Управление педагогическими исследованиями в контексте региональной научной и образовательной политики (19.07.2010)

Автор: Яркова Татьяна Анатольевна

Можно говорить об отсутствии концептуального обоснования самой идеи управления педагогическими исследованиями, полноценного проблемного анализа, согласованности между действиями на разных уровнях управления и научно-методического сопровождения организационной деятельности на региональном уровне. Складывающаяся ситуация предполагает изменение представлений о роли, назначении педагогических исследований образования в регионе, что и определяет проблему исследования: каковы концептуальные основания управления педагогическими исследованиями образования, рассматриваемыми как средство достижения нового качества образования в регионе. Это и определяет необходимость разработки концепции управления педагогическими исследованиями образования.

Охарактеризованная проблема обусловила выбор темы: «Управление педагогическими исследованиями в контексте региональной образовательной политики».

Объект исследования: педагогические исследования образования в регионе.

Предмет исследования: управление педагогическими исследованиями образования в регионе.

Цель исследования: разработка и апробация концепции управления педагогическими исследованиями образования в контексте региональной образовательной политики.

В основе исследования лежат следующие гипотетические положения: теоретическое осмысление концепции управления исследованиями образования определяется совокупностью характеристик управления в контексте современной ситуации развития педагогической науки и образования:

1. Управление педагогическими исследованиями образования может быть представлено как единство процесса воздействия на организацию и проведение педагогических исследований в контексте региональной образовательной политики, и процесса взаимодействия субъектов педагогических исследований образования в рамках научного педагогического сообщества, направленное на развитие образования в регионе.

2. Различные варианты схем инфраструктуры и координирующих центров, реализующих управление педагогическими исследованиями образования в регионе, отражают специфику сложившейся системы образования и научно-педагогической деятельности в регионе.

3. Одним из ведущих условий реализации концепции управления педагогическими исследованиями в образовательную практику региона является сформированность исследовательской компетенции управленческих и педагогических кадров.

4. Система оценки результативности реализации концепции управления педагогическими исследованиями образования в регионе определяется взаимосвязью показателей управления исследованиями и качества образования в регионе.

Проблема исследования, его цель, объект и предмет, а также сформулированная гипотеза обусловили постановку следующих задач исследования:

Выявить и обосновать совокупность положений, составляющих теоретико-методологические предпосылки управления педагогическими исследованиями образования в контексте региональной образовательной политики.

Изучить зарубежный и отечественный опыт, тенденции управления исследованиями образования.

Построить теоретическую модель управления педагогическими исследованиями образования в регионе.

Обосновать логику технологических процедур и механизм управления педагогическими исследованиями образования.

Разработать систему мониторинга результативности реализации концепции управления педагогическими исследованиями образования в регионе.

Определить программы, средства научно-методического сопровождения деятельности управленческого аппарата системы образования, педагогов образовательных учреждений, ориентированные на повышение качества педагогических исследований образования в регионе.

Хронологические рамки и этапы исследования. Исследование выполнялось с 1998 по 2010 годы и включало следующие этапы:

Предварительный (1998 – 2000 гг.): анализ педагогического опыта, изучение специфики развития региональной системы образования, выявление особенностей социокультурной ситуации в регионе, стратегических направлений региональной научной и образовательной политики; изучение управленческого опыта, нормативно-правовой базы, директивных документов. Итогом данного этапа стала формулировка проблемы, цели и задач исследования, разработка гипотезы, определение понятийного аппарата и методологической базы исследования.

Аналитический этап (2000 – 2002 гг.). На этом этапе проводилась аналитическая работа по выявлению противоречий в развитии образования, сбор данных о состоянии системы образования региона и направлений научно-педагогических исследований в региональной педагогической науке на различных этапах её развития. Уточнялась рабочая гипотеза, осуществлялось расширение терминологического аппарата.

Теоретико-прогностический этап исследования (2003 – 2005 гг.): информационный и научный поиск на основе изучения литературы; выявление тенденций развития системы образования региона, разработка концептуальных основ управления педагогическими исследованиями в соответствии с выполнением плана-задания Министерства образования и науки, проверка предложенных гипотетических положений.

Корректировочно-апробационный (2006 – 2008): уточнение основных идей разработанной концепции; апробация основных положений концептуального подхода; корректировка выводов, полученных в ходе исследования; количественная обработка данных и их качественный анализ.

Обобщающий этап (2008 – 2010): окончательное формирование концептуального и методологического аппарата исследования, анализ, обобщение основных результатов исследования, определение направлений дальнейших исследований по данной проблеме; оформление материалов исследования в формате диссертационной работы.

На всех этапах полученные результаты сопровождались соответствующими публикациями и апробацией теоретических положений.

В качестве методологических оснований определён системный подход (В.Г.Афанасьев, В.П.Беспалько, И.В.Блауберг, Д.М.Гвишиани, Ю.А.Конаржевский, В.Н.Садовский, Э.Г. Юдин и др.) как методологический принцип исследования и моделирования в области образования, который позволяет исследовать управление педагогическими исследованиями как систему в рамках управления сложными социальными системами. Основу исследования также составил фундаментальный принцип связи теории с практикой (Е.В.Бережнова, М.А.Данилов, В.В. Краевский, В.Е. Кемеров, Н.Д.Никандров и др.), определивший направление поиска путей углубления и укрепления взаимодействия педагогической науки и практики образования, механизмов их взаимодействия.

Теоретическую основу исследования составляют:

методология и методика педагогических исследований, оценка их качества (Е.В.Бондаревская, Н.В.Бордовская, Е.В.Бережнова, Н.М.Борытко, В.И.Гинецинский, В.И.Журавлев, В.И.Загвязинский, Н.И.Загузов, А.И.Кочетов, В.В.Краевский, Н.В.Кузьмина, А.М.Новиков, С.А.Писарева, В.М.Полонский, Р.В.Почтер, М.Н.Скаткин, Н.К.Сергеев, А.П.Тряпицына, Г.П.Щедровицкий и др.);

теоретические положения, раскрывающие:

- модели развития науки (В.Ван ден Деле, П.Вайгарт, В.Г.Горохов, Г.М.Добров, Е.Н.Князева, Е.М.Мирский, Н.Н.Моисеев, А.П.Огурцов, В.В.Платонов, И.Пригожин, А.И.Ракитов, М.А.Розов, В.С.Стёпин, И.Н.Шарый, Б.Г.Юдин и др.);

- педагогические явления и объекты в их взаимосвязях (Т.К.Ахаян, З.И.Васильева, Б.С.Гершунский, В.В.Гмурман, В.И.Журавлев, Н.Л.Коршунова, В.В.Краевский, Н.В.Кухарев, Н.Ф.Радионова, М.Н.Скаткин, В.В.Сериков, Я.С.Турбовской и др.);

- тенденции развития образования и педагогической науки, возрастания их роли в обществе (Г.А.Балыхин, Б.М.Бим-Бад, П.Бурдье, Б.С.Гершунский, В.И. Гинецинский, Э.Дюркгейм, Г.Е.Зборовский, Я.И.Кузьминов, А.В. Мосина, Е.В.Пискунова, О.Г.Прикот, Б.Саймон, В.А.Сластёнин, В.И.Слободчиков, А.И.Субетто, Е.В. Титова А.П.Тряпицына и др.);

3) теории социального и педагогического управления сложными динамическими системами, проектирования и развития образовательных систем (И.Ансофф, В.Г.Афанасьев, В.И. Загвязинский, Е.С.Заир-Бек, Е.И.Казакова, И.А.Колесникова, Ю.А.Конаржевский, О.Е.Лебедев, М.М.Поташник, М.Портер, Н.К.Сергеев, В.В.Сериков, В.П.Симонов, В.А. Сластёнин, П.И.Третьяков, Л.И.Фишман, И.Г. Фомичева, Е.А. Ямбург и др.);

теоретические основы и практика применения:

- педагогической регионологии и принципа регионализации по построению региональных образовательных систем, реализации региональной образовательной политики (И.А.Бажина, А.Ю.Белогуров, Н.И.Булаев, Т.С.Буторина, Ю.В.Громыко, Ю.И.Калиновский, А.А.Макареня, Х.Г.Тхагапсоев, В.Д.Шадриков и др.);

- мониторинга в управлении образованием (Т.В.Абанкина, А.Е.Бахмутский, М.Е. Бершадский, В.А.Кальней, А.Н.Майоров, Д.Ш.Матрос, Н.Н.Мельникова, О.А.Митина, А.А.Орлов, П.И.Третьяков, Л.С.Шайдурова, Т.И.Шамова, С.Е.Шишов и др.);

- технологизации образовательной и научно-исследовательской деятельности (В.П.Беспалько, М.В.Кларин, В.М.Монахов, Г.К.Селевко, Н.Н.Суртаева, М.А.Чошанов и др.);

- подготовки педагогов-исследователей в системе непрерывного образования (В.И.Богословский, С.Г.Вершловский, В.И.Загвязинский, И.А.Зимняя, В.В.Лаптев, Л.И.Лурье, Н.В.Кузьмина, В.В.Краевский, В.А.Сластёнин, В.Г.Рындак, Н.В.Чекалева и др.).

Источниковую базу исследования составили:

Официальные документы – нормативные документы, определяющие научную и образовательную политику на федеральном и региональном уровнях (1991 – 2010 гг.), аналитические документы Федеральной службы государственной статистики, документы органов управления образования Тюменской области, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов, позволяющие выявить динамику развития образования в регионе;

Архивные материалы – планы и отчёты о научно-исследовательской работе вуза; протоколы заседаний совета института; статистические отчёты; сведения о ходе выполнения индивидуальных планов и др., раскрывающие историю организации научно-исследовательской деятельности ТГПИ им. Д.И.Менделеева (1939 – 1990-е гг.) и его роль в развитии образования на территории Тюменской области;


загрузка...