Управление педагогическими исследованиями в контексте региональной научной и образовательной политики (19.07.2010)

Автор: Яркова Татьяна Анатольевна

Первая проблема обусловлена недостаточной развитостью системы подготовки управленческих кадров для управления научной деятельностью. И это при том, что, как показывает статистика, в современной науке каждый четвёртый – руководитель. Руководству же научной деятельностью в настоящее время не обучают, отсутствуют программы подготовки менеджеров к управленческой деятельности в сфере науки. В связи с этим в работе подчёркивается необходимость решения обозначенной проблемы, которая напрямую выходит на повышение эффективности научных педагогических исследований. Анализ существующих подходов к подготовке менеджеров в социальной сфере, в том числе в образовании; для инновационной деятельности в научно-технической сфере; опыт подготовки научных кадров позволили сформулировать в работе возможные направления в разработке обозначенной проблемы. Первое направление связано с разработкой квалификационной характеристики менеджеров в сфере управления научными исследованиями; второе – с определением содержания образования; третье – с разработкой форм и методов подготовки; четвертое – с определением форм и содержания аттестации управленческих кадров.

Решение второй проблемы – готовность к исследовательской деятельности – рассматривается в научной литературе в следующих аспектах: методологическом (методологическая культура исследователя, позволяющая грамотно осуществлять научную деятельность); психологическом (психологическая готовность, психологическая включенность исследователя в научную работу); духовном – новое научное знание как один из источников развития духовной культуры общества; аксиологическом – ценностные ориентиры исследователя как один из факторов, определяющих качество научной работы (Е.В.Бережнова, В.И.Загвязинский, В.В.Краевский, Н.В.Кузьмина, В.А.Сластёнин и др.). В тексте диссертации акцентируется внимание на методологической подготовке исследователей в системе повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров.

Третья проблема – разработка научно-методического сопровождения рассматривается в работе как комплекс мер, направленных на создание условий для продуктивного взаимодействия субъектов научно-исследовательской деятельности: нормативно-правовые, кадровые, информационные, организационные и научно-методические.

В целом в работе подготовка кадров педагогов-исследователей и их аттестация рассматривается в качестве педагогического механизма управления педагогическими исследованиями образования в регионе.

Подводя итоги осуществленного научного поиска, в главе обозначаются перспективные направления развития управления педагогическими исследованиями образования в регионе: выработка региональной научно-образовательной политики, усиление её прогностической направленности; выработка общественно согласованного мнения по актуальным и перспективным проблемам развития образования в регионе; реализация конвенциального подхода в выработке управленческих действий в условиях сетевого взаимодействия инфраструктурных элементов управления педагогическими исследованиями в регионе; распространение маркетинговых методов работы на деятельность научно-образовательных учреждений; широкое привлечение общественности к оценке эффективности управленческой деятельности (создание ассоциаций, экспертных советов и т.п.).

В Заключении диссертации приведены общие выводы исследования и определены перспективы дальнейших исследований проблем управления научными педагогическими исследованиями образования.

Проведённое исследование позволило получить следующие результаты:

Теоретические:

установлены модели взаимосвязи педагогической науки и образования, составляющие смысловое ядро концепции управления педагогическими исследованиями образования в регионе;

систематизированы и уточнены концептуальные основы управления педагогическими исследованиями образования региона;

обоснованы организационные (целостные и комплексные межведомственные программы исследований) и педагогические (подготовка и аттестация педагогов-исследователей) механизмы управления педагогическими исследованиями образования, влияющие на развитие образования региона;

обоснованы ведущие условия реализации концепции управления педагогическими исследованиями в контексте региональной образовательной политики: реализация педагогическим вузов функций исследовательского центра, центра подготовки педагогических кадров, кадров педагогов-исследователей; сформированность исследовательской компетенции управленческих и педагогических кадров;

выявлены критерии и показатели результативности реализации концепции управления педагогическими исследованиями образования в регионе, отражающие взаимосвязь показателей управления исследованиями и качества образования в регионе;

определены перспективы развития педагогических исследований, связанные с их восприятием и пониманием в более широком социальном контексте.

Практические:

разработан один из вариантов программы подготовки менеджеров в области управления педагогическими исследованиями образования;

разработано научно-методическое сопровождение управления педагогическими исследованиями образования в регионе.

Проведённая работа имеет прогностическое значение, так как создаёт предпосылки для дальнейшего научного поиска при исследовании проблем образования, вопросов создания и функционирования инфраструктуры управления педагогическими исследованиями образования в регионе, содержания и технологий подготовки менеджеров в контексте исследуемой проблемы.

Идеи и результаты исследования нашли отражение в более 90 публикациях автора общим объемом 84,6 п. л. Основные из них:

Научные статьи, опубликованные в журналах, рекомендованных ВАК РФ

1. Яркова Т.А., Черкасова И.И. Проблемы подготовки педагогических кадров и построения образовательного пространства в регионе // Среднее профессиональное образование. – 2004. Спец. выпуск №3. – С.15-19 (0,4/0,2 п.л.)

2. Яркова Т.А. Профессиональное учебное заведение как один из субъектов и объектов пространства педагогических исследований //Профессиональное образование. – 2006. – №10. – С.23-26 (0,3 п.л.)

3. Яркова Т.А. Научные школы в пространстве педагогических исследований // Журнал прикладной психологии. – 2006. – № 6. – С.3-11 (0,6 п.л.)

4. Яркова Т.А. Проблемы среднего профессионального образования в пространстве педагогических исследований // Среднее профессиональное образование. – 2007. – №5. – С.50-52 (0,3 п.л.)

5. Яркова Т.А. Роль кафедры педагогики в развитии научного пространства вуза //Высшее образование в России. – 2007. – №11. – С. 25-28 (0,3 п.л.)

6. Яркова Т.А. Развитие пространства педагогических исследований в вузе //Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Серия «Педагогические науки». – 2008. – №1 (25). – С.13-16 (0,5 п.л.)

7. Яркова Т.А. Пространство педагогических исследований: сущность и содержательная характеристика // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. – 2008. – №4 (16) . – С.23-31 (0,55 п.л.).

8. Яркова Т.А. Функции педагогического вуза в региональном пространстве педагогических исследований // Казанский педагогический журнал. – 2009. – №1. – С.41-48 (0,6 п.л.)

9. Яркова Т.А. Формирование образовательной и научной политики как механизма управления образованием и педагогическими исследованиями в регионе // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – №1. – С.390-398 (0,56 п.л.)

10. Яркова Т.А. Педагогическое исследование как развивающийся феномен // Образование и наука. Известия Уральского отделения РАО. – 2009. – №3 (60) . – С. 3-11 (0,5 п.л.)

11. Яркова Т.А., Черкасова И.И. Подготовка учителя к применению кейс-метода в процессе исследования образовательных проблем // Сибирский педагогический журнал. – 2009. – №11. – С.144-152 (0,6/0,35 п.л.)

12. Яркова Т.А. Управление педагогическими исследованиями как педагогическая проблема // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2010. – № 1. – С.109-112 (0,4 п.л.)

Монографии и главы в монографиях

13. Яркова Т.А. Научно-исследовательская деятельность вуза: история, современное состояние, перспективы (на примере Тобольского государственного педагогического инстиута имени Д.И.Менделеева. Монография. – Тобольск: ТГПИ им.Д.И.Менделеева, 2005. – 200 с. (12,5 /8 п.л.) (в соавторстве)

14. Яркова Т.А. Региональное образовательное пространство (содержание, управление, подготовка педагогических кадров). Монография. – Тобольск: Изд-во ТГПИ им.Д.И.Менделеева, 2006. – 175 с. (11 п.л. /4,5 п.л.) (в соавторстве)

15. Яркова Т.А. Научно-педагогические школы в пространстве педагогических исследований. Монография. – Тобольск: ТГПИ им.Д.И.Менделеева, 2007. – 176 с. (6,7 п.л.)

16. Яркова Т.А. Совершенствование качества профессиональной подготовки и переподготовки учительства в процессе модернизационных изменений: Коллективная монография. – Тобольск: ТГСПА им.Д.И.Менделеева, 2009. – 167 с. (10,7/1,15 п.л.) (в соавторстве)

17. Яркова Т.А. Управление педагогическими исследованиями образования в регионе. Монография. – СПб.: НОУ «Экспресс», 2010. – 220 с. (18,5 п.л.)

Научные статьи

18. Яркова Т.А. Педагогический вуз в условиях модернизации образования // Вестник ТГПИ. – 2004. – № 3. –– С.32-41 (0,5 п.л.)


загрузка...