Идейно-политическая ситуация в России в 1971-1991 гг. (Центр и регионы Западной Сибири) (19.07.2010)

Автор: Казьмин Владимир Николаевич

Советские обществоведы считали, что главным направлением идеологической работы партийных организаций является идейно-политическое воспитание. Структура этой системы включала разнообразные формы политического образования советских граждан, средства массовой пропаганды и агитации. Повышению эффективности этих форм и был посвящен целый ряд монографий.

Жесткая методологическая предопределенность характеризует исторические исследования этого периода. Особенно это касается теоретических работ, посвященных идеологической, идейно-политической работе КПСС. Теоретико-методологической основой данных трудов являлась концепция развитого социализма с обоснованием идеи бескризисного развития советского общества в духовной сфере.

Этот методологический постулат характеризует научную литературу, посвященную идейно-политическому воспитанию различных социальных слоев советского общества, особенно рабочему классу. В монографиях отмечались лишь положительные изменения в духовной жизни различных отрядов рабочего класса.

Однако следует отметить, что в исследовании жизни различных социальных слоев советского общества появляются и новые научные направления. Так, исследованию быта, внепроизводственной сфере деятельности рабочих посвящены книги Л.А.Гордона, Э.В.Клопова, Л.А. Оникова. Внутренняя структура рабочего класса страны рассматривается в работах Н.А. Аитова, Л.С.Бляхмана, О.И. Шкаратана, Ж.Т. Тощенко. Для данных трудов характерен проблемный показ духовной жизни в стране.

В 1980-е гг. в идеологической работе КПСС выделяется самостоятельное направление – контрпропаганда. Июньский (1983 г.) Пленум ЦК КПСС определил необходимость «широко развернуть наступательную контрпропагандистскую работу не только на международной арене, но и внутри страны».

Начинают появляться исследования по данной тематике. В них определяются содержание контрпропаганды, особенности идеологической борьбы на современном этапе, критика исследований западных ученых по истории КПСС. Данные работы являются научным продуктом своего времени. Исследователи работали с теми источниками, которые были им доступны, подчиняясь указанию высших партийных инстанций освещать советскую систему только с положительной стороны.

Заслуга исследователей данного периода состоит в том, что они собрали значительный фактический материал, проводили социологические исследования, определили тенденции и проблемы системы идейного воспитания. С ослаблением идеологического диктата наработки некоторых ученых будут востребованы временем. Это время наступит с началом перестройки. В её начале улучшение идейно-политической работы историки связывали с качественными процессами, которые должны были происходить внутри самой партии, прежде всего, с развитием демократии и устранением существовавших недостатков.

Последующий процесс демократизации и гласности предоставит обществоведам и историкам новые творческие возможности. Начнется новое осмысление истории страны, в том числе и роли идеологии в становлении советского государства. Ключевой темой среди историков становится проблема выбора пути развития. В первые годы перестройки закономерность социалистического выбора не оспаривалась.

Однако по мере развития политической ситуации социалистический выбор, идеология марксизма-ленинизма становятся главным предметом дискуссий среди художественной интеллигенции, ученых.

Одни обществоведы считали возможным трансформацию государственно-бюрократического социализма в гуманно-демократическую модель общества. Другие - отрицали возможность реализовать на практике марксистские идеи государственного устройства.

Активно занимались исследованием проблем идейно-политического воспитания и историки Западной Сибири. Проблемы идеологической работы, состояния её различных направлений на отдельных предприятиях в 70-80-годы двадцатого века раскрывались в статьях и книгах партийных работников.

Эти работы дополнялись работами историков партии, в том числе и диссертационными. Исследователи рассматривали вопросы подготовки и расстановки идеологических кадров, различные направления идейно-политического воспитания советских граждан.

В диссертациях историков партии содержался большой позитивный фактический материал партийных архивов. Критические факты преподносились в небольших пропорциях. Это было связано не только с партийными установками, но и ограничениями допуска к архивным фондам, наличием цензуры.

В методологическом плане для региональных ученых было свойственно, как и исторической науке в целом, по мнению известного ученого И. Ковальченко «… теоретико-методологическое иждивенчество, то есть упование на то, что наиболее принципиальные оценки прошлого и подходы к нему будут даны не самими историками, а выражены в партийных и государственных документах».

В период перестройки критический анализ системы идейно-политического воспитания в регионе усилится. Общественно-политическая жизнь страны поставит перед региональными историками более актуальные проблемы для исследований. Интерес к «застойным» годам упадет.

В целом, историографию конца 80-х годов следует определить как переходный период в освещении ранее закрытых проблем, в том числе и в идейно-политическом воспитании советских граждан.

С конца 80-х годов начинается новый этап в развитии историографии в стране. Со временем он получит справедливое определение «методологической революции». Обществоведы и историки продолжили дискуссии по вопросам социалистического выбора, роли марксистско-ленинской идеологии, методологическом плюрализме. Особенность данного историографического этапа - усиление критической направленности многих исследований в отношении марксистской теории и методологии, практике идейного воспитания советских граждан.

Другой особенностью историографии данного этапа является изменение тематики исследований. Доминирующее значение начинает придаваться анализу таких проблем как: диссидентство, история создания новых политических сил и структур в условиях перестройки, выборные кампании, деятельность средств массовой информации, формирование новой политической элиты и др.

Историография инакомыслия (диссидентства) включает в себя несколько направлений. Основу ее составляют разнообразные труды самих участников этого движения, прежде всего правозащитников. В их публикациях содержится интересный фактический материал, раскрывающий мотивы их участия в диссидентском движении.

Участники правозащитного движения издают ряд работ по истории диссидентства в СССР. Особый интерес представляет книга Л.М. Алексеевой «История инакомыслия в СССР: Новейший период». Автор подробно рассматривает все направления деятельности диссидентов в СССР, в том числе и правозащитников. В книге содержится материал и о региональных диссидентских организациях.

В силу специфики данного исследования необходимо выделить работы идеологов различных идейных течений диссидентства - А.Д.Сахарова, А.И.Солженицына, И.Шафаревича, Р.Медведева. Они были представителями разных концепций переустройства страны: А.Д. Сахаров – сторонником конвергенции; А.И. Солженицын, И.Шафаревич – российского возрождения; Р. Медведев – демократического социализма. Общим, что их объединяло, была борьба с господствовавшей в стране идеологией.

С началом 90-х годов, когда произошла смена политического режима, начинается период научного осмысления диссидентства российскими историками. Существенный вклад в понимание процессов идейной борьбы в советской истории вносит коллективная монография «Власть и оппозиция. Российский политический процесс в XX столетии».

По мере накопления источниковедческой базы появляются центры исследования инакомыслия. В этой связи особо следует выделить деятельность общества «Мемориал», архива Сахарова (открылся в 1994 г.), музея и общественного центра им. Андрея Сахарова (открылся в 1996 г.).

Общество «Мемориал», с конца 90-х годов, начинает заниматься исследованием темы «История диссидентов в СССР». В рамках этой программы был издан ряд документальных и исследовательских сборников. Значительный вклад в освещение вопросов инакомыслия внес руководитель этой программы А.Ю. Даниэль.

В московских вузах (Российский государственный гуманитарный университет) начинают читаться курсы лекций и издаваться материалы по проблемам диссидентства . Чтение и издание материалов по спецкурсам истории правозащитного движения практикуется и в некоторых регионах Западной Сибири.

В Московском государственном педагогическом университете, с середины 90-х годов, возникает научное направление по исследованию проблем инакомыслия под руководством профессора А.А. Данилова. А.А. Данилов одним из первых в России начал исследование данной проблемы, рассмотрев инакомыслие в историко-хронологическом аспекте. А.А. Данилов в своей монографии «История инакомыслия в России. Советский период. 1917-1991 гг.» отмечает, что на инакомыслие в России повлияли два момента – роль государства и особенности менталитета.

Автор монографии, наряду с анализом событий, дает определение понятия инакомыслие. «Инакомыслие - это общественное явление, выражающееся в особом мнении меньшинства общества по поводу официальной или господствующей идеологии, политической, экономической системы, этических и эстетических норм, составляющих основу жизни данного общества».

В рамках данного научного направления были изданы монографии и защищены кандидатские и докторские диссертации. Особый интерес вызывают докторские диссертации Л.А. Королевой и А.И. Лушина. В исследованиях Л.А.Королевой дается комплексный анализ диссидентского движения в СССР, приводится интересный фактический материал, свое видение содержания этапов и направлений в диссидентском движении.

Диссертация А.И. Лушина посвящена правозащитному движению. Автор концентрирует свое внимание на отношениях правозащитников с властными структурами, в том числе характеристике системы исполнения наказания, где содержались политические заключенные.

Деятельность диссидентов раскрывается и в диссертациях З.С. Нагдалиева, С.Г. Давыдова, Л. П. Афанасьевой, А.В. Баранова, И.А. Романкиной . В основном в них освещается деятельность столичных группировок.

В ряде работ содержится и критическое отношение к диссидентам. Так, С. Кара-Мурза считает, что это были «полуформальные организации активных антисоветских деятелей», которые тесно связано и со спецслужбами Запада, и с Комитетом Государственной безопасности в СССР.

К самостоятельной группе следует отнести исследования зарубежных авторов. Именно западные авторы еще в 70-80- гг. издают ряд работ по анализу основных течений инакомыслия в стране. Отличительная особенность их в том, что они видят в действиях диссидентов идейно-политическую оппозицию советской власти.

Интерес к данной проблеме проявлялся и на региональном уровне. Анализу инакомыслия на Урале посвящена диссертация А.И.Прищепы. А.И. Прищепа справедливо отмечает, что демонтаж социально-политической системы предопределила идеократическая диктатура, господство моноидеологии. По его мнению, к концу 70-х годов в деятельности правозащитников проявилась тенденция нарастания в их деятельности политических приоритетов, что вызвало усиление репрессивной политики со стороны власти.

Социально-политическим протестам середины 50-х-середины 1980-х гг. в Алтайском крае, Новосибирской и Томской областях посвящена кандидатская диссертация С.П. Волохова. В своем исследовании С.П. Волохов приоритетное внимание уделил проявлениям недовольства советских граждан условиями жизни и труда и протестной активности национальных групп, верующих.

Примеры проявления инакомыслия в молодежной среде приводит и новосибирский историк А.Г. Борзенков, который рассматривает молодежную политику на востоке страны в 1960-1990 гг.

Монография омского историка и политолога профессора С.Г. Сизова «XX век – не для камина: Историческая реконструкция судьбы репрессированного литератора Бориса Леонова» прослеживает сложный жизненный путь омского вольнодумца Б.Ф. Леонова. Книга написана на основе большого документального материала, что позволяет проследить эволюцию общественно-политических взглядов Б.Ф. Леонова, его отношение к политическим процессам в стране, в том числе и в1970-е годы.

Интерес представляют и статьи новосибирского исследователя Е.Н. Савенко о функционировании самиздата в Сибири во второй половине ХХ века. Автор анализирует процесс распространения листовок с экономическими и политическими требованиями с середины 50-х годов ХХ века, в том числе и на территории Западной Сибири. Е.Н. Савенко отмечает факты связи московских правозащитников с интеллигенцией и учеными новосибирского Академгородка.

Концентрация внимания на проблеме диссидентства заставила некоторых историков заговорить о «диссидентоцентризме». Известный историк В.Козлов отметил, что не находит освещения такая тематика как формы протестного движения простого народа, особенно в регионах страны. По данной проблеме он опубликовал ряд исследований. Следует согласиться с выводом автора о том, что «… в инкубаторах брежневского застоя подрастало счастливое дитя модернизации – индивидуализм».

Несмотря на освещение проблем диссидентства, проявление инакомыслия в регионах России, особенно исследования форм протестного движения, остаются актуальной научной задачей. Особенно это касается таких мало исследованных вопросов как: влияние столичных инакомыслящих на регионы; содержание процесса его политизации; соотношение деятельности правозащитников и прокуратуры СССР, РСФСР и регионов; и др.

Существенное внимание исследователи уделили и анализу перестроечных процессов в стране. Литературу, посвященную общим вопросам перестройки, можно разделить на следующие блоки. К первому следует отнести книги, где её инициаторы, в том числе и М.С. Горбачев, раскрывают задачи, содержание и смысл перестройки.


загрузка...