Артиклевые формы имени существительного в когнитивно-грамматической категоризации современного английского языка (19.07.2010)

Автор: Долгина Екатерина Андреевна

ДОЛГИНА ЕКАТЕРИНА АНДРЕЕВНА

АРТИКЛЕВЫЕ ФОРМЫ ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО В КОГНИТИВНО-ГРАММАТИЧЕСКОЙ КАТЕГОРИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОГО АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Специальность 10.02.04 – германские языки

А в т о р е ф е р а т

диссертации на соискание ученой степени

доктора филологических наук

Работа выполнена на кафедре английского языкознания филологического факультета ФГОУ ВПО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова».

Официальные доктор филологических наук, профессор

оппоненты Блох Марк Яковлевич,

заведующий кафедрой грамматики английского языка

ГОУ ВПО «Московский педагогический

государственный университет»

доктор филологических наук, профессор

Ирисханова Ольга Камалудиновна,

профессор кафедры общего и сравнительного

языкознания ГОУ ВПО «Московский государственный

лингвистический университет»

доктор филологических наук, профессор

Третьякова Татьяна Петровна,

профессор кафедры английской филологии и перевода

ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный

университет»

Ведущая ГОУ ВПО «Тамбовский государственный университет

организация имени Г.Р. Державина»

Защита диссертации состоится « » 2010 г. в ____ часов на заседании

Диссертационного совета Д 501.001.80 при ФГОУ ВПО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова»

По адресу: 119991, ГСП-1, Москва, Ленинские горы, МГУ, 1-й учебный корпус, филологический факультет.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке 1-го учебного корпуса Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова.

Автореферат разослан «__» _______ 2010 года

Ученый секретарь диссертационного совета

доктор филологических наук,

профессор Т.А. Комова

Несмотря на то, что особенностям употребления артикля в английском языке посвящены многочисленные отечественные и зарубежные исследования, эта проблематика не утратила актуальности, которая определяется целым рядом обстоятельств.

Во-первых, многогранность такого явления как артикль в английском языке позволяет взглянуть на него с разных сторон, что способствует разнообразию и противоречивости разрабатываемых научных теорий, среди которых выделяются два основных направления. С одной стороны, артикли рассматриваются как служебные слова с лексическим значением. Так, согласно распространённой теории дейксиса (указания), артикль как дейктическое слово, образующее с существительным атрибутивное словосочетание, выражает универсальную понятийную категорию определённости/неопределённости и указывает на степень известности предмета речи для участников коммуникативной ситуации. Вместе с тем, выдвигаются теории, рассматривающие артикль в синтаксическом плане, а именно как средство передачи количественной информации о содержании выделяемой им синтагмы, включающей слово или словосочетание.

С другой стороны, ослабленное значение артиклей, а также в целом аналитический характер морфологической системы английского языка привели к появлению теории артикля как компонента грамматической формы, участвующей в выражении особой грамматической морфологической категории имени существительного. Мнения её сторонников расходятся в плане содержания и количества категориальных артиклевых форм, так как остаётся открытым вопрос о правомерности выделения нулевого артикля.

Из сказанного выше следует, что вопрос о роли и месте артиклей в языковой системе является актуальным в силу своего дискуссионного характера.

Во-вторых, вопрос о функциональных свойствах английского артикля, составляющих один из самых сложных аспектов грамматики, приобретает особое значение в связи с растущими потребностями в преподавании английского языка как средства международного общения. В обширной литературе учебного характера значительное место занимает системный подход, который объясняет выбор артикля исключительно лексико-грамматическими свойствами имени существительного. Для этого проводится разграничение исчисляемых и неисчисляемых, а также собственных и нарицательных имен в английском языке. При этом наименьшее внимание уделяется дифференциации абстрактных и конкретных значений существительных во взаимосвязи с артиклем, т.е. разъяснению реализуемых в речи различных степеней абстракции/конкретизации в семантике структуры «артикль + существительное».

В-третьих, частое и разнообразное употребление именных структур с артиклем, нарушающее языковую норму в различных функциональных стилях, создаёт необходимость всестороннего изучения их стилистического (метасемиотического) функционирования. Хотя такая особенность неоднократно отмечалась, исследованию подвергся фактически только один аспект этой многогранной проблемы, а именно стилистическое опущение артикля. В связи с этим требуется детальное описание разнообразных типов стилистически маркированных употреблений, что позволило бы удовлетворить требованиям продвинутых этапов обучения, когда изучающие сталкиваются со сложностями речевого функционирования артиклевых форм существительных.

В настоящем диссертационном исследовании функционирование в речи структуры «артикль + существительное» рассматривается как реализация особой грамматической морфологической категории имени существительного, участвующей в выражении понятийной категории абстракции/конкретизации. Поэтому представляется целесообразным и перспективным применение когнитивного подхода к исследованию английского существительного, употребление которого в речи всегда связано с артиклем.

В современных когнитивных исследованиях, отражающих новый этап развития функционального подхода в лингвистике, абстрагирование рассматривается как проявление познавательных способностей человека, которое определяет категоризацию в языке. Это позволяет рассмотреть языковую структуру «артикль + существительное» в качестве средства репрезентации мыслительных процессов абстракции/конкретизации и их результатов – соответствующих ментальных структур (структур знания) и таким образом разъяснить особенности когнитивной категоризации в английском языке.


загрузка...