Региональная безопасность в Российской Федерации: теория, политика и стратегия обеспечения (18.10.2010)

Автор: Стрельченко Владимир Владимирович

публикации в периодической печати о социальных и политических процессах в промышленных и сырьевых регионах Российской Федерации;

материалы Всероссийских научных конференций «Россия: путь к социальному государству» (Москва, 6 июня 2008 г.); «Россия: проблемы и пути решения» (Москва, 14 декабря 2006 г.; 17 декабря 2009 г.); «Россия: приоритетные национальные проекты и программы развития» (Москва, 13-15 декабря 2006 г.); Международной научно-практической конференции «От кризиса к росту: стратегия инновационного развития» (Москва, 9 декабря 2009 г.);

данные эмпирического исследования «Регулирование этнических конфликтов: предупреждение и разрешение».

Результаты, полученные лично автором, и их научная новизна. Автор впервые в отечественной научной практике провел междисциплинарное политологическое исследование феномена региональной безопасности в современной России; выделил в системе обеспечения национальной безопасности России подсистему обеспечения региональной безопасности, обосновал ее структурные и функциональные компоненты; он концептуально представил основные направления политики и стратегий обеспечения региональной безопасности в современной России.

Автор предложил методы разработки концептуальных документов по политике регионального развития и стратегиям обеспечения региональной безопасности в Российской Федерации, авторское определение терминов «региональная безопасность в России», «жизненно важный интерес региональной социальной общности»; внес свои предложения по совершенствованию государственных механизмов согласования интересов государственных органов исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации; предложил новые элементы в систему государственного контроля Российской Федерации, направленные на повышение эффективности в работе государственных органов исполнительной власти и на своевременное согласование интересов федерального центра и региональных социальных общностей.

Автор смоделировал систему жизненно важных интересов российского региона в современных условиях, предложил основные направления региональной политики по ликвидации, локализации и парированию глобальных опасностей и угроз для жизненно важных интересов личности, общества и государства; обосновал приоритеты государственных стратегий обеспечения региональной безопасности в условиях разрастания глобальных опасностей и угроз.

Автором предложена теоретическая модель концепции региональной безопасности в Российской Федерации с учетом положений стратегии развития страны до 2020 года.

Региональная безопасность впервые в отечественной политологии представлена как политическая проблема, которая пока еще не получила всестороннего исследования в отечественной политологии.

Концепция региональной безопасности и стратегии ее обеспечения впервые в политической науке представлены в неразрывной связи с деятельностью государства и общества по обеспечению национальной безопасности в современных условиях. Комплексный подход к диссертационному исследованию позволил рассмотреть это взаимодействие как единый целостный политический процесс, в котором теория и практика в системе региональной и национальной безопасности едины и неразрывны.

Автор теоретически осмыслил такие важнейшие категории политической науки как «концепция региональной безопасности», «стратегии обеспечения региональной безопасности», «политика обеспечения региональной безопасности», «политика регионального развития» и др., которые существуют и функционируют не «сами по себе», как застывшие явления, а в соответствии с динамично изменяющимися политическими условиями и процессами в стране и в мире.

Опираясь на достигнутое в предметной области другими исследователями, автор разработал методологические основания, позволяющие анализировать социальную практику по обеспечению национальной безопасности России и региональной безопасности в России. Автором определены основные факторы безопасности региональной социальной общности в контексте теорий гомеостаза и безопасности; сформулированы основные принципы обеспечения безопасности на региональном уровне в либерально-демократическом представлении; обоснованы основные приоритеты государственной политики в области региональной безопасности.

На защиту выносятся следующие положения, выводы, обладающие научной новизной:

1. Базовый понятийный аппарат в исследованиях региональной безопасности составляют следующие категории: «региональная безопасность», «региональный интерес», «жизненно важный интерес региональной социальной общности», «угроза региональной безопасности», «защита от угроз региональной безопасности», «опасность региональным интересам», «политика обеспечения региональной безопасности», «стратегия обеспечения региональной безопасности».

2. Политические процессы и политические институты выступают в современной России факторами безопасности личности, общества и государства. Они оказывают прямое влияние на политику обеспечения региональной безопасности через корпоративный интерес, зачастую не учитывающий национальных ценностей, интересов и целей. Корпоративный интерес оказывает влияние и на политический процесс, и на политический институт, а те, в свою очередь, так или иначе влияют на безопасность личности, общества и государства, на безопасность того или иного региона.

3. В российском обществе велика роль латентных политических сил, влияющих на политические институты. Как и вся государственная политика, так и политика обеспечения региональной безопасности подвержена влиянию теневых структур, именуемых группами интересов, группами давления (влияния), лоббистскими группировками. В России теневая практика принятия политических решений наносит ущерб жизненно важным интересам личности, общества и государства.

4. Региональная безопасность тесно связана с национальной безопасностью и в федеративном государстве выступает уровнем национальной безопасности. Само федеративное государство как таковое в большей степени зависит от устойчивого развития регионов, поскольку субъекты Федерации могут активнее использовать свои связи и возможности, в том числе и внешнеэкономические. Региональная безопасность в России – это часть системы национальной безопасности, ее подсистема. Обеспечение региональной безопасности – это вид деятельности государства и общества, выражающийся в защите жизненно важных интересов личности, общества, институтов государства.

5. В качестве основных сфер региональной безопасности выступают социальная, политическая, экономическая экологическая, информационная.

6. Институциональную подсистему системы обеспечения региональной безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей; государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

7. Политика обеспечения региональной безопасности выступает неотъемлемой частью государственной политики регионального развития. Основные направления политики обеспечения региональной безопасности отражаются в Стратегии обеспечения национальной безопасности и конкретизируются в национальных и региональных целевых программах развития и обеспечения безопасности.

8. Негосударственная система обеспечения региональной безопасности является необъемлемой составной частью целостной системы обеспечения национальной безопасности. К негосударственной подсистеме региональной безопасности относятся органы местного самоуправления, негосударственный нотариат, адвокатура, негосударственные охранные службы и детективные агентства, общественные объединения граждан и отдельные граждане.

9. Концепция региональной безопасности отражает идеальное видение в конкретных исторических условиях феномена региональной безопасности, интересов региональной социальной общности, угроз этим интересам, а также путей защиты интересов от угроз. Политика обеспечения региональной безопасности отражает основные направления деятельности государства и общества по реализации основных целей региональной безопасности. Стратегия региональной безопасности представляет собой набор принципов, мер обеспечения безопасности в конкретных условиях и сферах человеческой деятельности. И политика, и стратегии вытекают из концептуальных положений региональной безопасности.

Теоретическая значимость результатов исследования. Для теории национальной безопасности значима теоретическая проработка региональной безопасности как структурного компонента национальной безопасности Российской Федерации; авторские определения «региональной безопасности», «жизненно важного интереса региональной социальной общности», политики и стратегий обеспечения региональной безопасности в Российской Федерации, описание и характеристика структурных и функциональных компонентов системы обеспечения региональной безопасности в Российской Федерации; определение приоритетов политики обеспечения региональной безопасности в современной России являются конкретным вкладом в развитие научной методологии исследования национальной безопасности. Для политологии весьма важное значение имеет обоснование региональной безопасности как необходимого условия развития субъектов Российской Федерации. Автором доказано: в современных условиях связь между безопасностью и развитием стала более тесной; безопасность в современном взаимозависимом мире стала основным условием существования объекта и его устойчивого развития. Диссертация обогащает научное представление о диалектическом единстве процессов безопасности и развития, служит основой общей теории региональной безопасности в федеративном государстве.

Практическая значимость результатов исследования. Содержащиеся в работе выводы и обобщения можно использовать при разработке основных направлений государственной политики регионального развития на среднесрочную и дальнесрочную перспективы, при политологической экспертизе конкретных управленческих решений. Показатели безопасности региона в различных сферах общественной жизни могли бы быть полжены в основу мониторинга национальной безопасности России и служить оценочными критериями эффективности деятельности органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации при реализации федеральных целевых программ, стратегий долгосрочного социально-экономического развития. Практическая ценность полученных результатов связана с возможностью их применения в процессе преподавания социально-гуманитарных дисциплин в системе высших учебных заведений, готовящих специалистов для государственной службы. Основные идеи диссертационного исследования отчасти послужили базой для разработки концепции региональной безопасности в ряде субъектов Российской Федерации (Москва, Московская область), легли в основу планов перспективного развития Химкинского района Московской области и города Химки Московской области.

Апробация исследования. Материалы диссертационного исследования были использованы: при подготовке и проведении социально-политического мониторинга отношения граждан РФ к федеральной целевой программе «Перевод частей и соединений войск постоянной готовности Вооруженных Сил на контрактный способ комплектования (2004-2007 гг.)»; при разработке планов и программ социально-экономического развития Московской области, Химкинского района Московской области и муниципального городского округа «Химки» Московской области; при чтении лекций автором по различным аспектам обеспечения безопасности личности и региональных социальных общностей в вузах г. Москвы; при написании автором монографий «Региональная безопасность в Российской Федерации» (2010 г.), «Глобальные вызовы, угрозы и опасности современности» (2008 г.), «Проблемы внешней и внутренней безопасности России» (2006 г.); при подготовке отчетов по НИР, выполненных при участии автора. Результаты проведенного исследования нашли отражение в докладах и выступлениях автора на научно-практических конференциях: «Стратегия развития минерально-сырьевого комплекса в XXI веке» (Москва, 2004 г.), «Перспективы региональной интеграции по разработке инновационных лекарств» (г.Химки Московской области, 2005 г.), «Перспективы развития промышленных территорий» (г.Химки Московской области, 2006), «Наука и образование в туризме» (г. Москва, 2007 г.), «Проблемы государственной политики регионального развития России» (Москва, 2008 г.); в публикациях автора в рецензируемых научных изданиях – в журналах «Власть» (2008-2009 гг.), «Социология власти» (2009 г.), «Государственная служба» (2009-2010 гг.). Диссертация обсуждена и одобрена на кафедре национальных и федеративных отношений РАГС при Президенте РФ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, содержащих 17 параграфов, заключения, списка источников и литературы, приложений.

II. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во Введении обосновывается актуальность исследуемой проблемы, показывается степень ее научной проработанности, определяется объем и предмет исследования, его цель и задачи, гипотеза, раскрываются методологические и теоретические основы исследования, эмпирическая база диссертации, ее научная новизна, теоретическая и практическая значимость, указываются сферы и формы использования ее практических результатов.

В первой главе – «Теоретико-методологические аспекты исследования» – автор раскрывает свое видение феномена региональной безопасности в Российской Федерации, свое представление современных политических процессов и политических институтов в качестве факторов региональной безопасности; определяет место региональной безопасности в системе национальной безопасности федеративного государства; динамику взаимодействия институтов государства и гражданского общества в процессе защиты жизненно важных интересов личности, общества и федеративного государства; основные понятия и определения, используемые в диссертационном исследовании в контексте общей теории национальной безопасности.

В первом параграфе – «Влияние политических процессов и политических институтов на региональную безопасность в Российской Федерации» – автор акцентируется на сущности политического процесса и явлений, действий, событий его составляющих. Приходит к выводу о том, что большинство явлений, событий, состояний, стадий, ситуаций политической жизни общества прямо или косвенно, положительно или отрицательно влияют на безопасность личности, общества и государства. Видит связь политического процесса и безопасности в том, что как политический процесс, так и безопасность сосредоточены на отстаивании тех или иных интересов: политический процесс определяется деятельностью людей, групп или институтов (акторов), связанной с реализацией интересов; безопасность же определяется защищенностью (т.е. реализацией или возможностью реализации) интересов отдельных лиц, групп лиц, всего общества, институтов, составляющих государство. Эта связь позволяет автору представить политические процессы и политические институты, имманентно присущие каждому политическому процессу, в качестве факторов региональной безопасности в Российской Федерации. Эти факторы могут иметь по отношению к безопасности основных объектов региональной безопасности в федеративном государстве как положительную, так и отрицательную направленность.

Во втором параграфе – «Региональная безопасность в системе национальной безопасности России» – автор вскрывает сущностные характеристики феномена региональной безопасности, представляя ее как составную часть национальной безопасности Российской Федерации. Основанием такого представления региональной безопасности для автора служит то обстоятельство, что национальные интересы Российской Федерации формируются с учетом жизненно важных интересов личности, общества и государства (его институтов). И личность, и общество, и институты государства реализуют свои жизненно важные интересы в основном на трех уровнях современного федеративного государства – муниципальном, уровне субъекта Федерации (региональном) и федеральном. Многоуровневый характер национальной безопасности служит методологическим основанием понятия «региональная безопасность». Федеративное государство как и субъект Российской Федерации – это объекты национальной безопасности. Субъекту Российской Федерации, как и Российской Федерации в целом, присущи свои жизненно важные интересы, в круг которых входят территория, суверенитет в рамках конституционного поля, политическая система, духовные и материальные ценности.

Региональная безопасность выступает самостоятельной подсистемой национальной безопасности, характеризующейся состоянием защищенности жизненно важных интересов субъекта Российской Федерации. Чем сильнее регионы, тем выше степень защищенности национальных интересов Российской Федерации от внутренних и внешних угроз. Основные жизненно важные интересы объектов региональной и объектов национальной безопасности совпадают, однако есть и противоречия в интересах субъектов РФ и интересах Российской Федерации (в части институциональных интересов по различным сферам жизнедеятельности государства и общества), вызванные спецификой среды безопасности и исторически сложившейся неравномерностью в развитии российских регионов. Наивысший дисбаланс в интересах отмечается автором на уровне институтов государства – в системе органов исоплнительной власти. Имеющийся дисбаланс в интересах субъектов РФ и федерального центра обусловлен издержками в процессе реформирования федеративных отношений.

Институциональную подсистему системы обеспечения региональной безопасности образуют органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности в соответствии с законом, а также законодательство, регламентирующее отношения в сфере безопасности. Ее можно условно разделить на формальную и неформальную. К первой части относятся государственные институты (исполнительные, законодательные, судебные), участвующие в процессе выработки и реализации решений в области региональной безопасности. Вторая часть – общественные организации, средства массовой информации, а также частные лица, способные оказать влияние на формирование и реализацию политики региональной безопасности.

Политикоправовой институт региональной безопасности включает в себя правовые нормы, которые устанавливают:

объекты региональной безопасности; предмет, цели, задачи и функции политики обеспечения региональной безопасности;

средства и методы политики обеспечения региональной безопасности;

субъекты политики обеспечения региональной безопасности, их правовой статус и функции;

принципы политики обеспечения региональной безопасности;

правовые средства обеспечения региональной безопасности;

правовые режимы обеспечения региональной безопасности и др.

Анализ перечисленных ключевых факторов обеспечения региональной безопасности должен учитываться при разработке политики и стратегии национальной безопасности и планировании ее обеспечения.


загрузка...