Самоопределение семьи в условиях трансформации российского общества (19.03.2012)

Автор: Мустаева Флюра Альтафовна

Кровнородственная семья находилась в полной зависимости от такого главного природного фактора, как необходимость продолжения потомства путем свободы реализации мужчинами сексуального инстинкта с способными к деторождению женщинами.

Другим природным фактором существования такой семьи являлась необходимость обеспечения жизни тех ее представителей, которые не могли по причине физической слабости самостоятельно добыть себе пищу, защититься от диких животных или враждебных групп (беременные женщины, маленькие дети). Эту задачу решали мужчины всего рода, поэтому семья выступала как форма организации, постепенно в ходе исторического развития становившаяся частью такой общности. При этом в первую очередь природа, а не культура, определяла зависимость женщин и детей от представителей сильного пола. Социум затем лишь узаконил их зависимое положение соответствующими обычаями, традициями, нормами и правилами.

Природная детерминация семьи дополнялась в этот исторический период двумя культурными факторами. Первым являлась необходимость совместной трудовой деятельности, которой должны были заниматься все способные к работе члены рода. Вторым культурным фактором, определявшим функционирование семьи, являлась необходимость специального обучения, воспитания детей для того, чтобы они освоили достижения старших поколений в преобразовании окружающего мира, организации совместной деятельности людей.

В парном браке детерминация отношений в семье на основе природных факторов была дополнена более сильной системой социокультурного принуждения, по крайней мере, женщины и детей. Мужчина умножил данную ему природой силу, необходимую для принуждения женщины к сексуальному общению, системой культурных норм и правил, требующих беспрекословного выполнения его воли не только в интимных связях, но и во всех формах повседневного взаимодействия в быту, досуговой деятельности.

Природное принуждение женщины к семейной жизни было дополнено обязательными культурными предписаниями, требующими подчинения воле родителей, выбирающих мужа, его самого при выполнении супружеского долга, участия в домашней работе, воспитании детей под постоянным контролем супруга. Мужчина добровольно подчинялся природной детерминации своего сексуального поведения, но не обязательно с собственной женой. Ей же приходилось по законам природы рожать детей, нередко вынужденно, от нелюбимого, грубого мужа.

После возникновения моногамной семьи церковь и государство установили постоянный контроль за характером отношений между супругами, родителями и детьми, между семьей и социумом. Говорить о самоопределении такой семьи было невозможно. Часто отсутствовала сама возможность выбора по любви брачного партнера, сроков рождения детей и их количества, предпочитаемых видов семейной деятельности, характера общения с родственниками, развода, если возникали постоянные конфликты. В полной зависимости от установленных социумом порядков находились не только супруги, но и дети, которые должны были особо почитать родителей, беспрекословно выполнять их волю, нередко жить с ними вместе до старости. Семья фактически являлась объектом по отношению к социуму как субъекту, определявшему направленность и содержание всех ее основных функций.

Нуклеарная семья создала такую ситуацию, когда социум перестал навязывать определенные нормы, правила семейной жизни супругам, родителям и детям. Это стало возможным, во-первых, в результате утверждения представлений о том, что общество может сохранить себя при предоставлении семьям свободы организации отношений как с самими членами малой группы, так и с окружающим миром в целом. Во-вторых, сама семья достигла такого уровня самоорганизации, сплоченности, когда она способна самостоятельно решать проблемы материального обеспечения, достижения психологического комфорта, формирования условий для духовного саморазвития ее членов. Тогда появляется возможность перехода семьи из объекта развития со стороны социума в субъект саморазвития.

Во втором параграфе «Самоопределение современной семьи: сущность и содержание» рассматриваются факторы, ведущие к возможности самоопределения в современных условиях как личности, так и малых и больших общностей. Это возрастание свободы человека в своем взаимодействии с природой, общий процесс демократизации общественной жизни в большинстве стран мира, равенство прав женщин с мужчинами в самореализации и самоутверждении в трудовой, политической деятельности, принятие норм толерантности при взаимодействии носителей разных культур. Главным фактором становится наличие возможности самостоятельного выбора вариантов реализации человеком разнообразных материальных и духовных потребностей.

Самоопределение семьи в современных условиях обусловлено, во-первых, нарастанием глобальных изменений в обществе, которые влияют на эту малую группу, побуждая самостоятельно принимать решения, связанные с реализацией ее основных функций, не надеясь на помощь извне, чтобы выжить в сложных социально-экономических и социокультурных условиях и обеспечить комфортные условия повседневной жизни. Во-вторых, в современном мире уже не столько социум, сколько сама семья определяет источники формирования ее бюджета, количество детей в семье, выбор институтов социализации личности ребенка. При этом ни личность, ни семья не могут осуществлять какое-либо самоопределение без учета тех условий, в которых они находятся.

Самоопределение семьи, по мнению диссертанта, необходимо рассматривать как особое взаимодействие существующих в социуме и принятых в семье ценностей, обеспечивающих как дальнейшее развитие современного общества, так и комфортное существование личности, которое невозможно без наличия особых отношений с теми людьми, которые воспринимаются как родные.

Методология выявления сущности самоопределения семьи требует, во-первых, понимания того, что данное явление возникло и стало утверждаться в результате достижения человеком более высокой степени свободы по отношению и к природе, и к социуму. Поэтому следует трактовать самоопределение семьи, с одной стороны, как часть общего процесса возрастания свободы индивидов и социальных групп в условиях современного развития человечества и отдельных культур, с другой стороны, как результат общего процесса гуманизации отношений между индивидами, малыми и большими общностями во всех сферах жизнедеятельности современного человека. Принятие ценности индивидуальных особенностей личности, создание возможностей для ее самореализации должны осуществляться на уровне не только всего общества, но и малых групп. Семья является той малой общностью, которая объединяет в разных культурах подавляющее большинство взрослых и детей.

Во-вторых, самоопределение семьи необходимо рассматривать как переход ее из состояния преимущественно объекта воздействия внешних сил, требующих подчиняться законам природы, нормам культуры, регулирующих на протяжении многих веков всю повседневную жизнь этой общности, в положение субъекта, самостоятельно выбирающего наиболее эффективные варианты решения конкретных проблемных ситуаций, периодически возникающих в процессе ее функционирования и развития. Самоопределение семьи становится основным способом саморазвития этой малой общности в современной жизни.

В-третьих, самоопределение семьи необходимо трактовать как особую систему сознательного взаимодействия всех ее дееспособных членов в процессе обоснованного выбора реально возможных способов создания, сохранения, развития союза близких людей или его преобразования в иные отношения под влиянием различных внешних и внутренних факторов. Индивиды совместно ищут способы конструирования тех отношений, которые создают приемлемые для малой группы и ее членов формы общения при реализации функций семьи.

В-четвертых, самоопределение необходимо рассматривать как эффективное средство выявления и реализации потенциала каждого члена семьи по сохранению и укреплению связей близких людей. Не только взрослые, но и дети, по крайней мере, с подросткового возраста, могут раскрывать свои индивидуальные способности, направленные на обеспечение заботы о родственниках, создание комфортных условий совместной жизни.

В-пятых, самоопределение семьи ведет к появлению особой совокупности норм и правил общения супругов, родителей и детей. Возникает культура малой группы, объединяющая несколько индивидов, воспринимающих себя как близких людей, на основе компромиссов, толерантного отношения друг к другу, совместного решения жизненно важных проблем. Поэтому каждая семья может создавать свою индивидуальную систему самоопределения на основе как общих принципов, норм этого процесса, так и особых, характерных только для этой малой группы.

Исходя из выделенных оснований, диссертант дает следующую трактовку самоопределения семьи. Оно представляет собой процесс планирования саморазвития малой группы на основе конструирования ее ближайших и отдаленных целей, выбора вариантов разрешения возникающих при их осуществлении проблемных ситуаций путем выявления внутреннего потенциала малой общности и ее отдельных представителей, обеспечивающего успешную реализацию основных функций семьи в конкретных социально-экономических и социокультурных условиях.

При раскрытии содержания этого определения выделяются следующие основные характеристики изучаемого явления. Прежде всего, необходимо отметить, что как в филогенезе, так и онтогенезе самоопределение семьи возникает тогда, когда предлагаемые социумом, различными социальными группами, индивидами способы решения возникших у нее проблем воспринимаются как ограничивающие потребности малой группы, ее членов в свободе жизнедеятельности. Поэтому семья стремится самостоятельно найти тот вариант действий, который будет принят ею как максимально обеспечивающий сохранение и укрепление близких отношений между ее членами. Самоопределение семьи представляет собой поиск реально возможных вариантов разрешения проблемных ситуаций.

Диссертант подчеркивает, что самоопределение семьи представляет собой совместную рационально организованную деятельность дееспособных членов малой группы при выработке общих целей жизнедеятельности супругов, родителей и детей и обоснованных вариантов их достижения. Поэтому необходимо рассматривать процесс самоорганизации семьи как обязательный элемент системы ее самоопределения. Требуется приобретение всеми членами семьи навыков самоорганизации в быту, домашнем и внесемейном общении, при профилактике и разрешении возможных конфликтных ситуаций.

Следующая характеристика самоопределения семьи заключается в том, что оно позволяет, во-первых, выявлять возможности каждого члена семьи, обеспечивающие ее устойчивое функционирование и развитие, во-вторых, формировать и использовать потенциал совместной деятельности, направленной на повышение уровня материального и духовного благополучия семьи при столкновении с различными трудностями, конфликтами, сопровождающими совместную жизнь близких людей. Следовательно, требуется как изучение позитивных для семьи качеств ее членов, так и приобретение ими тех знаний и умений, которые нужны для сохранения и укрепления отношений между членами семьи. Для этого необходимо специальное обучение личности, которое осуществляется как в организованной форме, так и с помощью самообразования. Последнее является обязательным условием, так как никто, кроме самого человека, не может научить его согласовывать свои потребности с интересами других членов малой группы.

Самоопределение семьи предполагает развитие навыков самоопределения каждого ее представителя по отношению к принятию или отрицанию тех переживаний, а также ценностных ориентаций, установок, которыми руководствуются другие члены малой группы. Умения находить консенсус, проявлять толерантность становятся важнейшими качествами личности, обеспечивающими саму возможность самоопределения семьи при решении проблемных ситуаций. Поэтому возникает необходимость специальной подготовки подрастающего поколения к современной семейной жизни на основе выработки и реализации тех знаний, умений, способностей, которые позволяют укреплять и развивать как отношения между супругами, так и детско-родительские отношения.

Важной особенностью самоопределения семьи является обоснованный выбор тех ценностей, которыми семья руководствуется при принятии решений, направленных на обеспечение комфортного существования ее членов. При этом ценности конкретной семьи не обязательно отрицают те, которые господствуют в социуме. Малая группа берет из них то, что максимально соответствует ее представлениям о благополучии, выработанным на основе жизненного опыта, собственного понимания того, что наилучшим образом подходит данной семье. Сохранение комфортного взаимодействия в быту, общении, досуге близких людей, создание условий для самореализации каждого члена группы в семейной и внесемейной деятельности являются теми общими ориентирами, которые обеспечивают эффективное самоопределения семьи.

Диссертантом исследуются те изменения в семейной жизни, которые в ходе исторического процесса вели к возрастанию возможностей ее самоопределения. Самоопределение семьи стало утверждаться в истории с попыток самостоятельного выбора будущей жены (мужа) на основе чувства любви. Женщина и мужчина, создавшие семью не под давлением родственников, традиций, обычаев, а на основе взаимного чувства, повышают свою свободу в реализации таких функций семьи, как регулирование сексуальных отношений, создание психологического комфорта, социализация и воспитание детей.

Важнейшее влияние на переход семьи к самоопределению оказало повышение самостоятельности женщин в материальном обеспечении себя и детей. Массовое включение женщин в общественное производство способствовало повышению степени их экономической независимости от родителей и мужа. Личное самоопределение женщины стало основой ее влияния на самоопределение семьи, которая уже создается ею самостоятельно, а не принудительно, следуя воле родителей, тем обычаям, которые господствовали в течение многих веков. Высокая доля разводов в развитых странах по инициативе женщин доказывает, что их личное самоопределение нередко является более значимым фактором, чем самоопределение семьи.

Активная трудовая деятельность женщины изменила не только экономическую функцию семьи, но и другие. В частности, возникает проблема самоопределения семьи при реализации бытовой функции. Утверждается так называемое партнерское супружество, требующее от мужчины отказа от использования только женского домашнего труда при удовлетворении потребностей повседневной жизнедеятельности семьи.

Включение женщины-матери в реализацию экономической функции семьи привело к необходимости перестройки системы семейного воспитания. Возникла необходимость и возможность самоопределения семьи при определении как содержания, так и способов социализации и воспитания детей разного возраста совместными действиями матери, отца, других родственников.

Еще одним фактором, побудившим семью к ускорению перехода к самоопределению при осуществлении своих основных функций, явилось развитие медицины, которое дало возможность супругам регулировать и планировать рождение детей. Принимая решение о рождении ребенка, семья оценивает свои материальные возможности, наличие желаемых жилищных условий, последствия ухода женщины на длительное время из профессиональной деятельности, что существенно осложняет ее самореализацию и карьерный рост.

Переход к самоопределению семьи требует иной организации отношений внутри самой малой группы. Они не могут строиться на диктате одного из взрослых или детей, поскольку близкие отношения возникают только при наличии взаимопонимания, умения создать чувственно-эмоциональный комфорт, определяющий уникальность взаимодействия индивидов в семье. Поэтому обостряется проблема обеспечения сходства интересов разных по возрасту, полу, потребностям людей, живущих в одном территориальном пространстве. Возникает необходимость создания психологического климата, характеризующегося направленностью всех представителей малой группы на постоянный поиск того, что их объединяет. Устойчивость семьи может быть достигнута периодическим внесением новаций в организацию совместной жизни в процессе реализации индивидуальных задатков и способностей ее представителей.

Раскрывая особенности самоопределения семьи, диссертант отмечает, что этот процесс ведет к изменению тех норм и правил, которые регулируют отношения малой группы с социумом и отношения между ее членами. Прежняя культура семьи строилась на необходимости беспрекословного подчинения предписаниям той общности, частью которой она являлась, главе семейства, младших членов старшим. Новая культура строится на относительной свободе поиска дееспособными членами малой группы оптимальных вариантов разрешения проблемных ситуаций при реализации основных функций семьи.

В третьем параграфе «Основные противоречия перехода к самоопределению современной российской семьи отмечается, что специфика культуры многонационального государства, население которого имеет свои особые традиции, обычаи организации семейной жизни, сказывается на темпах, содержании, результатах процессов, характеризующих переход семьи к самоопределению при реализации ее основных функций. Диссертант считает, что при рассмотрении отечественной специфики следует опираться на методологию анализа общего, особенного и единичного, которая позволяет выделить закономерности протекания этого процесса в большинстве стран мира и найти то уникальное, что свойственно современной российской семье.

Зарубежные исследователи отмечают, что с середины 60-х годов XX века в Европе и с 90-х годов в других странах стали проявляться признаки особой трансформации семьи. Наблюдается уменьшение численности браков, снижение рождаемости, увеличение незарегистрированных союзов мужчин и женщин, преобладание малодетных семей, рост числа внебрачных связей, распространение добровольного безбрачия и т.д.

Разрешение одних противоречий функционирования семьи, характерных для прежней системы организации ее жизни, ведет к появлению других, вызванных проблемами становления новой культуры создания такого семейного союза, который обеспечивает реализацию как потребностей личности в счастье, благополучии, так и общественных интересов, связанных с наличием устойчивых браков и рождением необходимого для расширенного воспроизводства числа детей. Действует закономерность, определяющая взаимозависимость семьи и общества. Она выражается в следующем: чем комфортнее личная жизнь человека, тем выше вероятность его активной самореализации в производственной, социально-политической деятельности, приносящей, с одной стороны, благо всему социуму, а с другой, способствующей решению проблемы сохранения, развития семьи и с ее помощью воспроизводства человеческого рода.

В настоящее время семья уже не является той малой группой, которая обеспечивает наличие устойчивых отношений индивида с окружающими людьми с раннего детства до глубокой старости. Современная семейная жизнь характеризуется высокой изменчивостью ориентаций, установок ее членов, а, следовательно, и всей малой группы в целом. Это неизбежно ведет к тому, что семья перестает выполнять задачи, связанные с обеспечением устойчивости экономической, политической, духовной жизни самого общества.

Раньше человек в семье приобретал те стереотипы сознания и поведения, которые определяли установки на сохранение существующих общественных отношений. Семья, в которой меняются связи между ее членами, отсутствует определенность как ближайшего, так и отдаленного будущего, формирует представление о том, что все в социуме нужно постоянно преобразовывать, даже не имея четких планов о дальнейшем социальном устройстве. Этим, как считает диссертант, объясняется и повышение социально-политической активности современной молодежи. У многих ее представителей отсутствует опыт стабильных связей с кем-либо из родственников, что препятствует утверждению установок на устойчивость в общественной жизни. Следовательно, существует противоречие между самоопределением семьи, направленным на сохранение существующих в ней связей, и установками на изменения отношений индивида при взаимодействии с представителями других общностей.

?????????i

?????????N

?????????i

?????????o

???????????o?B????¤?¤?$???????AE?B????¤?¤?$???????i

???????????i

???????????!


загрузка...