Механизмы функционирования и реализации государственной аграрной политики в условиях модернизации (политологический анализ) (19.10.2009)

Автор: Абрамова Ирина Евгеньевна

АБРАМОВА ИРИНА ЕВГЕНЬЕВНА

Механизмы функционирования и реализации

государственной аграрной политики

в условиях модернизации

(политологический анализ)

Специальность 23.00.02 ( политические институты,

этнополитическая конфликтология,

национальные и политические процессы

и технологии

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора политических наук

Ростов-на-Дону ( 2009

Работа выполнена на кафедре политологии и этнополитики

Северо-Кавказской академии государственной службы

Научный консультант: заслуженный деятель науки

Российской Федерации,

доктор политических наук, профессор

Понеделков Александр Васильевич

Официальные оппоненты: доктор политических наук, профессор

Бакушев Валерий Владимирович

доктор юридических наук, профессор

Мясников Анатолий Павлович

доктор социологических наук, профессор

Мостовая Ирина Владимировна

Ведущая организация: Московский государственный университет

им. М.В. Ломоносова

Защита состоится «17» декабря 2009 г. в 10.00 на заседании диссертационного совета Д 502.008.02 по политическим наукам при Северо-Кавказской академии государственной службы по адресу: 344002, г. Ростов-на-Дону,

\ул. Пушкинская, 70, аудитория № 514.

С диссертацией можно познакомиться в библиотеке Северо-Кавказской академии государственной службы.

Автореферат разослан «16» ноября 2009 г.

Отзывы на автореферат, заверенные печатью, просим присылать по адресу: 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70, к. 304.

Ученый секретарь

диссертационного совета Кислицын С.А.

I. Общая характеристика работы

Актуальность исследования. Период социально-экономических преобразований российского общества конца ХХ века оказался чрезвычайно тяжелым для российского села. Реформы тех лет, проводимые без учета социальных и экономических последствий институциональных преобразований отношений собственности на землю, показали, что формирование аграрной политики на основе безразличия к уровню и качеству жизни, безразличия к судьбам конкретных людей, приводит к разорению значительной части крестьян и деградации системообразующей отрасли народного хозяйства.

Завершение основного трансформационного этапа социально-экономических реформ поставило новые задачи перед российским обществом. Институты рыночной экономики в аграрной сфере в основном были сформированы, но эффективность их функционирования была предельно низкой, о чем свидетельствовали основные показатели экономического развития. Общество, общественное мнение требовало существенной корректировки курса российской аграрной политики.

К началу второго десятилетия реформ складываются благоприятные экономические и политические условия для кардинальной трансформации аграрной политики России: во-первых, в стране приостановлен спад производства, во-вторых, наступила социально-политическая стабилизация. Однако, простыми мерами усиления бюджетного финансирования отрасли в рамках реализации некоторого количества целевых программ решить проблемы, корни которых уходят в фундаментальные проблемы социально-экономического развития не представляется возможным. Так, например, макроэкономическая стабилизация привела к еще более ощутимому диспаритету цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, что отражается в соотношении уровня оплаты труда в сельском хозяйстве и экономике в целом, недоступности инвестиционных ресурсов для сельского хозяйства.

Прежняя концепция социально-экономического развития, если не менять аграрную политику концептуально, ведет к закреплению и углублению противоречия между общественным производством в целом и аграрным сектором. Например, по официальному прогнозу социально-экономического развития, подготовленному Правительством России, на ближайшие годы прогнозировался рост сельского хозяйства в среднем на уровне не более 1–1,5 % в год. Но если предполагается, что экономика России будет расти более высокими темпами на 5-7 % в год, то разница в темпах роста аграрного сектора и других отраслей приведет к консервации разрыва между селом и городом. При средних темпах роста 1-1,5 % в некоторых регионах наступит полнейший коллапс сельскохозяйственного производства, чем еще обострится проблема территориально-региональных различий. В этих условиях Поставленная Президентом РФ задача удвоения ВВП до 2010-2015 гг. вряд ли может быть реализована. Аграрный сектор, жизненно важный для многих российских территорий, не должен оказаться вне зоны экономического роста. Но в основных программных документах экономической политики России до недавнего времени не было упоминания о проблемах АПК как основного жизнеобеспечивающего сектора экономики страны. Таким образом, требуется изменение концепции аграрной политики, поскольку без существенных изменений сельское хозяйство России не может развиваться, а Россия не может существовать без развития собственной аграрной экономики.

К сожалению, все усилия направлены, в основном, на решение текущих проблем, даже национальные проекты определены максимум с трехлетней перспективой. Нет концепции развития АПК как системы национального проектирования. Причина, думается, в том, что власть вынуждена решать фундаментальные вопросы российского будущего путем запоздалого реагирования на дисфункции политической системы. Чтобы преодолеть такое отношение к жизненно важным проблемам, следует изменить принципы и механизмы формирования аграрной политики как внутри страны, так и на международной арене. В условиях международного финансово-экономического кризиса актуализируется проблема участия государства в выстраивании более справедливых правил игры на глобальных продовольственных рынках, что невозможно без эффективной координации на международном уровне.


загрузка...