Стратегия финансирования регионального инвестиционного процесса (19.07.2010)

Автор: Огоев Алан Урузмагович

Регионы Южного

федерального округа Годы

2000 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Республика Адыгея 1264 1916 2559 2268 3603 4088 10472 11200

Республика Дагестан 3479 7957 10794 16653 26966 39584 58220 86273

Республика Ингушетия 952 700 849 1015 3421 3370 7678 5428

Чеченская Республика 971 4860 4252 6852 13184 22615 41318 37706

Кабардино-Балканская Республика 2404 4659 5498 5509 5830 6443 12754 13912

Республика Калмыкия 6628 4636 2406 2268 3062 3751 6081 7835

Карачаево-Черкесская Республика 637 2200 2494 3054 6242 7988 9058 10948

Республика Северная Осетия (Алания) 1656 2892 3601 3883 5959 6912 14644 17000

Краснодарский край 54734 74655 78041 96438 113917 152080 224893 321725

Ставропольский край 15865 19549 22175 24681 31706 42038 55372 70127

Астраханская область 12438 13301 17986 19745 21642 29383 45565 65226

Волгоградская область 11516 19348 22154 29848 42735 39613 61425 82656

Ростовская область 22361 29049 39376 52124 60145 95629 135150 176431

Южный Федеральный округ 134904 185722 212183 264339 338421 453493 696798 905814

В целом по Южному федеральному округу рост инвестиций в основной капитал в 2008 году по сравнению с 2000 годом составил 6,7 раза, что выступает свидетельством нарастания положительных тенденций повышения технического уровня основного капитала, снижения степени физического износа основных фондов, повышения конкурентоспособности производимой продукции, оказываемых услуг потребителям, строительства зданий и сооружений для вновь создаваемых предприятий в региональных хозяйствах Южного федерального округа.

Наибольший рост объемов инвестиций в основные фонды за анализируемый период составил в Республиках Адыгея, Ингушетия, в Чеченской Республике, Кабардино-Балкарской Республике, Республиках Северная Осетия (Алания), Дагестан, где увеличение объемов инвестиций в 2008 году по сравнению с 2000 годом составило, соответственно, 8,9 раза, 5,7 раза, 38,8 раза, 5,8 раза, 9,9 раза, 24,8 раза.

В Республике Северная Осетия – Алания в 2008 году инвестиции в основной капитал видов экономической деятельности по объемам распределились таким образом: первое место – транспорт и связь (6048 млн руб.); второе место – производство и распределение электроэнергии, газа и воды (2601 млн руб.); третье место – обрабатывающие производства (1446 млн руб.).

В диссертационном исследовании стратегический анализ ретроспективного состояния инвестиционного развития субъектов федерации (регионов) определил общую направленность изменений не только объемов инвестиций по видам деятельности региональных хозяйств, но и всех других социальных и экономических идентификаторов, выступающих целевыми ориентирами достижения их максимально возможной величины в текущем и средне-, долгосрочном развитии регионального хозяйства.

За период с 2005 по 2009 годы объем инвестиций, направленных на развитие экономики и социальной сферы республики, составил 58,3 млрд. рублей и возрос в 2,2 раза, из общего объема в 2008-2009 годах было освоено 53%, или 30,8 млрд. рублей.

В структуре источников финансирования бюджетные средства и средства вышестоящих организаций (централизованные фонды) составили 68,9 процента по крупным и средним предприятиям.

За счет федерального бюджета на реализацию на территории республики объектов Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) и софинансирование объектов капитального строительства республиканской и муниципальной собственности в виде субсидий направлено 12,6 млрд. рублей, из них 4,9 млрд. рублей в 2008-2009 годах. За счет этих средств осуществлялось финансирование ряда объектов здравоохранения и спорта, образования, культуры, инженерной инфраструктуры, связи, дорожного хозяйства, комплексов берегоукрепительных сооружений, объектов аэропорта «Владикавказ», а также мероприятий и объектов по социально-экономическому развитию г. Беслана и Моздокского района.

В структуре капитальных вложений в 2005-2009 годах увеличилась доля инвестиций, направленных на развитие социальной сферы. На эти цели использовано более 14,9 млрд. рублей, или 33,8 процента всех затрат, 40 % из них были освоены в последние два года. Значительно увеличился удельный вес средств, направленных на строительство жилья, объектов образования, здравоохранения и спорта.

Несмотря на достигнутые высокие показатели инвестиционной деятельности за 2005-2009 годы, объем инвестиций в основной капитал на душу населения в 2008 году составил 23,3 тыс. рублей, что в 2,7 раза ниже уровня по Российской Федерации и в 1,7 раза по ЮФО. Однако темпы роста данного показателя в 2008 году по сравнению с уровнем, достигнутым в 2006 году, возросли в 2,4 раза, тогда как этот рост по Российской Федерации составил 1,9 раза, по ЮФО – 2,1 раза (диаграмма 2).

Диаграмма 2

В процессе обоснования получения наибольших экономических результатов и эффективности долгосрочного инвестиционного развития региона в диссертации сделан вывод о том, что использование в планово-расчетных обоснованиях величин чистого дисконтированного дохода и внутренней нормы доходности экономически приемлемо для инвесторов, избирающих для финансирования инвестиционный проект или его вариант, в том случае, когда финансирование инвестиционного проекта осуществляется в основном за счет собственных средств или условия финансирования соответствуют избираемому инвестиционному проекту, а в единовременные затраты включается только часть собственных средств инвесторов.

Объективизации планово-расчетных обоснований для выбора экономически, социально значимого, эффективного инвестиционного проекта предприятия региона, соответствующего требованиям инвесторов, финансирующих проект, в существенной мере содействует и устанавливаемый срок окупаемости инвестиций, вкладываемых в обновление и модернизацию основных фондов предприятия региона. При расчетах этого показателя эффективности проектного инвестирования посредством отношения объема инвестиций в основной капитал к чистой прибыли, получаемой от эксплуатации обновленных и модернизированных основных фондов неизбежны ошибки, связанные с определением результативного идентификатора инвестирования в основной капитал.

Несостоятельность выражения срока окупаемости инвестированных вложений в основной капитал хозяйствующего субъекта региона как идентификатора обратного показателю рентабельности инвестиций состоит в том, что затратный параметр расчетов не является среднегодовой стоимостью собственного капитала или среднегодовым итогом баланса, а выступает как общий размер инвестиций, направляемых в основной капитал в течение полного инвестиционного цикла.

Всесторонняя обоснованность планово-расчетных экономических и финансовых результатов инвестирования в основной капитал предприятий региона на начально-подготовительной стадии инвестиционного процесса, учитывающая: адекватность прогнозных, расчетных цен на продукцию, услуги регионального субъекта хозяйствования, производимые на обновленных и модернизированных основных фондах, с фактически достижимыми результатами проектного инвестирования, удовлетворяющих участников инвестиционного процесса; влияние внутренних и внешних факторов на изменение условий и объемов инвестирования в основной капитал; информационный уровень объекта инвестирования и степень неопределенности условий реализации инвестиционного проекта, связанного с ней риска проектного инвестирования, ориентирована как для установления значимых и достоверных оценок реализуемости инвестиционных проектов предприятий и в целом административно-территориального образования в перспективном периоде времени, так и для экономической целесообразности выбора инвестиционных проектов для финансирования и участия в них субъектов хозяйствования, региональных и федеральных органов управления финансово-инвестиционным и социально-экономическим развитием.

В соответствии с обоснованиями автора в диссертации сделан вывод о том, что Планово-расчетный уровень обоснованности выбора инвестиционного проекта, его вариантов для финансирования не может выступать в качестве какой-то конкретной оценки избираемой стратегии повышения эффективности проектного инвестирования, так как высокий уровень значимости и адекватности положений обоснования возможности достижения приемлемого для участников инвестиционного процесса экономического и финансового результатов является основой для выбора и последующего финансирования инвестиционного проекта, но не условием формирования стратегии повышения эффективности деятельности разноуровневой социально-экономической системой.

Поэтому принятие решения региональным или локальным органом текущего и долгосрочного социально-экономического развития об инвестировании в обновление и модернизацию основных фондов связано с комплексом задач повышения темпов обновления основных фондов из-за высокого уровня их физического износа, морального старения, необходимости повышения качества ресурсного и конкурентного потенциалов, расширением занимаемых сегментов рынков товаров, услуг, увеличения контингента потребителей, установления равновесности увеличивающегося предложения продукции, услуг со спросом на них.

В диссертационном исследовании формируются разделы стратегического плана развития регионального процесса инвестирования в соответствии с основными этапами стратегической целевой ориентации на достижение максимально возможных финансовых и экономических результатов, созданием и осуществлением стратегий противодействия влиянию негативных факторов макро-, микросред, оценкой результатов, эффективности финансирования инвестиционных проектов, включающие в себя: стратегический анализ состояния внешней и внутренней сред; формулирование стратегического видения результатов финансирования регионального инвестиционного процесса; определение миссии региона, ее влияния на финансовое обеспечение инвестиционного процесса; формулирование и реализация стратегической цели финансово-инвестиционного развития региона; разработка и осуществление состава функциональных стратегий финансово-инвестиционного развития региона; создание обобщающей стратегии инвестиционного развития региона; мониторинг и анализ соответствия стратегий противодействию негативным влияниям факторов макро-, микросред; корректировка состава и модернизация функциональных стратегий в целях их адекватности с изменениями неустойчивой внешней и внутренней сред.

В диссертации обосновывается необходимость построения системы управления реализацией стратегии финансирования регионального инвестиционного процесса в форме разноуровневости, что обусловлено многоступенчатостью объекта управления (распределенностью участников реализации стратегии по уровням социально-экономической системы региона). При этом методологический подход к целеполаганию на этапе формулирования цели состоит в построении дерева целей, представляющего собой последовательную дефрагментацию общего результата функционирования системы на его составляющие, которые могут быть соотнесены с содержательными особенностями каждого уровня иерархии. Данный методологический подход может быть использован в практике целеполагания системы управления реализацией стратегии финансирования регионального инвестиционного проекта.

В соответствии с обоснованиями автора сроки действия Закона субъекта федерации о стратегическом инвестировании должны быть практически неограниченными и его нормы должны применяться в условиях реализации любой региональной инвестиционной стратегии, однако корректировка представляется не только допустимой, но и необходимой, особенно при переходе от одного типа стратегического решения (время начала нового стратегического периода) к другому.

В практике инвестиционного проектирования определение финансовых показателей является его заключительным этапом, что позволило предложить в качестве агрегированной цели разработку и согласование форм, инструментов и динамических параметров финансирования региональных стратегических инвестиционных проектов в соответствии с законодательно утвержденной обеспечивающей стратегией. На основе такого подхода в качестве первой из принципиальных дифференцированных целей уровня субъектов хозяйствования выступает решение задачи определения эффективной финансовой структуры капитала объекта инвестирования, как соотношения привлекаемых к исполнению инвестиционного проекта собственных средств (прямых и портфельных инвестиций) и заимствований (заемных и ссудных инвестиций), на основании оценки величины эффекта финансового левериджа. Вторая дифференцированная цель уровня субъектов хозяйствования состоит в обосновании способов достижения заданной финансовой структуры капитала объекта инвестирования на основе определения рационального объема и структуры эмиссии фондовых ценностей (прав собственности и долговых обязательств), обеспечивающих соответствие предпочтениям инвестора и потребностям реципиента инвестиций.

Конечная дифференцированная цель рассматриваемого уровня в диссертации сформулирована как построение графиков финансирования инвестиционного проекта, согласованных с проектно-технологическими и экономическими решениями, с объемными и структурными параметрами эмиссионных решений и заимствований, с реальными организационными условиями осуществления процессов кредитования и размещения ценных бумаг на соответствующих рынках.

Исследование и формирование элементного состава, структурного построения и коммуникаций системы управления реализацией стратегии финансирования регионального инвестиционного процесса позволили автору в диссертации сделать вывод о том, что увеличение числа элементов в системе управления в общем случае приводит к снижению качества ее функционирования за счет усложнения внутрисистемных связей подчинения и согласования, что требует противопоставления этому процессу организационной интеграции тех элементов, для которых доказана недостаточная функциональная загруженность.

Для эффективного достижения целей управления реализацией стратегии финансирования регионального инвестиционного процесса на уровне исполнительной власти субъекта федерации необходимо предусмотреть организационную концентрацию соответствующих функций, задач по координации их реализации, которые могут быть решены посредством их передачи в компетенцию специализированной структурной единицы, созданной, например, в рамках действующего финансового органа администрации субъекта федерации.


загрузка...