элементов системы производительных сил страны.

Необходимой составляющей стратегического управления повышением внутренних возможностей и эффективности производства является определение условий эффективного функционирования внедряемых в структуру промышленных предприятий научно-технических новшеств, новых производственных систем. Определение условий эффективного функционирования инновационных средств производства возможно и необходимо не только для уровня отдельных внедряемых производственных систем, но и для всего предприятия в целом. В условиях, когда успех предприятия зависит только от одной функции управления, руководство предприятия может передать право принятия решений о стратегических альтернативах инновационного развития, касающихся всего предприятия, отдельным функциональным подразделениям. В остальных случаях управление инновационным развитием предприятия должно основываться на совокупности стратегических разработок всех функциональных подразделений предприятия. Стратегической составляющей успеха промышленных предприятий в современных условиях является использование организационно-управленческих инноваций как конкурентных преимуществ предприятий не только в сфере производства, но и в сфере рыночной реализации продукции. В условиях сбалансированного рынка цена продукта является центральным элементом и экономическим ориентиром, указывающим на целесообразность внедрения высокотехнологичных производственных систем на промышленных предприятиях, способных гибко реагировать на изменения рыночной конъюнктуры с помощью использования функциональных свойств технологической структуры гибких инновационных систем, таких как универсальность, переналаживаемость, адаптивность.

Использование в структуре промышленных предприятий гибких производственных систем с высоким уровнем автоматизации, способных производить множество различных видов продукции и гибко реагировать на рыночный спрос и предложение, даст картину, которая проиллюстрирована на рис. 1.

1 – гибкая автоматическая система;

2 – сырье и материалы;

_____ – кривая рыночного потребления продукции а;

-------- – кривая рыночного потребления продукции в;

- - - - – кривая рыночного потребления продукции а, в в соответствующие периоды времени Т а, в ;

Та 1,2 – периоды времени, в которые поставляется продукция а;

Тв 1,2 – периоды времени, в которые поставляется продукция в.

?????u?„

???????Гибкие производственные системы способны производить различные виды продукции, на которую имеется рыночный спрос. Объемы рыночного потребления продукции изменяются в различные периоды времени, и у каждого вида продукции имеется своя амплитуда колебаний рыночного потребления, которая определяется специалистами по маркетингу с помощью специальных методов. Гибкие производственные системы, сохраняя неизменным свой элементный состав, могут одновременно производить различные виды продукции и осуществлять быстрый переход на новые виды, функционируя в режиме среднесерийного, мелкосерийного и единичного производства. С учетом функциональных возможностей гибких производственных систем программу выпуска всей номенклатуры продукции можно сформировать таким образом, чтобы осуществить поставки тех видов продукции на рынок и в те периоды времени, в которые спрос на данные виды продукции будет наивысшим. К моменту снижения спроса на такие виды продукции гибкие производственные системы должны осуществлять переналадку и производить в нужном количестве те виды продукции, спрос на которые возрос.

Анализ российских промышленных предприятий позволяет сделать вывод о наличии благоприятных условий для создания предпринимательских инновационных объединений, дающих возможность российским промышленным предприятиям, в первую очередь, задействовать неиспользованные резервы и обеспечить экономический рост за счет внутренних источников. Следует отметить, что формированию инновационных объединений российских предприятий необходима всесторонняя государственная поддержка. Исследование процессов управления инновационным развитием в условиях предпринимательских объединений показывает, что для успешного функционирования этой формы организации бизнеса прежде всего необходимо проведение тщательной подготовки процедуры формирования объединений, осознание единства интересов и стратегических целей партнеров, а также определение пределов партнерских отношений. Наиболее предпочтительной формой организационно-управленческих инноваций, реализуемых на уровне предпринимательских партнерских объединений, являются стратегические альянсы промышленных предприятий. Занятие в определенной степени монопольного положения в различных сегментах рынка, успешная конкуренция в области качества продукции, издержек и цен с зарубежными фирмами, получение устойчивых доходов, позволяющих оплатить кредиты и наращивать развитие бизнеса, являются основными стратегическими ориентирами для альянсов промышленных предприятий, которые можно рассматривать как своеобразную форму организационно-управленческих инноваций в сфере промышленности.

Процесс стратегического управления альянсами промышленных предприятий невозможен без совершенствования развития экономических отношений между альянсами и внешней средой, а также экономических отношений, в том числе – квазирыночных отношений, внутри стратегических альянсов. Формирование альянсов промышленных предприятий как опыта практического применения организационно-управленческих инноваций в промышленном секторе свидетельствует о наличии реальных возможностей создания с их помощью конкурентных преимуществ не только на уровне отдельных промышленных предприятий, но и на более высоком уровне, то есть в современных формах корпоративных объединений промышленных предприятий.

Исследование организационно-экономических условий формирования кластеров промышленных предприятий в России позволяет сделать следующие выводы. Анализ опыта существования кластеров свидетельствует о том, что создание кластера не является прерогативой правительства, его возникновение должно быть результатом действия рыночных сил. Государственная поддержка развития инновационных кластеров промышленных предприятий необходима, однако политика государства в области поддержки развития кластеров не должна служить прикрытием для так называемого «прогосударственного субсидирования» и защиты от действия внешних конкурентных сил. На смену методам прямой поддержки кластеров со стороны государственных структур со временем должны придти методы косвенной поддержки, за исключением особых случаев, связанных с экономической безопасностью государства, необходимостью исправления допущенных крупных ошибок и сглаживания циклических рыночных колебаний.

Анализ методических рекомендаций по определению экономической эффективности средств гибкой автоматизации как современной формы научно-технических и управленческих инноваций, внедряемых в производственную структуру предприятий, позволяет сделать некоторые выводы. Методические рекомендации могут рассматриваться как типовая база для определения экономической эффективности внедрения на промышленных предприятиях не только средств гибкой автоматизации, но и других видов современных организационно-технических систем, поскольку новая техника прежде всего ориентирована на рациональное и высокопроизводительное функционирование в условиях единичных и мелкосерийных типов наукоемких производств. В этих условиях перед менеджментом промышленных предприятий всегда, независимо от вида внедряемой организационно-технической системы, на переднем плане будут стоять вопросы экономической оценки целесообразности внедрения САПР и АСТПП, а также экономической оценки гибкости основного технологического оборудования. Продуктивное решение этих вопросов позволит с большим экономическим основанием решать задачи инновационного обновления производства.

В результате анализа методов оценки экономической эффективности научно-технических и организационно-управленческих инноваций, применяемых на промышленных предприятиях, в современных корпоративных объединениях промышленных предприятий и инновационных объединениях других уровней были сформулированы следующие подходы к методическому обеспечению экономической эффективности.

Оценка экономической эффективности инновационных объединений должна, во-первых, основываться на общем подходе, применяемом к оценке экономической эффективности, а, во-вторых, учитывать особенности получения экономического эффекта, присущие лишь инновационным объединениям как особой форме предпринимательской и хозяйственной деятельности.

В соответствии с единым подходом экономическая эффективность инновационного объединения определяется соотношением совокупного результата от производственно-хозяйственной деятельности объединения за весь период его существования (или планируемый период) к совокупным затратам, обеспечившим получение этого результата. Особым источником дополнительного экономического эффекта функционирования является обретение инновационным объединением конкурентных преимуществ, позволяющих ему занимать более выгодные стратегические позиции в рыночной среде.

Используя показатель рентабельности производственно-хозяйственной деятельности как важнейший показатель экономической эффективности, формулу экономической эффективности функционирования инновационного объединения в общем виде можно представить следующим образом (формула 1):

1 + Кр = ---------------------- , (1)

Iтр + Iорг + Iпр

где Кр - коэффициент рентабельности производственно-хозяйственной деятельности объединения за конкретный период;

Рi - цена за единицу продукта i-го вида;

Рj - цена за единицу продукта j-го вида;

n - количество реализованной продукции i-го вида;

m - количество реализованной продукции j-го вида;

Iтр- трансакционные издержки инновационного объединения;

Iорг- организационные издержки инновационного объединения;

Iпр - производственные издержки инновационного объединения.

Показатель рентабельности является важнейшим стратегическим ориентиром производственно-хозяйственной деятельности инновационного объединения. Его значение должно превышать значения аналогичных показателей ведущих конкурентов на внутреннем и внешнем рынках.

Числитель формулы характеризует степень успеха использования конкурентного преимущества инновационного объединения во внешней окружающей среде. Конкурентное преимущество обеспечивается с помощью реализации на рынке двух основных типов продуктов, производство которых осуществляется с использованием всех возможностей научно-технического потенциала инновационного объединения. Используя результаты совместных научных исследований, партнеры по объединению производят продукт первого типа, объем рыночной реализации которого равен величине Pi n. В данном случае конкурентное преимущество обеспечивается более высокой рыночной ценой на продукт, соответствующей уровню качества продукта, достигнутому с помощью использования потенциальных возможностей производства в рамках инновационного объединения. Конкурентное преимущество, полученное от реализации продукта второго типа (объем реализации равен величине Рj m), достигается за счет эффекта масштаба производства.


загрузка...