Феномен маргинальности в литературе авангарда первой трети ХХ в. (19.03.2012)

Автор: Тернова Татьяна Анатольевна

Тернова Татьяна Анатольевна

Феномен маргинальности

в литературе авангарда первой трети хх в.

10.01.01 – русская литература

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора филологических наук

Воронеж– 2012

Работа выполнена на кафедре русской литературы ХХ и ХХI вв. Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Воронежский государственный университет»

Научный консультант: Никонова Тамара Александровна,

доктор филологических наук, профессор

Официальные оппоненты: Богданова Ольга Владимировна,

доктор филологических наук, ведущий научный сотрудник

(ИФИ ФГОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет»)

Желтова Наталия Юрьевна,

доктор филологических наук, профессор

кафедры русской и зарубежной литературы

(ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»)

Романова Ирина Викторовна,

доктор филологических наук, профессор

кафедры литературы и методики ее преподавания

(ФБГОУ ВПО «Смоленский государственный университет»)

Ведущая организация: ФБГОУ ВПО «Саратовский государственный университет»

Защита диссертации состоится 30 мая 2012 года в 15.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.038.14 в Воронежском государственном университете по адресу: 394000, Воронеж, пл. Ленина, 10, ауд. 18.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФБГОУ ВПО «Воронежский государственный университет».

Автореферат разослан «____» апреля 2012 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета

д.ф.н. Бердникова О.А.

Общая характеристика работы

Первая треть ХХ века была периодом радикального эстетического слома, спровоцированного системой кризисов в сфере социальных практик, мировоззрения, культуры. Разноаспектность процессов, определяющих суть этого явления, обозначена, в частности, в исследованиях М. Шабольски, Р. Нойхаузера, Ю. Хабермаса. В качестве признаков такого социокультурного слома, связанного с развитием авангарда, М. Шабольски называет «рост социальной напряженности, накапливающиеся противоречия в общественно-экономическом развитии, складывающуюся революционную ситуацию» и «движение и развитие в рамках самой литературы и искусства», при котором возникает потребность в «обновлении поэтических средств (в области жанров, родов, тем и языка)», осуществление которой невозможно без «движения и развитии внутри публики», ведущего к трансформации ее эстетических ожиданий.

Термин 'авангард' употребляется нами как обозначение знакового этапа в развитии искусства, характеризующегося не столько хронологическими рамками, сколько совокупностью мировоззренческих и эстетических критериев.

Несмотря на достаточно долгое бытование термина, базовые характеристики авангарда в исследовательской литературе определяются по-разному. Д.Н. Сарабьянов указывает на «обязательность художественного открытия», «программность, проектный характер искусства, его манифестное сопровождение», ведущее к «утверждению новой концепции художественного творчества», «новой реальности». Идею преображения считает основной в авангардном мировидении Н.А. Гурьянова. В.Н. Терехина в качестве объединяющего начала для ряда авангардных группировок указывает ориентацию на экспрессионизм. Т.В. Казарина фиксирует значимость коммуникативной стратегии авангарда, говорит о специфическом соотношении в нем искусства и реальности: «Авангард <…> фиксирует преодоление фундаментального разрыва между материально-практической и знаковой областями действительности. Для Д.А. Пригова ведущим критерием авангардности стала идея эстетического строительства, завершенного и незавершенного. Такая точка зрения перекликается с подходом Р. Нойхаузера, использовавшего два термина – авангард и авангардизм – для обозначения этапности авангардного литературного процесса. Авангард определяется Р. Нойхаузером как эстетика разрушения, авангардизм же тяготеет к созданию новой, принципиально неклассической, но претендующей на целостность в своей противоречивости схемы. Его точка зрения представляется нам конструктивной, но требующей некоторого уточнения. Мы считаем значимым критерием авангардного художественного мышления маргинальность.

Маргинальность – мировоззренческий и художественный феномен переходных эпох, суть которого состоит в смене аксиологических и художественных приоритетов. Основанием для ее реализации становится плюрализм как универсальная характеристика мироовосприятия эпохи первой трети ХХ в. Маргинальность – безоценочный термин, фиксирующий процесс стирания границ между периферией и центром, высоким и низким, жизнью и искусством.

Маргинальность, реализованная в пределах художественного текста, может быть рассмотрена на разных уровнях: антропологическом, жанровом, общекультурном. Значимыми в описании антропологической маргинальности являются национальный компонент; поэтологический ракурс, реализуемый через систему автометаописаний; пафос текста. Исследование жанровой маргинальности предполагает выявление специфики и мировоззренческого обоснования авангардного жанростроения. Суть общекультурной маргинальности выявляется при изучении соотнесенности авангарда с элитарным и массовым искусством.

Суммируем смысловые позиции, определяющие базовые характеристики авангарда: специфическое соотношение искусства и реальности (искусство объявляется единственной реальностью), проективность, эстетический радикализм, маргинальность (в аксиологическом, жанрово-стилевом, общекультурном аспектах).

Оговорим значимое для нашей работы представление о составе авангардного движения первой волны. Точкой отсчета в его развитии, мы, вслед за Д.А. Приговым и Т.В. Казариной, считаем футуризм. Такая позиция продиктована тем значением, которое имел футуризм как умонастроение и литературное направление в первой трети ХХ века.

Мы рассматриваем футуризм как методологически и содержательно неоднородное явление, обнаруживая в его рамках эстетически возвратные, модернистские по мироотношению явления: эгофутуризм с его ценностной эстетической ориентацией и «гилейцев» Е. Гуро и В. Каменского, литературная деятельность которых подчеркнуто аксиологически ориентирована. С нашей точки зрения, в качестве авангардных могут быть осмыслены течения и направления, восходящие к футуризму: имажинизм, экспрессионизм, люминизм, конструктивизм, ничевоки, фуисты, биокосмисты. За рамками нашего внимания остается ЛЕФ, сосредоточенность которого на решении идеологических проблем значительно сузила его эстетический поиск.

Таким образом, литературу русского авангарда первой трети ХХ в. мы связываем, главным образом, с футуристической интенцией, которая объединяет разные художественные школы и группы в известное единство, базирующееся на сходных эстетических основаниях. Именно это определяет взаимоперетекание авангардных групп, их художественные контакты, результатом которых является развитие литературы неклассического толка.

Актуальность исследования определяется необходимостью выявления специфических характеристик литературы переходных эпох, одной из которых является первая треть ХХ в. Необходимость детального изучения литературы этого периода провоцирует к созданию методологии исследования, адекватной специфике литературного материала, к осмыслению этапов развития авангарда, ключевых и второстепенных явлений в литературе данного периода. Творчество авторов-авангардистов первой трети ХХ века остается крайне малоизученным: литературной работе И. Игнатьева, Д. Бурлюка, Б. Земенкова, Б. Лапина, А. Туфанова, Ф. Платова и др., посвящены единичные исследования. Художественные произведения ряда авторов, в числе которых Б. Дерптский, Л. Чернов, Р. Рок, С. Спасский, А. Краевский, никогда не становились предметом изучения. Введение произведений авторов второго ряда в литературоведческий обиход необходимо для воссоздания единой картины развития литературы авангарда первой трети ХХ века, в которой фоновые литературные явления значимы для выявления тенденций эстетического развития.


загрузка...