МОДЕЛИ И МЕТОДЫ ОЦЕНКИ ТАРИФОВ И ОРГАНИЗАЦИИ ТАРИФНОЙ СИСТЕМЫ В СФЕРЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ (19.03.2012)

Автор: Санина Наталья Васильевна

Основным элементом системы обязательного социального страхования является страховая организация (страховщик), которая берет на себя обязательства полного или частичного возмещения ущерба, нанесенного застрахованному лицу в результате несчастного случая. В этой деятельности страховщик, как правило, ориентируется на определенные критерии эффективности, важнейшими из которых являются максимизация ожидаемой прибыли и минимизация вероятности разорения в течение определенного периода, и на ограничения, которые вытекают из принципов эквивалентности (сумма страховых взносов должна покрывать страховые выплаты и компенсировать расходы компании) и неотрицательности резервов (достаточность средств на страховые выплаты с учетом уровня страхового риска). В этой связи возникает проблема оценки рациональных значений страховых взносов и формирования страхового фонда компании и пропорций его перераспределения между страховщиком и страхователями.

В качестве ключевого звена решения этой проблемы выступает страховой риск, под которым, согласно законодательству, понимается возможное неблагоприятное событие, влекущее проявления ущерба (потерь здоровья и жизни, заработка), и соответствующие страховые выплаты. Риски проявления ущерба называют также профессиональными рисками. Они обусловливают другие риски, которым подвержены остальные участники системы социального страхования, то есть страховщики и страхователи (риски потерь доходности, снижения рыночной устойчивости и конкурентоспособности).

В работе отмечено, что основной причиной существования рисков страховщика и страхователя является неадекватность страховых тарифов уровням профессиональных рисков. В частности, при росте числа страховых случаев и завышенных тарифах снижается доходность страховой компании и увеличивается вероятность ее разорения. Эти же последствия для страховщика в развитой рыночной среде может повлечь и завышение страховых тарифов, поскольку это объективно способствует снижению его привлекательности для страхователей. Для страхователя рост тарифа имеет своим следствием снижение доходности, но его занижение по отношению к уровню риска также нежелательно. Оно снижает стимулы повышения безопасности условий труда и влечет увеличение числа несчастных случаев.

В работе показано, что при прочих равных условиях теоретически величина страхового взноса и экономическая полезность (выгодность) страхования для страхователя растет с увеличением всех составляющих профессионального риска (то есть вероятность события и ущерба от него) и нагрузки к нетто-ставке, а размер страхового возмещения и полезность страховщика растут с увеличением только ущерба, оставаясь независимым от вероятности наступления страхового случая и убывая с ростом нетто-ставки.

Эти выводы вытекают из следующего очевидного соотношения, связывающего размер страхового взноса r с вероятностью страхового случая p, нагрузкой к нетто-ставке ?0 и величиной страхового возмещения h:

С учетом (1) условие выгодности страхования для страхователя имеет следующий вид:

где ? – индекс отношения страхователя к риску.

Условие пренебрежения риском для страхователя имеет следующий вид:

где Q – потери при наступлении страхового случая.

Для страховщика условие выгодности страхования определяется следующим неравенством:

Из (1)-(4) также следует, что

Выражение (5) свидетельствует, что коммерческая эффективность для страховщика ограничена отношением страхователей к риску.

может быть оценено на основе различных принципов (эквивалентности, стандартного отклонения, нулевой полезности, Эшера, Орлича и других).

В работе отмечено, что основными причинами существования и высокого уровня профессиональных рисков в Российской Федерации являются неудовлетворительные условия труда (22 % от общей численности занятых в промышленности, 10 % - в строительстве, 13 % - на транспорте), низкий уровень организации медицинского обслуживания (охват работающих медицинскими услугами в регионах составляет от 60 до 80 %, выявление профессиональных заболеваний – 3-25%). В России, согласно оценке Бюро по трудовой статистике, ежегодно выявляются лишь 9-12 тыс. профзаболеваний против 430 тыс. в США. При этом всего в документах МОТ и ВОЗ выделяется более 150 классов профессиональных рисков, которые представляют реальную опасность для 2000 различных профессий.

В работе предложены варианты классификации профессиональных рисков на основе различных признаков и обобщенный методологический подход к их оценке, представленный на рис. 1, который может быть конкретизирован в решении этой задачи применительно к условиям проявления страховых событий и особенностям формирования ущерба в различных сферах профессиональной деятельности.

Согласно этому подходу уровень риска определяется на основе вероятностей неблагоприятных событий, приводящих к ущербу (потерям здоровья и жизни), и закономерностей условного распределения этого ущерба как значение математического ожидания ущерба или какой-либо квантиля его безусловного распределения.

В работе отмечено, что сложившаяся в Российской Федерации система социального страхования базируется на страховых тарифах, недостаточно увязанных с уровнями профессиональных рисков.

В настоящее время, в соответствии с действующим законодательством, страховой тариф назначается исходя из соотношения страховых выплат к фонду оплаты труда за предшествующий период. Такой подход в определенной степени может быть оправдан, если оплата труда объективно учитывает профессиональные риски. Вместе с тем ориентиром в классификации профессиональных рисков служит классификатор видов экономической деятельности по отраслевому признаку ОКВЭД. В таких условиях предприятия одной отрасли, но имеющие разные уровни рисков, будут иметь одинаковую страховую нагрузку. Это, в свою очередь, значительно снижает стимулы страхователей к улучшению условий труда и снижению рисков.

Рис. 1. Оценка профессионального риска

Определенную проблему вызывает отнесение предприятий к конкретному виду деятельности, особенно если организация осуществляет несколько их видов. Для таких многопрофильных предприятий идентификация и оценка профессиональных рисков существенно осложняется.

Согласно действующему законодательству класс профессионального риска определяется исходя из величины его интегрального показателя, учитывающего уровни производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию, сложившиеся по ВЭДам страхователей, согласно следующей формуле:

– размер фонда оплаты труда по данному ВЭДу, на который начислены страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в истекшем календарном году.

При изменении величины интегрального показателя (6) в установленном порядке принимается решение об отнесении этого ВЭДа к другому классу профессионального риска с изменением размера страхового тарифа.

Шкала тарифов организована по возрастанию (чем старше класс, тем больше величина тарифа). Допустимый диапазон изменения страховых тарифов считается заданным:

- максимально допустимый тариф (величина максимально допустимой финансовой нагрузки на предприятие).

Такой подход к оценке тарифов в достаточной степени объективен, поскольку он не позволяет манипулировать исходной информацией о рисках, занижая или завышая тарифы в соответствии с их «полезностью». Эта объективность базируется на предположении, что уровень фонда оплаты труда соответствует уровням реальных рисков на предприятии (они учтены в заработной плате). Однако на практике это условие не всегда выполняется, что, в свою очередь, предопределяет необходимость совершенствования процедуры формирования тарифов в сфере обязательного страхования.

, при следующих ограничениях:

и обеспечить допустимый интервал изменения страховых тарифов (7);

обеспечить по возможности равномерную нагрузку на классы;

обеспечить заданную величину общих расходов Фонда страховыми выплатами, т.е. в результате разбиения должно выполниться условие:

-й класс.

Предложенный в работе метод предполагает назначение страховых тарифов в соответствии с удельными весами затрат, что обосновано с экономической точки зрения. Проблема заключается в том, что диапазон расчетных значений удельных весов затрат значительно шире границ допустимого интервала страховых тарифов:

с тем, чтобы обеспечить необходимый объем выплат (8), определив и обосновав параметры нелинейного перехода между этими интервалами.

, полученных на основе их значений предыдущего периода t путем умножения на поправочные коэффициенты. При этом допустимый диапазон страховых тарифов (7) предполагается заданным и не подлежит изменению.

, где единый расчетный усредненный тариф

), и каждому (пока без ограничений) присвоен промежуточный страховой тариф:

определяет соотношение между общими расходами фонда и его расходами на выплаты и девиденты.

(т.е. вменяемые размеры страховых взносов увеличатся пропорционально фондам оплаты труда).

Рис. 2 иллюстрирует образование суммарного размера расходов фонда, который требуется обеспечить страховыми взносами (8) в терминах опорного плана. Его величина геометрически интерпретируется как сумма площадей m прямоугольников:

Рис. 2. Геометрическая трактовка образования


загрузка...