Динамика социокультурной адаптации личности (19.01.2009)

Автор: Волынская Людмила Борисовна

- рассмотрение типичных способов преодоления жизненных проблем в отношениях с другими людьми.

Предмет исследования. Предметной областью исследования являются отношения человека с окружением, порождающие личностные проблемы, в том числе при изменении социальных связей и на разных стадиях индивидуального жизненного цикла.

В качестве объекта исследования рассматриваются способы личностной адаптации за счет использования имеющихся индивидуальных ресурсов и приобретения новых.

Теоретико-методологические основания исследования.

Многомерность и плюралистичность изучаемой проблемы обусловили обращение к междисциплинарному типу исследования. В связи с этим в диссертации использованы теоретические положения и методы различных дисциплин как социально-научного направления (культурная и социальная антропология, теория культуры, микросоциология, социальная психология), так и гуманитарного профиля (философия, психология, педагогика, этика). Только принцип дополнительности позволяет комплексно изучить такое сложное явление, как социально-культурная адаптация человека, реализующего, с одной стороны, цель и смысл собственного развития, а с другой – умеющего эффективно управлять своими отношениями с социокультурным окружением.

Работа основывается на синтезе двух основных подходов – экзистенциального, рассматривающего человека как источник собственной активности, и структурно-функционального, при котором среда реализации его индивидуальной активности задается извне. Используемый автором принцип вариабельности допускает изменения в расстановке акцентов между ними в зависимости от исследовательской задачи и реальной жизненной ситуации. Принципы диалогичности и плюрализма позволяют автору занять беспристрастную позицию наблюдателя-исследователя по отношению к изучаемым феноменам, в результате чего становится возможным использовать эвристический потенциал, содержащийся в разных концепциях.

Важным для концепции диссертанта является когнитивный подход, и в частности, идеи Д. Роттера о наличии ведущего локуса контроля, в соотношении с которым индивид интерпретирует свои успехи и поражения. Однако с точки зрения автора, локус контроля является более сложным образованием, в которое, помимо осознаваемых, входят также и неосознаваемые процессы. Вследствие этого необходима глубинная работа по их осмыслению, которая предшествует волевым актам и активным действиям. Поэтому принятие на себя ответственности требует не только готовности и наличия воли, но и социально-культурной компетентности индивида. Локус контроля может меняться в зависимости от социального положения, возраста и направления деятельности человека. Возрастание интернальности локуса контроля (или любой его части) способствует адаптации человека в социокультурном пространстве, которая напрямую связана с наличием у него индивидуального смысла жизни. Рассматривая логотерапию В. Франкла как необходимую часть своей работы, диссертант уделяет значительное внимание основаниям для выделения смыслообразующих компонентов в контексте индивидуального жизненного пути. Все три составляющие смысла жизни, выделенные В. Франклом, (деятельность – переживания – отношения), являются, с точки зрения автора, важными детерминантами феномена адаптации.

Поскольку адаптационный процесс определяется не только сознательными, но и бессознательными детерминантами, автор опирается также на идеи фрейдизма и неофрейдизма. Чем менее успешно прошла первичная социализация, тем в большей степени требуется в дальнейшем перевод бессознательных элементов поведения в сферу сознания, поскольку именно на этой основе возможна их декомпозиция и трансформация. В своей работе автор опирается также на трансактный анализ Э. Берна, используя его идеи жизненных сценариев. Однако неоднозначность и сложность реальных неадекватных проявлений в поведении конкретного индивида делает не всегда возможным подбор строго формализованных сценарных матриц трансактного анализа.

Автор использовал также теоретико-методологические основания нейро-лингвистического программирования (НЛП), позволяющего вывести в сознание неосознаваемые внутренние образы, и на основе подробного рассмотрения составных элементов поведения индивида, опираясь на его лучшие паттерны поведения, перекомпоновать остальные, мало адаптивные стереотипы восприятий и действий.

Поскольку диссертант рассматривает процессы социокультурной адаптации в динамике, в работе используются модели стадий жизненного цикла Э. Эриксона и возрастных кризисов и психологических новообразований Л. С. Выготского, а также их последователей, конкретизировавших и развивших многие их идеи.

В своей работе диссертант обращается также к наиболее глубинным архетипическим и антропологическим универсалиям, которые нашли свое метафорическое отображение в таком известном памятнике мировой культуры, как «Тибетская книга мертвых». В ней отражены типичные паттерны реагирования и поведения, но в непривычных для обыденного сознания условиях, которые можно назвать «предельными ситуациями». Как известно, в таких ситуациях проявляются самые потаенные особенности человека, которые он сам может в себе не осознавать и никак не проявлять в повседневной жизни. Выделение шести идеально-типических моделей личности в «предельной ситуации» смерти и возрождения соответствуют тем мирам, контекстам, в которых они проявляются с наибольшей очевидностью. Эти личностные типы легко прослеживаются в обычной жизни, и они универсальны для любого общества, хотя распространенность их в разных культурах может варьироваться.

В целом антропологическая и философская база в подходе к проблеме позволяет диссертанту конструктивно использовать соответствующие теоретические положения по принципу дополнительности.

Методы исследования.

В работе использованы следующие методы:

- Функциональный анализ, определяющий связи личности с окружением в проблемных ситуациях, а также источники возникновения этих ситуаций

- Структурный анализ, позволяющий:

а) определить устойчивые компоненты жизненных проблем и их типичные конфигурации

б) определить структуру личностных характеристик, необходимых для нейтрализации негативных черт проблемной ситуации

в) построить идеально-типичные модели оптимальных паттернов поведения в типичных проблемных ситуациях

- Системный анализ, дающий возможность сделать философские обобщения, концептуализацию представлений о человеке, способном преодолевать жизненные проблемы.

- Методы эмпирического исследования с использованием психологических и социологических методик – тестирование, интервюьирование, анкетный опрос, а также метод вторичного анализа результатов исследований, проведенных другими авторами и опубликованных в литературе.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования

Научная новизна данного исследования заключается в том, что в диссертации существенно изменено традиционное представление о социокультурной адаптации личности, разработана концепция адаптации применительно к динамике жизненных циклов, обоснован новый теоретический подход к пониманию социализации как непрерывно возобновляющегося процесса с использованием всех эффективных паттернов поведения, которые были освоены на предыдущем этапе жизненного цикла, и на этой основе определяются возможности самостоятельной ресоциализации в дальнейшем.

Значимость исследования состоит в теоретическом разрешении проблемы, имеющей важное как индивидуально-личностное, так и социокультурное значение. Совершенствование адаптационных механизмов на различных этапах жизненного цикла в процессе динамики социализации в контексте социокультурной реальности представляет собой самостоятельное научное направление в таком разделе культурологии, как «культура и личность», а также в области психологической антропологии и социологии личности, требующее философского обоснования. В отечественной науке настоящее исследование является одной из первых работ, в которой выявляются философские основания формирования элементов социально-культурной компетентности, составляющие рациональную основу адаптации при изменяющихся социокультурных условиях и возрастной динамике личности. В связи с этим приращение научных знаний можно сформулировать в следующих положениях:

- В данном исследовании адаптация рассматривается не только как социокультурный и личностный феномен, а как антропологически универсальный тип социальных отношений, выраженный как в повседневном поведении, так и в «предельных ситуациях».

- Представлен анализ механизмов формирования социокультурной адаптации, в том числе на разных этапах жизненного цикла.

- Проанализированы ценностные ориентации, индивидуальные убеждения и представления, стремления и цели, смысловые и нравственные регуляторы, влияющие на социокультурную компетентность и составляющие основу адаптивного или дезадаптивного поведения личности.

- Использован деятельностный подход к определению социокультурной адаптации и авторское видение возможностей повышения ее уровня через осознание смысла личностного и социального развития.

- По-новому определены цели и задачи социализации на разных стадиях жизненного цикла, предложены новые приоритетные направления и механизмы овладения навыками, необходимыми для успешного адаптационного процесса.

- Введены в научный оборот дефиниции: социокультурная компетентность и смысл жизни, понимаемые, с одной стороны, как наличие смыслообразующих целей развития личности, а с другой – как овладение социально приемлемыми методами и средствами, позволяющими достичь необходимого результата и расширить свое влияние в социальной среде; использован философский и культурно-антропологический анализ исследуемого предмета.

В результате диссертант предлагает интерпретировать понятие социокультурной адаптации в рационалистическом смысле гораздо более объемно и дифференцированно, чем это было принято до сих пор.

Основные положения, выносимые на защиту.

В рамках проблемного поля, очерченного выше, основной рабочей гипотезы, цели и задач, предмета и объекта, методологии и методов исследования, представляется возможным определить основные положения, выносимые на защиту:

Теоретические

Теоретико-методологический анализ работ, посвященных вопросам социокультурной адаптации, позволяет выявить ее специфику и качественно новые формы, обусловленные изменившимися аспектами социокультурной практики. Осознание и теоретическое осмысление кризисной ситуации позволяет понять причины и раскрыть сущность малоадативных паттернов поведения личности, усиление ее смысловой дезориентации и дезинтеграции в условиях социокультурной неопределенности. Кризисные социальные процессы неодинаково отражаются на людях разных возрастных категорий, преломляясь через их ценностные ориентации и жизненный опыт. Тем не менее недостаточная степень адаптированности индивидов в социальном пространстве значительно усиливает типичные жизненные проблемы, связанные с возрастом, и способствует их воспроизведению в обществе. В работе представлены теоретические основания идеально-типичной рационалистической адаптационной модели и реальные возможности ее применения в практике реадаптации людей, находящихся на разных этапах жизненного цикла в кризисной социокультурной и личной ситуации.

Методологические

Предлагаемая концепция социокультурной адаптации гораздо шире, чем принятые в настоящее время в большинстве научных направлений. Она включает не только следование общепринятым ценностям, нормам и правилам поведения, но и способы определения личностно значимых ситуаций, эффективного поведения индивида в их рамках. В работе показана возможность рационального переструктурирования оснований отбора жизненных смыслов и интерпретации событий, замены нереалистичных целей достижимыми и продуктивными, деконструкции неэффективных паттернов поведения и выработки новых, способствующих более эффективному взаимодействию личности с социокультурным окружением на любом этапе индивидуального жизненного цикла.

Практические

Теоретические и методологические положения диссертации позволяют построить комплексную программу реадаптации, а также обучение навыкам коммуникации в межличностных и институционально-ролевых отношениях, что приводит к повышению уровня общей социокультурной компетентности индивида. Изучение конкретных механизмов такого повышения и освоения адаптационных паттернов поведения обеспечило автору возможность предложить технологии использования типичных способов преодоления жизненных проблем на различных возрастных этапах и в отношениях с другими людьми.

Практическая значимость работы.


загрузка...