Становление социально-педагогической системы единоборств и ее развитие в современных условиях (19.01.2009)

Автор: Передельский Алексей Анатольевич

Маркса К. и Энгельса Ф.;

3 глава.

философско-педагогические концепции конфуцианства, даосизма, чань

(дзэн) – буддизма, изложенные в таких древних источниках, как Веды, Упанишады, Шуцзин и Шицзин, Типитака (Трипитака), Ицзин (Чжоу-и), в трактатах "Лунь-юй", "Мэн-цзы", "Чжуан-цзы", "Дао-дэ цзин", "Ле-цзы", "Сунь-цзы";

4 глава.

концепция ориентировочной деятельности Гальперина П. Я., общепсихо-

логическая теория деятельности и концепция интериоризации Леонтьева А. Н., Лурии А. Р., Выготского Л. С.,

концепция констатирующего и формирующего педагогического эксперимента Неверковича С. Д.;

5 глава.

философско-педагогические концепции олимпизма, спартианства, спорта

и искусства Столярова В. И.,

теория этногенеза Гумилева Л. Н.

Теоретическая значимость результатов диссертационного исследования заключается во введении понятий, в разработке тезауруса, в структурно-содержательном анализе, то есть в создании концепции социально-педагогической системы единоборств как составной части спортивной педагогики, ориентированной на обще социальную, спортивную и прикладную практику единоборческой деятельности. В частности, значимость указанной концепции определяется разработкой философских и психологических мировоззренческо-методологических основ единоборческой спортивной деятельности и механизма их интерпретации в спортивной педагогике. Такой подход, сближая всеобщую, общую и частную теорию с практикой единоборств, открывает широкие, как правило, не используемые раннее возможности органичного слияния гуманитарного и естественно-научного анализа, создает гарантию успешного теоретико-практического поиска, моделирования и внедрения резервных схем достижения высшего спортивного мастерства.

Научная новизна результатов исследования состоит в том, что впервые:

дан комплексный, целостный анализ единоборств как социально-

педагогической системы;

введены и обоснованы понятия единоборства и социально-педагогической

системы единоборств;

к исследованию единоборств применен системный подход, определены

состав, структура, управляющие механизмы и интегративное свойство (фактор) социально-педагогической системы единоборств;

выявлены и описаны основные исторические типы (традиции)

единоборств;

произведен их сравнительный анализ, исследована логика их

исторической смены, преемственности;

единоборства показаны как социальный институт, как специфическая

область общественной жизни, комплексно исследованы закономерности ее изменения и развития под влиянием других сфер общественной жизни (экономической, социальной, политической, религиозной);

на основе изучения и систематизации мировоззренческо-

методологических основ и различных спортивных и прикладных психофизических единоборческих методик разработана общая методолого-методическая связка, выраженная в учебно-тренировочной, соревновательной и служебно-прикладной экстремальной подготовке единоборцев, а также ориентированная на эту подготовку социально-педагогическая теория управления.

дана эволюционная концепция единоборств;

создана концепция искусств единоборств как возможной перспективы

дальнейшей специализации и гуманизации единоборческой деятельности;

дан комплексный социально-политический и производственно

экономический анализ общественного бытия и роли единоборств в современный период (в частности исследована проблема взаимоотношений единоборств с криминальной средой общества), что позволило описать систему и механизмы административного управления единоборческими организациями в муниципальном образовании и в регионе;

представлена концепция социально-педагогической карты единоборств,

определены ее основные положения и параметры, позволяющие давать комплексную социально-психологическую характеристику и оценку тому или иному единоборству в современном мире, стране, отдельно взятом административно-территориальном образовании;

Говоря о новизне исследования, следует указать также на несколько методических практических разработок частного характера для учебно-тренировочного и соревновательного процесса:

например, первое обобщенно-теоретическое изложение частных

принципов технологии подготовки и проведения двух универсальных версий контактного поединка такого современного вида единоборства как "Бойбо" (бой без оружия);

далее, разработка философской геометрии единоборств, то есть

исследование происхождения ряда тактических принципов и схем, а также некоторых часто применяемых в спортивных единоборствах технических приемов от древней религиозно-магической символики;


загрузка...