ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ (18.09.2012)

Автор: Польщикова Ольга Викторовна

Во второй главе «Опытно-экспериментальная проверка модели формирования мотивации будущих учителей к здоровому образу жизни на основе использования кинезиологических средств в образовательном процессе вуза» охарактеризован исходный уровень сформированности мотивации будущих учителей к ЗОЖ, описаны экспериментальная технология и результаты опытно-экспериментальной работы.

В заключении подведены общие итоги исследования, подтверждающие гипотезу и положения, выносимые на защиту, намечены перспективы дальнейшей работы над проблемой.

Библиографический список содержит 274 наименования источников.

В приложениях представлен диагностический и программно-методический материал по теме исследования.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Значимость проблемы формирования мотивации будущих учителей к здоровому образу жизни определяется необходимостью подготовки будущих специалистов к реализации важнейшего социального заказа на воспитание здорового человека, возможностью использования для достижения этой цели потенциала кинезиологических средств в условиях образовательного процесса вуза.

Изучение теоретико-практических предпосылок использования кинезиологических средств формирования мотивации студентов к ЗОЖ позволило выявить идеи, которые выдвигались мыслителями со времен античности в ходе исследования взаимосвязи движения человека и его развития. Анализ трудов И. М. Сеченова о взаимосвязи физиологических процессов и психических явлений, теории Н. А. Бернштейна об уровнях построения движения, возникновение в 60-е г.г. ХХ века в США кинезиологических концепций «Тигель» и «Три в одном», позволили выделить три основных направления кинезиологии, развивающихся на современном этапе: прикладная, образовательная и спортивная.

Установлено, что предметом исследования прикладной кинезиологии является изучение влияния двигательных действий на физиологические системы организма человека. В прикладной кинезиологии используются связи между мышцами, меридианами и органами для определения различных нарушений. В работах Джорджа Гудхарда, Гордона Стокса, Даниеля Уайтсайда и Кэндис Калэуэй показано, что прикладная кинезиология, как уникальный метод, позволяет эффективно избавить организм от последствий пережитого стресса, психосоматического заболевания, негативных последствий проблем взаимоотношений, снять трудности в обучении.

Бурное развитие во второй половине XX века биомеханики и психологии предопределило процесс становления такого направления кинезиологии, как спортивная кинезиология. Ее представители изучают особенности техники выдающихся спортсменов; вопросы рациональной организации действий в процессе физкультурных занятий; разрабатывают методические приемы освоения движений, методы технического самоконтроля и совершенствования техники. В отличие от прикладной кинезиологии, данное направление более тесно связано с образовательным процессом, поскольку, в определенной степени, развивает идеи программированного обучения. Например, разучивание спортсменами двигательных действий существенно отличается от освоения теоретических знаний, поскольку при выполнении физических упражнений возможен и необходим не только логический, но и образный, и чувственный самоконтроль. Анализируя работы Н. А. Бернштейна, В. К. Бальсевича, В. Б. Коренберга, мы пришли к выводу, что спортивная кинезиология изучает все, относящееся к осуществлению спортивных двигательных функций человека. Она отличается от прикладной кинезиологии тем, что в ней рассматривается только спортивная двигательная активность.

Образовательная двигательная активность относится, по нашему мнению, к двигательной педагогике, то есть к образовательной кинезиологии, в центре внимания которой находится учебная двигательная активность человека.

У истоков этого направления стоял Пол Деннисон, который создал программу восстановления координации и включил в нее, наряду с детьми, и взрослых.

В этой программе уделяется особое внимание восстановлению взаимодействия и координации между правым и левым полушариями головного мозга, а также между другими частями мозга. Было установлено, что средства образовательной кинезиологии, в основном, применяются в педагогических целях для улучшения обучения, в частности, чтения, письма, запоминания, решения математических задач и пр.

Анализ педагогической теории и практики позволил выявить наличие значительного арсенала дидактических средств, стимулирующих двигательную активность учащихся в образовательном процессе: приемы игрового моделирования; задания, основанные на выполнении различных двигательных действий (с предметами, выполнение физической работы); приемы обучения жестикуляции, использование средств невербального взаимодействия для повышения качества образовательного процесса.

На основе анализа существующих кинезиологических средств, используемых в сфере образования, нами была определена их типология в зависимости от решаемых образовательных задач. В результате была осуществлена следующая условная группировка кинезиологических средств: мотивационные кинезиологические комплексы (совокупность кинезиологических упражнений, влияющих на разные виды мотивов), ролевые игры, этюдные упражнения, подвижные психотехнические игры (упражнения, основанные на выполнении различных двигательных действий с предметами, упражнения с использованием жестикуляции, танцевальные фрагменты и др.), обеспечивающих взаимосвязь двигательной активности и мотивации ЗОЖ будущих учителей.

В настоящее время кинезиологические программы и приемы, методы обучения через движение широко используются в системе образования разных стран (Дж. Гурхард, П. и Г. Деннисоны, Э. Майнберг, Г. Стоукс, Д. Уайтсайд, К. Хонц, В. К. Бальсевич, Х. Х. Гросс, Т. П. Глухова, А. Р. Лурия, Г. Л. Шанина и др.). Например, в системе образования США и Великобритании широко применяются приемы боди-лэнгвиджа (языка жестов, мимики и телодвижения как средства невербальной коммуникации) и фейсбилдинга (методика и техника осознанного использования выразительности лица в межличностном общении). Существует широкий спектр кинезиологических упражнений, которые используют в практике с целью повышения мотивации студентов к изучению иностранного языка (Т. П. Глухова), в системе обучающих воздействий у школьников и студентов (Г. Е. Шанина), коррекции обучения и развития школьников (А. Л. Сиротюк), коррекции межполушарного взаимодействия коры головного мозга у младших школьников (Н. О. Сичко) и т. д. К образовательной кинезиологии отечественный кинезиолог Х.Х Гросс относит использование комплекса простых физических упражнений, которые воздействуют на головной мозг, стимулируют потоки информации между отдельными его участками и заставляют оба полушария работать одновременно и согласованно.

Итак, в результате проведенного анализа был сделан вывод о создании теоретико-практических предпосылок для разработки кинезиологических средств, позволяющих, как показало наше исследование, эффективно формировать мотивацию студентов к ЗОЖ.

$аргументировано раскрыл диалектику взаимоотношений чувственного и моторного в процессе развития ребенка, как основу для формирования отражательных способностей мозга.

Кроме того, в своем исследовании мы опирались на разработанную Н. А. Бернштейном теорию организации двигательного акта, согласно которой двигательные действия разделяются на 2 группы – безусловные и условные, и классифицируются по уровням: А, В, С, Д, Е, что позволило нам отнести кинезиологические средства к высшему уровню–Е (сложнокоординированные двигательные действия, выполняемые за счет организации корковых слоев ЦНС). Был сделан вывод, что физические упражнения выходят на уровень Е лишь на этапе разучивания, затем доминирует только уровень Д (при организации двигательного действия на этом уровне важным является не столько сама деятельность, сколько результат двигательного действия). Сюда относятся виды спорта, профессии, связанные с движением, бытовые движения и др. При выполнении физического упражнения результатом является наиболее рациональный способ решения двигательной задачи. За счет многократного повторения упражнение откладывается в опыте прошлого и становится заученным действием, которое уже не требует интеллектуального внимания, а выходит на уровень совершенства и автоматизма. В этой связи физические упражнения можно считать отдельной группой двигательных действий, направленных на развитие физических и психических качеств, функциональных систем, адаптационных резервов человека.

В отличие от физических упражнений при использовании кинезиологических средств пересекается средняя линия тела, выполняется несколько движений в четкой последовательности с многократным повторением и на скорость, либо в движении происходит передача образного мышления и смысла речи. Поэтому сюда относят речевые движения, пантомимику, кодированную речь и все двигательные действия, определяемые не предметным, а вербальным смыслом, которые воздействуют на сенсорные, двигательные и ассоциативные функциональные клетки ЦНС. Все это позволяет изменить генетическую предопределенность асимметрии функций больших полушарий головного мозга, то есть согласовать одновременную работу центральной нервной системы.

Кинезиологические средства, используемые нами для решения тех или иных педагогических задач, были отнесены к сфере образовательной кинезиологии.

На основе анализа научной литературы было уточнено ключевое понятие исследования «кинезиологические средства», которые определяются нами как осуществляемые для решения различных образовательных задач интеллектуальные двигательные действия, базирующиеся на связи моторной пластики с речемыслительной и психоэмоциональной сферами личности человека, и обеспечивающие согласование работы правого и левого полушарий головного мозга.

Данные средства формировались по признаку соответствия с механизмом воздействия кинезиологических упражнений. Поскольку упражнение является основным средством в физической культуре, а кинезиология, как наука подразумевает изучение движения, были выделены педагогические средства, позволяющие реализовать движения, основанные на образном мышлении, пересечении средней линии тела и многократном четком выполнении на скорость. В итоге, была выделена совокупность кинезиологических средств, способствующих формированию мотивации будущих учителей к ЗОЖ: кинезиологические упражнения, ролевые игры, этюдные упражнения, подвижные психотехнические игры, использование жестикуляции, танцевальных фрагментов.

Анализ исследуемой проблемы в педагогической теории и практике выявил необходимость в разработке модели формирования мотивации будущих учителей к здоровому образу жизни кинезиологическими средствами. Теоретико-методологической основой разработанной структурно-функциональной модели была избрана совокупность системного, деятельностного, личностно-ориентированного подходов, а также принципы педагогики здоровья и образовательной кинезиологии.

Наряду с традиционными образовательными, воспитательными и развивающими функциями экспериментальный образовательный процесс по отношению к студенту выполняет и ряд специфических функций: социализационную, культурологическую, профилактическую, коррекционно-реабилитационную, функцию укрепления (наращивания) здоровья. Функции выступают непременным условием обеспечения жизнеспособности разрабатываемого образовательного процесса и достижения его цели. Культурологическая функция исследуемого процесса заключается в создании благоприятных условий для овладения студентами на научной основе опытом сохранения и укрепления своего здоровья, формирования позитивного, гуманистического сознания личности будущих специалистов. Профилактическая функция процесса формирования мотивации будущих учителей к ЗОЖ сориентирована на предупреждение заболеваний, функциональных нарушений и отклонений в развитии личности студентов. Она реализуется посредством кинезиологических средств, устраняющих причины и условия возникновения, развития, в первую очередь, болезней, обусловленных особенностями образовательного процесса в вузе. Коррекционно-реабилитационная функция процесса формирования мотивации будущих учителей к ЗОЖ включает в себя использование средств по устранению, минимизации у обучающегося физических, психологических, нравственных отклонений в развитии от нормы. Функция укрепления здоровья студентов связана с необходимостью повышения оптимальных адаптационных резервов организма человека.

Структура модели состоит из целевого, содержательного, операционального и результативного компонентов.

Целевой компонент представлен единством цели, задач, связанных с необходимостью формирования мотивации будущих учителей к ЗОЖ.

Содержательный компонент включает основные компоненты мотивации к ЗОЖ: эмоциональный, мотивационный, целевой.

Операциональный компонент отражает технологию процесса формирования мотивации будущих учителей к ЗОЖ кинезиологическими средствами, которая состоит из четырех этапов: диагностического, конструктивного, деятельностного и оценочного.

Рис. 1. Модель формирования мотивации будущих учителей

к здоровому образу жизни кинезиологическими средствами

Результативный компонент предполагает диагностику динамики изменения уровня сформированности мотивации будущих учителей к ЗОЖ кинезиологическими средствами.

Технология была апробирована в рамках эксперимента, где были привлечены 790 студентов. В ходе формирующего эксперимента принимали участие 320 студентов. Из них: 60 студентов 5 курса факультета физической культуры и 260 студентов 3-х курсов: филологического (47 студентов), геолого-географического (90 студентов), физического (47 студентов), математического (47 студентов), биолого-химического (34 студента) факультетов. Одна группа (160 студентов) была контрольной, а вторая (160 студентов) экспериментальной.

В исследовании были определены четыре уровня сформированности мотивации будущих учителей к здоровому образу жизни: оптимальный, допустимый, критический, недопустимый.

Оптимальный уровень характеризуется устойчивой внутренней мотивацией будущих учителей к ЗОЖ; их положительным, активным, действенным отношением к ЗОЖ; теоретические знания студентов системные, глубокие и осознанные; цели – социально значимые; наблюдаются избирательные личностно окрашенные эмоции, уверенность в своих возможностях.

На допустимом уровне прослеживается положительное познавательное, осознанное отношение будущих учителей к ведению ЗОЖ; теоретические знания глубокие, но не полные, не всегда осознанные; постановка цели ведения ЗОЖ у студентов происходит с учетом субъективной вероятности успеха; присутствуют положительные эмоции от поиска разных способов решения задачи.

Критический уровень проявляется, как правило, в нейтральном (пассивном) отношении студентов к ЗОЖ; их знания поверхностные, бессистемные, личностно не осознанные; юноши и девушки затрудняются в постановке цели ведения ЗОЖ; для представителей данного уровня характерно зарождение структуры мотивов ЗОЖ.

У будущих учителей, находящихся на недопустимом уровне, наблюдается отсутствие осознания значимости ведения ЗОЖ для личностного самосовершенствования и профессионально-педагогического становления; мотивация таких студентов проявляется в отрицательном и нейтральном (пассивном) отношении к ЗОЖ; их знания минимальные, фрагментарные; достаточно часто проявляются отрицательные эмоции избегания, страха болезни, обиды, неудовлетворенности собой.

Исследование на констатирующем этапе эксперимента исходного уровня сформированности мотивации к ЗОЖ у будущих учителей, выявило преобладание низкого (критического – 51% и недопустимого – 5%) уровня развития их валеологической активности и позитивного отношения к ценностям здоровья. Лишь 8% исследуемых студентов оказалось на оптимальном уровне и 36% – на достаточном. При этом у многих студентов, старающихся выполнять те или иные правила ведения ЗОЖ, проявляются эмоции, связанные с избеганием отрицательных ситуаций, со страхом заболеть, с неудовлетворенностью собой. Для большинства будущих учителей характерно зарождение структуры мотивов ЗОЖ, они затрудняются правильно и долгосрочно ставить цели ведения ЗОЖ, а знания о здоровом образе жизни у них не глубокие и разрозненные (рис. 2, 3).

Рис. 2. Уровень мотивации студентов НИУ «БелГУ» к ЗОЖ в начале эксперимента

(эксперментальные группы), %


загрузка...