Модернизация финансового механизма системы высшего профессионального образования: проблемы, решения, перспективы (19.07.2010)

Автор: Тараканов Василий Валерьевич

Тараканов Василий Валерьевич

модернизация финансового механизма системы высшего профессионального образования:

проблемы, решения, перспективы

08.00.10. ( Финансы, денежное обращение и кредит

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора экономических наук

Ростов-на-Дону

Работа выполнена в Государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Волгоградский государственный университет».

Научный консультант -

Официальные оппоненты -

Ведущая организация - доктор экономических наук, профессор Иншаков Олег Васильевич

доктор экономических наук, профессор

Овчинникова Оксана Петровна

доктор экономических наук, профессор

Попов Михаил Васильевич

доктор экономических наук, доцент Сысоева Елена Федоровна

Всероссийская государственная налоговая академия Министерства финансов Российской Федерации

Защита состоится 1 октября 2010 г. в 11.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.209.02 в Ростовском государственном экономическом университете (РИНХ) по адресу: 344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Б. Садовая, 69, ауд. 231.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

Автореферат разослан 31 августа 2010 года.

Ученый секретарь

диссертационного совета О.Б. Иванова

Общая характеристика работы

Актуальность темы диссертационного исследования. Модернизация сферы образования России предполагает осуществление соответствующих системных мер в финансовой политике государства и образовательных учреждений, обеспечивающих становление и развитие экономики, основанной на знаниях. В этом случае особое значение приобретает модернизация финансового механизма системы высшего профессионального образования (далее - ВПО) как сферы, непосредственно обеспечивающей деятельность высших учебных заведений в части оказания образовательных, научно-исследовательских, консультационных и иных услуг. Основная цель данного процесса заключается в повышении конкурентоспособности российских вузов, во внедрении передовой системы финансовой отчетности, применении современных методик финансового менеджмента.

Однако в финансовой политике государства, нормативно-правовых документах, в целевых программах различного уровня содержится множество противоречий, порождающих проблемы и институциональные барьеры в развитии образовательных учреждений ВПО как субъектов экономической деятельности. Государственные высшие учебные заведения, с одной стороны, представляют собой учреждения, оказывающие государственную услугу и финансирующиеся из бюджета, а, с другой стороны, организации, осуществляющие приносящую доход деятельность. Данные обстоятельства определяют необходимость концептуального совершенствования бюджетного и внебюджетного финансирования отечественных вузов. Применение зарубежного опыта реформирования финансовых отношений между государством и университетами требует его адаптации для российских условий хозяйствования.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью всестороннего научного анализа источников и проблем модернизации финансового механизма системы ВПО, который позволит, во-первых, с системных позиций выявить существующие противоречия в развитии финансового механизма системы ВПО, во-вторых, предложить решения и определить перспективы финансового взаимодействия государства и образовательных учреждений.

Степень разработанности проблемы. Экономические проблемы системы образования были предметом интереса классиков экономической науки А. Смита, Ф. Листа, А. Маршалла, рассматривавших образование как источник общественного капитала, а приобретенные благодаря обучению знания, умения и навыки как часть национального богатства. Эти идеи получили развитие в теории человеческого капитала, которую разрабатывали Т.У. Шульц, Г.С. Беккер, М. Блауг, Ф. Махлуп, Г. Псахаропулос, П. Тейхейра, Р. Солоу.

С точки зрения анализа методологических основ развития финансового механизма системы ВПО, особый интерес представляют работы Д.Б. Джонстоуна, предложившего теорию «разделения затрат» на образование, Ш. Слотер и Л. Лесли, обосновавших концепцию академического капитализма, а также автора теории «предпринимательского университета» Б. Кларка.

В ряду отечественных представителей экономической науки, внесших большой вклад в теорию экономики образования, стоят В.С. Автономов, А.Б. Вифлеемский, А.И. Добрынин, С.А. Дятлов, В.А. Жамин, Е.Н. Жильцов, О.В. Иншаков, Р.И. Капелюшников, Я.И. Кузьминов, С.Г. Струмилин, А.И. Субетто, В.В. Чекмарев и другие известные экономисты.

Вопросы, связанные с определением экономической и правовой природы образовательных услуг и формами их реализации, анализом процессов формирования и функционирования рынка образовательных услуг, становления системы современного менеджмента в отечественных вузах нашли отражение в работах А.Е. Балабанова, Г.А. Балыхина, Ш.З. Валиева, Е.Н. Геворкян, В.В. Кваниной, А.К. Клюева, Е.А. Князева, Г.Ф. Красноженовой, С.В. Курова, В.Г. Лобова, М.А. Лукашенко, В.В. Насонкина, А.Д. Селюкова, О.Н. Смолина и других исследователей.

Финансово-бюджетные аспекты деятельности государственных учреждений, функционирования финансового механизма в целом, и системы ВПО в России и за рубежом, в частности, получили освещение в публикациях таких авторов, как С.А. Беляков, В.В. Бочаров, А.А. Воронин, Е.Б. Виноградова, А.М. Гринь, А.О. Грудзинский, Д.А. Ендовицкий, И.Г. Животовская, И.Н. Зорников, В.А. Зубенко, И.В. Ишина, Н.Р. Кельчевская, Т.Л. Клячко, В.В. Ковалев, Г.А. Краюшкина, Г.И. Мальцева, Н.Б. Озерова, Н.А. Платонова, О.В. Репина, Т.Ф. Романова, Л.П. Рябов, Г.В. Семеко, В.К. Сенчагов, Е.Н. Щесняк, Г.И. Хотинская, Т.В. Юрьева, М.А. Яхъяев.

В работах указанных ученых выявлена экономическая и правовая природа бюджетных и внебюджетных средств образовательных учреждений, предложены модели государственного финансирования вузов, исследованы отдельные аспекты налогообложения, финансового управления, государственного регулирования финансово-хозяйственной деятельности вузов, оптимизации объемов и структуры источников финансового обеспечения отрасли при решении новых задач социально-экономического развития страны, результативности использования средств в этой сфере.

Вместе с тем специфика модернизационных экономических процессов в сфере образования, особенности современного функционального и финансового состояния требуют концептуального осмысления и обеспечения разработки действенного финансового механизма системы ВПО, способного в полной мере реализовать современную экономическую, социальную и финансовую политику государства.

Цель и задачи исследования. Цель диссертационной работы заключается в концептуальной разработке с позиций системно-эволюционного подхода теоретико-методологических основ и практических рекомендаций по осуществлению модернизации финансового механизма системы высшего профессионального образования, позволяющей обеспечить эффективное формирование и использование финансовых ресурсов высших учебных заведений в рыночных условиях и развитие конкурентоспособных образовательных услуг.

Достижение поставленной цели предусматривает необходимость постановки и решения ряда задач, определивших логику, рабочую гипотезу и структуру диссертации:

- выявить объективные причины необходимости трансформации и модернизации финансовой политики государства и хозяйствующих субъектов системы ВПО и соответствующего финансового механизма в условиях становления «экономики знаний»;

- обосновать теоретические подходы к анализу содержания процессов трансформации финансового механизма системы ВПО и его модернизации;

- дать анализ зарубежного опыта и определить основные направления трансформации и модернизации финансового механизма системы высшего образования в конце ХХ – начале ХХI вв. в развитых странах;

- охарактеризовать особенности трансформации финансового механизма и хозяйственной деятельности высших учебных заведений России на начальном этапе экономических реформ;


загрузка...