Формирование экономической культуры инженера в системе высшего профессионального образования (19.07.2010)

Автор: Чигиринская Наталья Вячеславовна

впервые сформулировано и обосновано понятие «экономическая культура инженера»;

впервые разработана и обоснована концепция формирования экономической культуры инженера в техническом вузе;

дополнен экономический аспект в инженерной деятельности новыми функциями и задачами;

дополнены, с учетом компетентностных требований, критерии, идентифицирующие экономическую культуру инженера на каждом этапе ее формирования;

уточнена, с учетом современных требований к специалистам инженерной квалификации, культурологически-компетентностная модель подготовки инженера;

конкретизирована дидактическая система формирования экономической культуры инженера, через проектирование новых квалификационных и компетентностных требований к подготовке специалистов с двойной квалификацией.

Теоретическая значимость результатов исследования состоит в том, что: предложенная классификация подходов к рассмотрению понятий культура, экономическая культура является вкладом в теорию профессиональной подготовки инженера в культурологическом аспекте; критически проанализированный и существенно дополненный понятийный аппарат компетентностного обучения позволяет выявлять новые компетенции специалиста; разработанная совокупность принципов построения экономически ориентированного содержания инженерного образования расширяет представление о построении содержания инженерного образования с учетом экономического аспекта; разработанная обобщенная модель метакурса инженерной экономики может служить базой для проектирования междисциплинарных модулей.

Достоверность результатов исследования определяется обоснованностью исходных теоретико-методологических позиций, включающих обращение к смежным отраслям знаний (философии, психологии, экономике, социологии, культурологии и др.); репрезентативностью и достаточным объемом выборки (1250 чел.); использованием комплекса методов исследования, адекватных его предмету, задачам, логике; сочетанием опытной и экспериментальной работы; длительным характером опытно-экспериментальной работы по проектированию и реализации дидактической системы формирования экономической культуры будущего инженера; устойчивой повторяемостью результатов, подтвержденных статистическими методами их обработки. Репрезентативность выборки проверялась по критерию Стьюдента при доверительной вероятности 0,95. Результаты исследования являются достоверными для вузовской профессиональной подготовки инженеров технических (151000, 190200) и управленческих (190700, 220501) специальностей очной, очно-заочной и заочной форм обучения основного и дополнительного образования в Волгоградском государственном техническом университете.

Практическая ценность результатов исследования состоит в том, что:

создан учебно-методический комплекс «инженерная экономика», содержащий обучающие модули, систему задач и ситуаций, обеспечивающий становление экономической культуры инженера как качества личности;

выявлены требования к созданию «портфеля» учебных модулей, обеспечивающих учебный процесс в открытых виртуальных и клиентоцентрических интеллектуальных средах;

разработано критериально-диагностическое сопровождение процесса формирования экономической культуры у студентов, включающее критерии, показатели и уровневые характеристики сформированности экономической культуры (Я – исполнитель, Я - менеджер, Я - эксперт), что позволяет модифицировать этапные цели процесса;

разработана модель процесса формирования экономической культуры в условиях инженерного вуза, включающая в себя этапы (уяснение сущности экономических задач, решаемых инженером, овладение опытом решения экономических задач (экономической компетентностью) в процессе инженерного проектирования, перенос экономического опыта в ситуации самостоятельных инженерно-экономических проектов), содержание которых определяется целями, задачами и адекватными каждому этапу методами и технологиями, что способствует развитию экономической культуры студентов с учетом их квалификации и специализации;

разработаны технологии формирования экономической культуры, обеспечивающие поэтапное освоение будущим инженером экономического опыта.

При этом выводы исследования, раскрывающие вариативную технологию формирования экономической культуры студентов можно использовать при подготовке не только бакалавров, но и магистров, а также самих преподавателей в области инженерного и экономического образования.

Материалы исследования могут использоваться специалистами при разработке государственных стандартов образования в технических и экономических ВУЗах, преподавателями вузов, организующих подготовку будущих инженеров для диагностики экономической готовности инженеров, проектирования новых компетенций, проектных и кейс-технологий.

Апробация результатов исследования осуществлялась через:

Публикации в печати в виде статей, тезисов, учебных пособий, рабочих программ, монографий;

Выступления и участие в международных и всероссийских конференциях:

VI Международная научно-практическая конференция «Педагогический профессионализм в современном образовании», – Новосибирск, 2010;

V Международная научно-практическая конференция «Социально-экономические системы: современное видение и подходы», – Омск, 2010;

«Целостный учебно-воспитательный процесс: исследование продолжается» : методологический семинара памяти проф. В. С. Ильина, – Волгоград, 2009;

(GLOBELICS-RUSSIA-2007 – «Развитие инновационных систем для повышения конкурентоспособности и качества жизни: партнерство государства, науки, образования и бизнеса (теория, проблемы, опыт и перспективы)» – Саратов, 2007;

III Международная научно-методическая конференция «Современные проблемы преподавания математики и информатики» – Волгоград, 2006;

Всероссийская научно-практическая конференция «Методологические и практические проблемы инновационного образования, формирующие инновационное мышление студентов в ВШ» – г. Балашиха Моск. обл., 2006;

Всероссийская научно-техническая конференция «Новые материалы и технологии – НМТ-2006» – Москва, 2006;

III Международная научно-практическая конференция «Воспитание гражданина, человека культуры и нравственности как условие конструктивного развития современной России» – Ростов н/Д, 2004;

«Актуальные проблемы конструкторско-технологического обеспечения машиностроительного производства» – Волгоград, 2003;

IV Международная конференция женщин – математиков «Математика. Моделирование. Экология» – Волгоград, 1996;

Российская научно-практическая конференция «Интегративные процессы в психолого-педагогической, культурологической и предметно-методической подготовке учителя» – Тула, 1996;

Научно-практическая конференция «Современные технологии обучения и воспитания в школе и вузе» – Астрахань, 1996;

Международная научно-практическая конференция «Преемственность поколений: диалог культур» – СПб, 1996;

Российская научно-практическая конференция «Проблемы профессиональной ориентации учащейся молодежи в современных условиях» – Чебоксары, 1994;

Российская научная конференция «Педагогические системы в школе и вузе» – Волгоград, 1993,

Региональные научные и научно-практические конференции – Волгоград, 1995-2010.

Ежегодные отчеты на заседании научно-исследовательского института проблем личностно-ориентированного образования при Волгоградском государственном педагогическом университете; выступления на межкафедральном семинаре по проблемам естественно-гуманитарных наук Волгоградского государственного технического университета, заседаниях Научно-Технического Совета Волгоградского государственного технического университета.

Внедрение результатов исследования. Разработанные рекомендации по формированию современной экономической культуры специалиста в системе современного вуза внедрены в работу центров дополнительного образования Института подготовки и переподготовки кадров Волгоградского государственного технического университета (Центра экономических исследований, Регионального центра подготовки и переподготовки кадров) и центров дополнительного образования Камышинского технологического и Волжского политехнического институтов (оба филиалы Волгоградского государственного технического университета), Центра менеджмента качества Волгоградского государственного технического университета (диссертант – аудитор системы менеджмента качества). При этом выводы исследования, раскрывающие вариативную технологию формирования экономической культуры студентов (с учетом их квалификации и специализации) были использованы при подготовке и реализации программ учебных дисциплин подготовки инженеров по специальности 151013 «технологическая информатика», при разработке и реализации программ магистерской подготовки по направлению 552913 «автоматизированные системы технологической подготовки производства». Подготовлен лекционный курс и методическое обеспечение учебных дисциплин «Математическое обеспечение автоматизированного проектирования в машиностроении» по направлению 552913 и «Математическая экономика» по направлению 351400 «Информатика в экономике».

Объем и структура диссертации. Диссертация (355 с.) состоит из введения (24 стр.), четырех глав (1 гл. -- 52 стр., 2 гл. – 48 стр., 3 гл. – 49 стр., 4 гл. – 104 стр.), заключения (6 стр.) и списка использованной литературы (505 наим., 24 стр.). В тексте диссертации содержится 24 таблицы, 17 рисунков и 23 приложения. В первой главе («Экономическая культура как социальный феномен и цель инженерного образования») рассматриваются вопросы, связанные с рассмотрением сущности явления культура. Особое внимание уделяется обоснованию культурологического подхода как методологического регулятива проектирования содержания инженерного образования. Во второй главе («Экономическая культура как системообразующий компонент содержания инженерного образования») представлен анализ теорий компетентностного подхода, на их основе выделены новые экономические компетенции современного инженера. В третьей главе («Концепция и логика проектирования дидактической системы формирования экономической культуры инженера») представлены концептуальные основы как совокупность положений, раскрывающих в соответствии с принятой методологической установкой взаимосвязь целей, содержания, психологических условий формирования экономической культуры инженера. В четвертой главе («Опыт построения и экспериментальная проверка эффективности системы формирования экономической культуры будущего инженера в техническом вузе») описаны и проанализированы основные этапы опытно-экспериментальной работы по проверке эффективности технологии проектирования и реализации культурологически-компетентностной модели экономического образования инженера. Заключение содержит выводы исследования, намечает перспективы направления дальнейшей разработки проблемы.

Основное содержание диссертации

В первой главе «Экономическая культура как социальный феномен и цель инженерного образования» рассмотрены современные гуманитарные подходы к проектированию содержания и процесса инженерного образования – личностно-ориентированного, компетентностного, деятельностного и интегрирующего их культурологического. В первом параграфе «Генезис и морфология явления «экономическая культура»: ее философский и цивилизационный аспект» выявляется сущность экономической культуры через ее категориальное основание – культура. Рассмотрение культуры в широком плане позволило выделить в ней две большие и относительно самостоятельные подструктуры: материальную и духовную культуру. Философский подход (Г. Гегель, М. Гердер, И. Кант) рассматривает культуру в узком смысле и выявляет основной смысл культуры, который заключается в свободной постановке человеком любых целей, его относительной независимости от природы, приближении человека к мировому целому (Г. Гегель). Суть философского подхода состоит в присвоении человеком духовных ценностей и личностных смыслов существования (В. Франкл). Цивилизационный подход (М. Вебер, А. Тойнби, О. Шпенглер, Н. Я. Данилевский, П. А. Сорокин, Л. Н. Гумилев) позволяет рассматривать культуру в широком плане. Он выделяет в содержании культуры четыре основных смысла: состояние общества, основанного на порядке, праве, нравах; в этом смысле культура совпадает с одним из значений слова «цивилизация»; указание на особенности способа существования или образа жизни, свойственных какому-то обществу, группе людей, историческому периоду; этап в эволюции человеческого общества, пришедший на смену «первобытному варварству»; совокупность организационных средств (программ деятельности), посредством которых люди стремятся достичь целей, заданных универсалиями культуры. Суть цивилизационного опыта (К. Бабст, Н. А. Бердяев, Ф. Бродель, С. Н. Булгаков, Н. Д. Кондратьев, Н. Н. Моисеев, В. С. Соловьев, Й. Шумпетер) заключается в том, что цивилизация знаменует все большее преобразование материала нетронутой когда-то природы в предметы «второй природы» (инженерия).


загрузка...