Динамика социокультурной адаптации личности (19.01.2009)

Автор: Волынская Людмила Борисовна

Практическая значимость работы заключается в том, что выделенные в работе социально-научные и философские основания социокультурной адаптации позволяют наметить пути построения теории эффективной социализации, рассматриваемой гораздо шире, чем принято в настоящее время. В частности, диссертант предлагает включить в понятие эффективной социализации:

- наличие смысложизненных компонентов, умение человека определять их для себя, исходя из социокультурного контекста и собственных возможностей, а также рационально преобразовывать их по мере его изменения, не выходя, однако за рамки своих способностей и интересов;

- определение оснований представления личности о себе и самооценки, уровня притязаний и постановки конкретных жизненных целей, а также нахождение приемлемых средств и методов их достижения;

- анализ целесообразности собственных мировоззренческих и коммуникативных убеждений и представлений, из которых вытекают поведенческие реакции и преобладающий эмоциональный фон в жизни;

- выработку наиболее целесообразных реакций на возрастные изменения и жизненные ситуации, в том числе неблагоприятные, что позволит преодолевать их с наименьшими потерями;

- расширение сферы сознания за счет усиления связи с подсознательными процессами, в результате чего становится возможным хотя бы отчасти управлять последними;

- выработку практических навыков социального взаимодействия.

Теоретико-методологические результаты работы могут быть использованы для построения программ и методов ресоциализации малоадаптивных людей, обращающихся за консультационной помощью, а также людей, переживающих дезориентацию во время возрастных кризисов и социально обусловленных изменений жизненных ситуаций. Кроме того, предложенные модели эффективной ресоциализации могут быть применены не только при индивидуальной, но и групповой работе среди людей разных возрастных категорий.

Материалы исследования использовались автором при разработке и чтении спецкурса по культуре и личности, а также курсов по психологии и педагогике, психологии развития и управления, делового общения, а также в тренинговых группах по различным направлениям ресоциализации личности и индивидуальной консультационной работе.

Апробация результатов исследования.

Основные положения и результаты исследования неоднократно являлись предметом обсуждения в научных и преподавательских коллективах и были положительно оценены российской академической и педагогической общественностью.

Диссертант неоднократно выступал по данной проблематике на международных и российских симпозиумах и конференциях, научных семинарах и секциях, в частности, на:

- ежегодных международных симпозиумах «Смысл жизни и акме» (Москва, 2002-2008);

- VІ и VІІ международной конференции «Пространство и время: (физическое, мифологическое, психологическое) (Москва, 2007, 2008);

- философской секции Дома ученых (Москва, 2008);

- международной конференции «Алтай. Космос. Микрокосм.» (Барнаул, 1993);

- Ломоносовских чтениях МГУ – секция культурологии. (Москва, 1996).

Сформулированные в диссертации теоретические положения и выводы нашли отражение в публикациях автора: монографиях, научных и научно-просветительских статьях, учебно-методических пособиях. Всего по проблемам диссертационного исследования опубликовано 27 работ в научных сборниках и периодической печати, в том числе 2 монографии, совокупный объем которых составляет 18 п. л. Общий объем публикаций по теме исследования свыше 35 п. л.

Диссертация была обсуждена в ГАСК и рекомендована к защите.

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих 10 параграфов, заключения, списка литературы и приложений.

Во введении автор определяет логическую структуру диссертационной работы. Здесь обосновывается актуальность выбранной темы, ее непосредственная связь с насущными социальными потребностями, степень ее разработанности в современной науке, формулируются гипотеза, цель и основные исследовательские задачи, раскрываются теоретико-методологические принципы, лежащие в основе исследования, а также выносимые на защиту положения, обладающие научной новизной или существенными элементами новизны, имеющие при этом практическую значимость и прошедшие апробацию в научно-исследовательской, преподавательской и консультационной деятельности диссертанта.

Первая глава диссертации «Адаптация личности в социокультурном пространстве как объект теоретико-методологического изучения» содержит анализ предмета исследования в его философском и социально-научном измерениях. В ней в равной мере поставлены акценты как на социокультурном, так и на личностном аспектах проблемы. Данная глава состоит из трех параграфов.

Первый параграф «Понятие адаптации личности в социокультурной среде: процесс и движущие силы» посвящен рассмотрению основных характеристик и форм социокультурной адаптации личности. В нем рассматриваются содержание и структура самого понятия «социокультурная адаптация личности», понимаемого как процесс первоначального приспособления, усвоения личностью принятых норм и ценностей ее социокультурного окружения, в том числе микросреды, с последующим влиянием личности на эту среду. Успешная адаптация проявляется, во-первых, в осознании человеком своих собственных приоритетных потребностей, мотивов, ценностей, личностных смыслов, а во-вторых, в согласовании индивидуальных и групповых потребностей, интересов, норм, ценностей, целей, представлений о допустимых способах достижения целей, о необходимых для этого усилиях и достаточных вознаграждениях. Адаптированным можно считать того человека, который достигает равновесия между своим внутренним «я» и внешним социокультурным окружением. Мы считаем дезадаптацией как отказ индивида от своих интересов с целью войти в социальную среду, так и необоснованное силовое давление на эту среду, обычно не приводящее к успеху, а если даже кажущийся успех и возникает, то он бывает кратковременным.

Поскольку социокультурная адаптация является двусторонним процессом, в данном исследовании рассматриваются не только средовые адаптационные механизмы, но и внутриличностные. В связи с этим понятие социокультурной адаптации дополняется понятием личностной адаптации, важнейшим компонентом которой является согласование самооценок и притязаний индивида, обусловленных процессами социализации, как с его внутренними возможностями, так и с реальностью социокультурной среды. Если социокультурная адаптация выражается в большей степени во внешних навыках и умениях, то для личностной адаптации важны понимание индивидом своего места в социальной среде, его самооценка и эмоциональное отношение к себе. Сама постановка целей и выбор главных жизненных смыслов являются существенными компонентами личностной адаптации. Эти два вида адаптации не обязательно совпадают в полной мере.

Вопреки распространенным мнениям, социокультурная, и особенно личностная адаптация требуют включения более тонких и недостаточно изученных механизмов. Мы предлагаем понимать индивидуальную адаптированность более широко и комплексно, чем обычно, включая сюда как специфику ценностно-мотивационного и смыслового ядра личности, согласования его с индивидуальными способностями и возможностями, так и требования внешнего социокультурного окружения. И в конечном счете узко-приспособительное поведение может оказаться совершенно неадаптивным в более широком понимании этого слова.

Во втором параграфе «Свобода и детерминизм в выборе индивидуального смысла жизни» анализируется соотношение свободы и детерминизма в выборе смысла жизни конкретного человека с учетом внешнего социокультурного контекста и внутренних детерминант его собственного развития. Здесь показано, что полноценная личностная адаптация невозможна без осознания смысла жизни.

Конкретные личностные смыслы каждого человека опираются на его фундаментальные представления (осознанные в большей или меньшей степени) о феномене жизни и ее смысле вообще. Они имеют несколько уровней, но все отвечают на вопрос: для чего. Для чего я живу? - это наиболее обобщенный смысл бытия конкретного человека. Над ним может надстраиваться вопрос о том, частью чего является моя жизнь, во что, в какое целое она входит. Здесь возникает также весьма разветвленная сеть различных систем. Жизнь человека является частью жизни его семьи, страны, эпохи, культуры, всего человечества, и наконец, земной жизни вообще. Если не считать своим призванием решение метафизических вопросов, то для личностной адаптации человеку необходимо искать смысл жизни конкретно для себя. Однако смысл жизни невозможно выбирать произвольно – он во многом задается самой жизнью каждого конкретного человека и вытекает из его личностной идентичности, общего ощущения себя в мире, своего места среди людей, представления о земной жизни вообще (для чего она нам дается, частью чего является), о людях (какие они, что они здесь делают).

В данном исследовании выделены основные аспекты жизненных ситуаций, которые могут определить смыслообразующие компоненты личности. К ним относятся: социокультурный и исторический контекст, в который изначально попадает появившийся на свет индивид; его биологические предпосылки; специфика родительской семьи; особенности первичной социализации; индивидуальная эмоциональная направленность; особенности когнитивной сферы. Поиск равновесия между внутренними стремлениями и внешними реалиями может стать важной составляющей жизненных смыслов индивида.

Большинство авторов, писавших о смысле жизни, обращали внимание на то, что человек может выбирать собственную позицию при любых условиях существования. Не отрицая важности выбора позиции, мы в данной работе ставим акцент на то, что сама позиция выбирается относительно заданных извне и изнутри условий. Сам жизненный сюжет человеку задается обстоятельствами, навязывается ему извне. И то, над чем одни бьются многие годы или десятки лет, других не затрагивает вовсе, и поэтому не может стать смыслом их жизни. Для того, чтобы занять конструктивную позицию, необходимо сначала осмыслить собственную идентичность, специфику условий своей жизни, свое место среди людей, и только исходя из этого, наметить для себя смыслообразующие цели и задачи.

Dежны изменения как в состоянии и степени адаптированности человека к социокультурной среде, так и в его личностных смыслах, и то, к чему он стремился еще вчера, сегодня может либо оказаться достигнутым, либо осознается как недосягаемое или ненужное.

Процесс движения индивида по стадиям жизненного цикла большинству людей кажется естественным, мало зависящим от социальных и культурных процессов в обществе. Однако время жизни человека можно рассматривать не только с биологической, но и с социокультурной, а также психологической точки зрения. В данном параграфе анализируются циклический и линейный подходы к периодизации жизненного цикла человека, а также различные классификации, основанные на выделении отдельных возрастных этапов разными авторами.

Каждый из этих этапов имеет свои задачи. Людям всегда было свойственно связывать с возрастом определенные цели и соответствующий образ жизни. С возрастными категориями связаны социокультурные представления о необходимых знаниях, навыках, умениях, желательном или хотя бы дозволенном поведении. То, в каком возрасте люди вступают в брак, рожают детей, достигают вершины своей карьеры, во многом определяется социокультурными нормативами. Большинство в той или иной мере стремится им следовать, и для многих они задают личностные смыслы в различные периоды. Слишком большие отклонения от них обычно сопровождаются негативными переживаниями дезадаптации и падением самооценки. Практически во всех существующих культурах к человеку в различные периоды жизни предъявляются разные требования и ожидания, и он, зная это, часто старается вести себя соответствующим образом. Многие люди основывают свое социальное и личностное благополучие именно на этом соответствии. Хотя в разных культурных традициях и у разных авторов нормативный образ жизни и деятельность на определенных этапах жизненного цикла имеют свои особенности, между ними есть и общие черты. Прежде всего, это сам факт смены интересов и соответствующего им образа жизни, и такая возрастная динамика не вызывает сомнения. Если же этого не происходит или происходит с сильными временными отклонениями, то можно говорить о дезадаптированности индивида с неблагоприятными последствиями для него.

Помимо биологических и социокультурных детерминант представление о возрасте имеет существенную личностную составляющую. Восприятие отдельным человеком своего возраста и связанного с ним возрастного статуса во многом также опирается на культурные представления. А отношение к различным этапам человеческой жизни, ценность и значение отдельных возрастных периодов в общественном сознании значительно менялись от эпохи к эпохи, от культуры к культуре. Вообще дело обстоит таким образом, словно у каждой эпохи и у каждого народа всегда имелся свой привилегированный возраст. «Привилегированный возраст» в культуре не остается неизменным. В каждом периоде жизни можно найти свои преимущества и свои недостатки, и в зависимости от того, как расставлены акценты, их ценность воспринимается по-разному.

Неодинаковый общественный престиж различных возрастных периодов оказывает влияние и на отдельного человека. Некоторым людям не нравится свой возраст, но именно тот, кто поддается массовым представлениям о ценности того или иного периода жизни и смотрит на себя с этих позиций, становится дезадаптированным. Если в этом случае со стороны других людей и общественного мнения на индивида оказывается негативное воздействие, то возможно снижение его самооценки и даже отторжение самого себя. Люди послушные, привыкшие подчиняться внешним силам, воспринимают в таком ключе и господствующие в обществе стереотипы и не могут им противостоять. Такое некритическое восприятие, с позиции покорности, без умения отличить, когда стоит подчиниться, а когда – нет, оказывает негативное влияние на их способность к адаптации. Те же, кто смеет и умеет отличить полезные для себя стереотипы от вредных, оказываются гораздо более адаптированными к жизни.

В современном российском обществе дифференциация по возрасту выражена особенно сильно. Тем не менее эта проблема на индивидуальном уровне может быть в значительной степени смягчена, если индивид не всегда будет оценивать себя в соответствии с негативными общепринятыми критериями. Это особенно относится к тем его личностным и социальным характеристикам, на которые он не в силах повлиять, и более адаптированными являются те люди, самооценка которых не падает стремительно вниз вслед за ухудшением социальной позиции. Если человек научится не слишком зависеть от оценки другими своих возможностей и не связывать напрямую свою самооценку и чувство собственного достоинства с внешними обстоятельствами, то вступление в «непрестижную» пору жизни не будет для него особенно болезненным. Невзирая на широко распространенное мнение о наиболее счастливой поре в молодости, можно смело утверждать, что любая пора жизни может быть счастливой. Это зависит не столько от количества прожитых лет и других формальных показателей, сколько от особенностей характера и мировосприятия личности.

Развитие человека на протяжении всей его жизни совершается не равномерно, а периоды постепенных, подспудных изменений сменяются резкими, скачкообразными трансформациями, сопровождаемыми качественным сдвигом; они получили название критических периодов или возрастных кризисов. В это время индивид по-старому жить уже не может, а по-новому еще не умеет. Эти состояния считаются настолько неизбежными, что даже получили название «нормативных». Слова «норма» и «кризис» плохо сочетаются между собой, но в данном случае переживание относительно тяжелого периода неизбежно и необходимо и является вполне нормальным и статистически распространенным.

Развитие личности осуществляется не автоматически, а на основе целенаправленных усилий. При этом почти всегда существуют различного рода препятствия, неблагоприятные факторы – внешние и внутренние, которые тормозят «правильный» ход процесса. Поэтому переход от одной стадии к другой редко происходит, так, «как положено». То, что в науке называется нормой, правильнее было бы назвать идеальным типом.

Личностные смыслы человека, значимые для него на одном этапе, постепенно отмирают и заменяются новыми. Помимо индивидуальных, существуют типичные адаптационные проблемы и смыслы, связанные с различными этапами жизненного пути. Важной частью этого адаптационного механизма является осознание и принятие индивидом самого себя в изменяющемся времени.

Вторая глава «Смыслообразующие компоненты социокультурной адаптации в зависимости от стадии жизненного цикла» посвящена рассмотрению динамики адаптационных механизмов при переходе индивида от одного этапа жизненного цикла к следующему, наличия общих и индивидуальных характеристик в этом процессе, влияния первичной социализации на характер социокультурной адаптации личности в дальнейшем, возможности ресоциализации и формировании в связи с этим главных жизненных смыслов и целей.


загрузка...