Государственно-частное партнерство в инновационном развитии экономики России (19.03.2012)

Автор: Емельянов Юрий Станиславович

по мнению диссертанта, в условиях преодоления последствий финансово-экономического кризиса наиболее актуальным является вопрос об учреждении региональных систем общественно-государственного управления для координации и диспетчеризации ГЧП-проектов с большим сроком окупаемости за счет частных инвестиций, реализуемых на региональном и муниципальном уровнях, наиболее остро ощутивших на себе сокращение финансирования действующих и потенциальных ГЧП-проектов в кризисной ситуации. Основной целью деятельности общественно-государственного органа управления инновационными ГЧП-проектами должно явиться содействие развитию механизмов государственно-частного партнерства, формирование и поддержка инициатив в регионе при реализации этих проектов.

8. Диссертант полагает, что партнерства способны обеспечить гармоничное развитие экономики и гарантировать защиту интересов самых широких слоев общества. В работе предлагается использовать механизмы, основанные на концепции многосторонних партнерств, предполагающей привлечение возможно большего числа участников, заинтересованных в улучшении морально-психологического климата, изменении в иерархии ценностных ориентаций общества, повышении роли гражданского общества, ликвидации отчуждения власти и общества, появлении благоприятствующей инновациям социокультурной среды с высоким статусом науки, образования и культуры, реальном содействии развитию малого и среднего бизнеса. Диссертант убежден: конечный успех инновационной модернизации будет определяться масштабным привлечением к инновационной деятельности широких слоев населения страны, активностью и слаженностью совместных действий всех основных акторов модернизации – государства, частного бизнеса, науки, образования и общества в целом. При этом в каждом отдельном направлении приоритетные социально значимые проекты следует реализовывать при возможно более широком привлечении ГЧП - технологий при координации государством как лидера и гаранта модернизационных преобразований усилий задействованных сторон, обеспечении учета интересов различных социальных групп общества, активной поддержке и непрерывном сопровождении на всех стадиях их жизненного цикла – от технико-экономического обоснования до коммерциализации наукоемкой готовой продукции.

9. В диссертации отмечается, что на сегодняшний день в России в наличии лишь отдельные автономно и изолированно функционирующие элементы НИС; неэффективное управление инновационной деятельностью разрозненно действующими многочисленными ведомствами; единицы компаний, ставших на инновационный путь развития; отсутствие на внутреннем рынке спроса на инновации; предпочтение молодежи к работе в сфере торгово-закупочного бизнеса; острая нехватка высококвалифицированных инженеров, инновационных предпринимателей и менеджеров; коррупционность конкурсной системы отбора инновационных проектов; невосприимчивость большей части населения к инновациям.

Таким образом, при всей сложности и масштабности выдвинутых задач создание благоприятствующих институциональных условий для становления конкурентоспособной российской инновационной системы в рамках государственно-частного партнерства по мнению диссертанта должно рассматриваться приоритетной целью политики инновационной модернизации.

10. В контексте построения инновационной экономики в России беспрецедентное значение приобретает сфера образования и науки, в рамках которой генерируются креативные и аналитические компетенции, воспроизводится интеллектуальная компонента человеческого капитала. ГЧП в сфере образования – взаимовыгодное взаимодействие государственных образовательных учреждений и бизнес-структур в целях совершенствования содержания образовательных программ, стандартов, разработке и реализации программ повышения квалификации для профессорско - преподавательского состава и производственного персонала промышленных предприятий на основе законодательных актов и специальных соглашений. ГЧП в сфере науки – элемент развития экономики, обеспечивающий связь науки с производством, формирующий конкурентоспособный национальный сектор исследований и разработок, обеспечивающий переход экономики на инновационный путь, выход на новый уровень инновационного развития.

По мнению автора, внедрение механизмов государственно-частного партнерства в инновационной сфере позволяет вывести российское государство на принципиально новый уровень развития.

Основное содержание диссертации

ОТРАженО в следующих публикациях

Монографии:

1. Емельянов Ю.С. Государственно-частное партнерство в инновационной сфере: зарубежный и российский опыт. – М.: Книжный дом ЛИБРОКОМ. - 2011. – 16 п.л.

2. Емельянов Ю.С., Хачатурян А.А. Человеческий капитал в модернизации России. – М.: Едиториал УРСС. - 2011. – 26 п.л. (13 п.л. авт.)

Публикации в изданиях, рекомендованных ВАК:

3. Емельянов Ю.С. Предпосылки развития общеевропейского экономического пространства// Экономические науки. 2007. №12, с. 41-48 – 0,8 п.л.

4. Емельянов Ю.С. Предпосылки и условия формирования Общего европейского экономического пространства// Экономические науки. 2008. №5, с. 402-416 – 0,7 п.л.

5. Емельянов Ю.С. Банки развития и государство в современной архитектуре мирового развития// Экономические науки. 2009. №5, с. 11-19 – 0,8 п.л.

6. Емельянов Ю.С., Хачатурян А.А. Корпоративная культура как «формула успеха» бизнес-организации// Проблемы теории и практики управления. 2009. №1, с. 23-24 – 0,4 п.л. авт.

7. Емельянов Ю.С., Хачатурян А.А. Национальная хозяйственная культура и культура предпринимательства// Проблемы теории и практики управления. 2009. №8, с. 35-48 – 0,4 п.л. авт.

8. Емельянов Ю.С., Хачатурян А.А. Архетипы хозяйственной и корпоративной культуры в России// Проблемы теории и практики управления. 2009. №12, с. 14-28 – 0,4 п.л. авт.

9. Емельянов Ю.С., Хачатурян А.А. Модернизация российской хозяйственной культуры: исторический подход// Проблемы теории и практики управления. 2010. №6, с. 8-23 – 0,4 п.л. авт.

10. Емельянов Ю.С. Информационная и коммуникационная культура в компании// Проблемы теории и практики управления. 2010. №10, с. 8-19 – 0,8 п.л.

11. Емельянов Ю.С. Информационная и коммуникационная культура в компании// Проблемы теории и практики управления, 2011, №2, с. 36-45 – 0,9 п.л.

12. Емельянов Ю.С. Государственно-честное партнерство как антикризисный инструмент развития инфраструктуры// Транспортное дело России. 2011. №5, с. 28-34 – 0,6 п.л.

13. Емельянов Ю.С. Государственно-частное партнерство в авиастроении Европейского Союза// Вестник Института экономики РАН. 2011.№3, с. 96-109 – 1,0 п.л.

14. Емельянов Ю.С. Формирование кластеров в сфере науки и инноваций// Экономические науки. 2011. №8 (81), с. 114-121 – 0,8 п.л.

15. Емельянов Ю.С. Типологизация инновационной деятельности и оценка инновационной активности// Экономические науки. 2011. №9 (82), с. 41-47 – 0,8 п.л.

16. Емельянов Ю.С. Нормативное регулирование инновационной деятельности на федеральном и региональном уровнях// Вопросы экономики и права. 2011. №8, с. 57-65 – 1,0 п.л.

17. Емельянов Ю.С. Модернизация национальных инновационных систем в Китае и Индии// Проблемы теории и практики управления. 2012. №2, с. 27-39 – 0,8 п.л.

18. Емельянов Ю.С. Развитие государственно-частного партнерства в инновационной сфере Китая// Финансовый бизнес. 2011. №6, с. 36-42 – 0,6 п.л.

19. Емельянов Ю.С. Инновационная система Индии// Финансовый бизнес. 2012. №1, с. 47-53 – 0,6 п.л.

Коллективные монографии:

20. Научно-технологическое сотрудничество стран Европейского Союза со странами СНГ (в рамках Четвертой рамочной программы ЕС по исследованиям и технологическому развитию на 1994-1998 гг.). - М.: Изд-во МНИИПУ. – 1995. – 2,4 п.л. авт.

21. Участие России и других стран СНГ в программе Европейского Союза «Коперникус». - М.: Изд-во МНИИПУ. - 1999. – 1,7 п.л. авт.

22. Емельянов Ю.С. Государственно-частное партнерство в развитии российской экономики// Эффективное государственное управление в условиях инновационной экономики: формирование и развитие инновационных систем. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К». 2011

Статьи в других научных изданиях:

23. Емельянов Ю.С. Государственно-частное партнерство в авиастроении (европейский и российский опыт)// Мир перемен. 2011. №3 – 0,8 п.л.

24. Емельянов Ю.С. Инновационная культура компании// Сборник докладов Международной научно-практической конференции «Актуальные достижения европейской науки» 15-17 июня, 2011. Москва. 2011 – 0,4 п.л.

Переход России к инновационному типу развития позиционируется в важнейших государственных документах. В 2005 г. были приняты “Основные направления политики РФ в области развития инновационной системы на период до 2010 г.”, в 2006 г. – “Стратегия развития науки и инноваций в РФ на период до 2015 г.”. В настоящее время Минэкономразвития России представило проект “Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г.” В “Стратегии развития науки и инноваций в РФ на период до 2015 г.”отмечено, что «характерной особенностью современного мирового хозяйственного развития является переход ведущих стран к новому этапу формирования инновационного общества – построению экономики, базирующейся преимущественно на генерации, распространении и использовании знаний».

Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., в которой записано, что «Достижение целей развития, успешная модернизация экономики и социальной сферы предполагают выстраивание эффективных механизмов взаимодействия общества, бизнеса и государства, направленных на координацию усилий всех сторон, обеспечение учета интересов различных социальных групп общества и бизнеса при выработке и проведении социально-экономической политики»

В разделе диссертации «Библиография» приводятся основные работы, в которых даны важнейшие теоретико-практические наработки всех вышеупомянутых авторов.

R&D Magazine. 2010 Global R&D Funding Forecast, December 2009 // www.rdmag.com.


загрузка...