Региональная безопасность в Российской Федерации: теория, политика и стратегия обеспечения (18.10.2010)

Автор: Стрельченко Владимир Владимирович

Стратегия обеспечения региональной безопасности детализируется и конкретизируется в региональных и муниципальных программах развития. В рамках Стратегии обеспечения региональной безопасности могли бы найти место основы региональной социальнополитической, экономической, информационной, экологической программ, призванных обеспечить безопасность социальной системы, экономическую, информационную и экологическую безопасность субъекта РФ при рациональном использовании располагаемых ресурсов для их выполнения.

Федеральные и региональные целевые программы являются важнейшим средством реализации социальноэкономической, научно-технической, инвестиционной и оборонной политики государства, активного воздействия на социальноэкономические процессы для достижения конечных целей развития и безопасности регионов Российской Федерации. Целевые программы представляют собой увязанные по ресурсам, исполнителям и срокам комплексы социальноэкономических, производственных, научно-исследовательских, организационно-хозяйственных оборонных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение целевых задач развития России до 2020 г.

Проблемы для программной разработки и реализации на региональном уровне отбираются при соответствии их следующим основным условиям:

существенной их значимости для осуществления крупных структурных изменений и повышения эффективности развития отраслей экономики, социальной сферы, обеспечения экологической безопасности и рационального природопользования, сжатость сроков их решения и необходимость в концентрации ресурсов для их реализации;

принципиальной новизне технических, организационных и иных мероприятий, необходимых для широкомасштабного распространения прогрессивных научно-технических достижений и повышения эффективности общественного производства;

взаимоувязанности программных мероприятий (заданий), обеспечивающих целевое управление межотраслевыми связями технологически сопряженных отраслей и производств.

Обоснования проблем для их решения программными методами должны исходить из основных приоритетов и целей социальноэкономического развития России, направлений структурной политики, прогнозов развития общегосударственных потребностей и финансовых ресурсов, результатов анализа экономического и экологического состояния страны, внешнеполитических и внутриполитических условий, а также существующих международных договоренностей.

Предметной областью общей теории региональной безопасности являются:

закономерности развития отношений социальных формаций различного уровня между собой, с техносферой и окружающей средой;

причины и механизмы возникновения противоречий и конфликтов, динамические процессы развития политических, социальных, экономических, экологических и других кризисов и их последствий;

природа и содержание жизненно важных интересов личности, социальных групп, государственных институтов;

прогнозирование развития геополитической картины мира и оценка ожидаемых внешних и внутренних угроз жизненно важным интересам региональных социальных общностей;

методы, формы и средства разрешения противоречий и обеспечение безопасности в условиях возникающих угроз социального, политического, военного, экономического, технологического, информационного, экологического, генетического и т. п. характера в сложной их взаимосвязи;

политика и стратегия обеспечения региональной безопасности на различных уровнях – от глобального до локального (на национальном уровне);

проблемы обеспечения внутренней и внешней безопасности региона в условиях глобальных опасностей и угроз;

комплексное использование политических, экономических и психологических ресурсов региона для защиты его интересов;

способы и методы использования согласительных институтов для достижения эффективных компромиссов, снижения напряженности и обеспечения безопасности во всех основных сферах жизни региональной социальной общности;

принципы обеспечения национальной и региональной безопасности.

Разработка общей теории региональной безопасности должна быть ориентирована на решение приоритетных задач научного обеспечения разработки и реализации Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, Стратегии обеспечения региональной безопасности в Российской Федерации, национальных и региональных программ обеспечения безопасности. Представляется целесообразным, чтобы эта задача под руководством Научного совета, созданного при Совете безопасности Российской Федерации, решалась с широким участием научно-исследовательских и общественных организаций.

В четвертой главе – «Концепция обеспечения региональной безопасности в Российской Федерации» – автор описывает теоретический взгляд на явление региональной безопасности, угрозы жизненно важным интересам региональных социальных общностей, жизненно важные интересы граждан, живущих в конкретном регионе России, больших и малых социальных групп, институтов государства, представляет приоритеты региональной безопасности, систему региональной безопасности и ее подсистемы, объекты и субъекты региональной безопасности; формулирует основные направления политики обеспечения региональной безопасности в Российской Федерации.

В первом параграфе – «Теоретические основы региональной безопасности» – автор дает определение угроз региональной безопасности, регионального интереса и жизненно важного интереса региона, классификацию региональных интересов; раскрывает региональные приоритеты современной России, жизненно важные интересы основных объектов региональной безопасности, систему обеспечения региональной безопасности, ее структурные компоненты и подсистемы; формулирует характерные особенности современных регионов России; раскрывает основные факторы, влияющие на региональную безопасность.

Во втором параграфе – «Сопряженность и взаимодействие национальных интересов Российской Федерации и интересов российских регионов» – автор обосновывает единство природы и сущности национальных интересов Российской Федерации и интересов российских регионов – субъектов Российской Федерации.

Регионы ориентируются на основные приоритеты национальной безопасности, сосредотачивают свои усилия и ресурсы:

на повышении качества жизни граждан путем гарантирования личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения;

на экономическом росте, который достигается прежде всего путем развития региональной инновационной системы и инвестиций в человеческий капитал;

на науке, технологиях, образовании, здравоохранении и культуре, которые развиваются путем укрепления роли государства и совершенствования государственно-частного партнерства;

на экологии живых систем и рациональном природопользовании, поддержание которых достигается за счет сбалансированного потребления, развития прогрессивных технологий и целесообразного воспроизводства природно-ресурсного потенциала страны;

на стратегической стабильности и равноправном стратегическом партнерстве в достижении национальных целей, которое укрепляется на основе баланса интересов органов госвласти и различных социальных групп.

Национальные интересы являются совокупностью жизненно важных интересов личности, общества и государства. Данное положение в равной мере распространяется на внутренний и внешний аспекты региональных интересов. Внутренний аспект региональных интересов формируется под воздействием многообразия факторов. Они в значительной мере зависят от развитости общественных отношений, целей правящей элиты, развитости демократических институтов, открытости власти перед обществом и др. Очень большое значение в связи с этим имеет деятельная направленность социальной политики государства на реализацию жизненно важных интересов личности. При формировании внешнего аспекта региональных интересов, очевидно, не могут не приниматься в расчет как минимум три группы взаимосвязанных факторов: 1) жизненно важные интересы личности, общества и государства; 2) национальные интересы Российской Федерации; 3) мирового сообщества в целом. Игнорирование или нарушение одним субъектом жизненно важных интересов других субъектов или мировой системы в целом ставят под угрозу и его собственные интересы.

В третьем параграфе – «Вызовы, опасности и угрозы региональной безопасности» – автор проводит теоретико-прикладной анализ современной внешней безопасности России, дает характеристику внутренних и внешних угроз региональной безопасности в Российской Федерации по сферам безопасности.

В четвертом параграфе – «Обеспечение региональной безопасности» – автор формулирует принципы и основные направления политики обеспечения региональной безопасности на концептуальном уровне, обосновывает функциональную предназначенность концепции, политики и стратегии обеспечения региональной безопасности; предлагает основные направления обеспечения региональной безопасности по конкретным сферам жизнедеятельности личности, общества и государства (политическая, экономическая, техногенная, экологическая, информационная, социальная).

Автор формулирует комплекс задач по обеспечению региональной безопасности.

К основным принципам политики региональной безопасности относятся:

строгое соблюдение конституции и действующего законодательства, норм международного права, в том числе в вопросах защиты прав человека;

соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства; недопущение защиты интересов одного объекта безопасности в ущерб интересам других объектов безопасности;

взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению региональной и национальной безопасности. Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого лица на территории субъекта Российской Федерации; гражданам России, находящимся за ее пределами, гарантируется защита и покровительство; граждане, общественные и иные организации и объединения обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности, определенными законодательством Российской Федерации;

всемерное использование политических и иных мирных средств в урегулировании возникающих конфликтов в интересах;

неприменение военной силы против гражданского населения, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В Заключении автор формулирует основные теоретические выводы и прикладные рекомендации и предложения по формированию и деятельности системы обеспечения региональной безопасности в Российской Федерации, предлагает направления научного поиска на ближайшую и среднесрочную перспективы в интересах развития общей теории региональной безопасности в федеративном государстве.

Основное содержание диссертации и результаты исследования отражены в следующих публикациях автора:


загрузка...