Гармонизация педагогического дискурса (18.10.2010)

Автор: Щербинина Юлия Владимировна

ЩЕРБИНИНА Юлия Владимировна

ГАРМОНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ДИСКУРСА

Специальность 13.00.02 – теория и методика обучения и воспитания

(русский язык)

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Москва – 2010

Работа выполнена на кафедре риторики и культуры речи филологического факультета Государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский педагогический государственный университет»

Научный консультант:

доктор педагогических наук, профессор

Ипполитова Наталья Александровна

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор

Дейкина Алевтина Дмитриевна

доктор педагогических наук, профессор

Филиппова Ольга Викторовна

доктор педагогических наук, профессор

Ассуирова Лариса Владимировна

Ведущая организация:

Государственный институт русского языка имени А. С. Пушкина

Защита состоится 17 января 2011 года в 10 часов на заседании Диссертационного

совета Д 212.154.08 при Московском педагогическом государственном университете

по адресу: 119991, г. Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1, ауд. 204.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Московского педагогического государственного университета по адресу: 119991, г. Москва, ул. Малая Пироговская, д. 1.

Автореферат разослан «___»_____________2010 г.

Ученый секретарь

Диссертационного совета Попова Н. А.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования. В настоящее время актуальным в социокультурном плане и значимым в методологическом аспекте представляются последовательное вычленение и всестороннее научное описание сущностных сторон и феноменологической специфики педагогического дискурса.

В связи с широкой распространённостью в реальной дискурсивной (в том числе педагогической) практике деструктивных речевых явлений (прежде всего – вербальной агрессии, речевого манипулирования, инвективизации и жаргонизации речи), непосредственного практического решения требует проблема дискурсной гармонизации. Очевидно, что данный вопрос выходит за рамки собственно лингвистических и речеведческих дисциплин и предполагает привлечение исследований в области межотраслевых (креолизованных) дисциплин – лингвокультурологии, лингвофилософии, лингвоантропологии и др., рассматривающих «лингвокультурные сценарии и матрицы» (Ю.А. Сорокин).

На указанных основаниях в теоретической части настоящего исследования предпринимается попытка выявления базовых признаков дискурсной дисгармонии и определения потенций гармонизации педагогического дискурса. Системное обоснование основ этого процесса проводится через реконструкцию восходящих к античной традиции признаков и компонентов эталонного речевого пространства.

Обращение к античной модели речемышления как совершенной дискурсной репрезентации обусловлено уже доказанным в современном речеведении положением о том, что «русский риторический идеал… восходит к риторическому идеалу сократического типа и имеет одним из своих важнейших источников традицию Платона и Сократа» (А.К. Михальская).

В практической части исследования описание структуры и содержания педагогического дискурса с позиций прото- и архетипического в коллективном языковом сознании и индивидуальном речевом опыте позволяет, во-первых, наиболее точно определить и комплексно описать базовые ценности и основы мифосистемы педагогического дискурса; во-вторых, реконструировать его первообразные ценностные смыслы и базовые мифологемы; в-третьих, установить причины дисгармонии педагогического дискурса и определить предпосылки его гармонизации.

Таким образом, в работе предлагается комплексный интегративный подход к изучению дисгармонизирующих процессов и гармонизирующих основ педагогического дискурса, опирающийся на новейшие научные разработки и учитывающий последние достижения лингвистических и речеведческих дисциплин и междисциплинарных комплексов.

Актуальность исследуемой проблемы, её недостаточная теоретическая, методическая и практическая разработанность послужили основанием для определения темы диссертационного исследования: «Гармонизация педагогического дискурса».

Объектом исследования является педагогический дискурс во всех функциональных аспектах его реализации.

Предмет исследования – теоретические основы и практические направления гармонизации педагогического дискурса.

Гипотеза исследования. Педагогический дискурс можно гармонизировать, если

представить его как речевое пространство; выделить в его структуре и содержании элементы типического и архетипического; выявить деструктивные процессы и потенции упорядочения отношений обучающего с обучаемым;


загрузка...