ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ (18.09.2012)

Автор: Польщикова Ольга Викторовна

ПОЛЬЩИКОВА Ольга Викторовна

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ

К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ

КИНЕЗИОЛОГИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ

13.00.08 – теория и методика профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Белгород – 2012

Работа выполнена в федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Белгородский государственный национальный

исследовательский университет»

Научный руководитель доктор педагогических наук, профессор Ирхин Владимир Николаевич

Официальные оппоненты: Бальсевич Вадим Константинович, член-корреспондент РАО, доктор биологических наук, кандидат педагогических наук, профессор, «Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма», профессор

Бурая Людмила Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, Cтароос-кольский филиал ФГБОУ ВПО «Бел-городский государственный национальный исследовательский университет», заведую-щая кафедрой педагогики и физической культуры, доцент

Ведущая организация Стерлитамакский филиал ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный универ-ситет»

Защита состоится «19» октября 2012г. в 13.00 на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 212.015.01 при Белгородском государственном национальном исследовательском университете по адресу: 308007, г. Белгород, ул. Студенческая, 14, ауд. 260.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Белгородского государственного национального исследовательского университета по адресу: 308015, г. Белгород, ул. Победы, 85.

Автореферат разослан «17» сентября 2012 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Ситникова Мария Ивановна

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

Актуальность исследования. Одной из ключевых задач, стоящих перед высшей школой России, является подготовка конкурентоспособного, здорового специалиста, ориентированного на ценности здорового образа жизни. Особенно это актуально для будущего учителя, призванного в профессионально-педагогической деятельности содействовать здоровью подрастающего поколения.

Несмотря на усиление в последние годы внимания высшей школы к вопросам приобщения студентов к ЗОЖ (введение в учебный процесс элективных курсов по основам ЗОЖ, проведение здоровьеориентированной воспитательной работы), такая деятельность, как правило, носит обезличенный характер, слабо учитывает взаимосвязь мотивационной, эмоциональной и двигательной сфер личности юношей и девушек. Поэтому возникает необходимость использования в образовательном процессе вуза кинезиологических средств, позволяющих активизировать взаимосвязь двигательных действий и психофизиологических процессов с целью формирования мотивации будущих учителей к здоровому образу жизни.

В отличие от традиционных способов обучения, «ограничивающих опорно-пространственную свободу обучаемых» (В. Ф. Базарный), кинезиологические средства (интеллектуальные двигательные действия: кинезиологические упражнения, ролевые игры с предметами, этюдные упражнения, подвижные психотехнические игры с предметами и др.), позволяют разблокировать мышечные зоны, нарушающие физическое и психоэмоциональное равновесие человека, стимулируют влияние мышечной системы тела на процесс обучения на уровне работы целостного мозга (П. и Г. Деннисоны). Кроме того, использование кинезиологических средств дает возможность включать студентов в «ЗОЖ-деятельность» через движение, приводит к тому, что цели ЗОЖ становятся для них личностно значимыми.

Степень разработанности проблемы. Анализ научной литературы и педагогической практики свидетельствует, что недостаточно изучены возможности использования идей образовательной кинезиологии для формирования мотивации будущих учителей к ЗОЖ. Для нашего исследования особую значимость представляют работы отечественных ученых, в которых обоснованы механизмы связи психических явлений и физиологических процессов (И. М. Сеченов, И. П. Павлов, Н. А. Бернштейн), рассматриваются психологические теории развития мотивации в онтогенезе (В. Г. Асеев, Л. И. Божович, Е. П. Ильин, А. Н. Леонтьев); представлена типология и структура мотивов (А. К. Маркова, В. С. Мерлин); раскрыты психологические механизмы мотивации (А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн); показана особенность проявления мотивационной сферы личности в соответствии с профессиональной деятельностью (А. К. Маркова, В. Д. Шадриков) и др.).

Принципиально значимыми для нашего исследования являются труды в сфере кинезиологии (Дж. Гурхард, П. и Г. Деннисоны, Э. Майнберг, Г. Стоукс, Д. Уайтсайд, К. Хонц, В. К. Бальсевич, Х. Х. Гросс, В. Б. Коренберг, Т. В. Скобликова и др.), работы, посвященные проблеме приобщения студенческой молодежи к ЗОЖ (Н. П. Абаскалова, Э. Н. Вайнер, М. Я. Виленский, Л. Н. Волошина, Г. К. Зайцев, Г. А. Калачев, А. Г. Маджуга и др.).

Среди зарубежных исследований следует выделить теории А. Маслоу, К. Роджерса, Э. Фромма, Э. Эриксона, в которых раскрываются проблемы мотивационно-потребностной сферы личности.

В работах Л. И. Анциферовой, Б. М. Величковского, В. К. Вилюнаса проблема мотивации рассматривается как исследование причин, побуждающих поступки и различные формы человеческой деятельности. Убедительно доказан тот факт, что недостаток движений отрицательно сказывается и на состоянии здоровья, и на возможностях реализации человека в сферах его жизнедеятельности.

Несмотря на растущую популярность образовательной кинезиологии, до сих пор отсутствуют специальные исследования, посвященные изучению влияния кинезиологических средств на формирование мотивации будущих учителей к ЗОЖ. Не имеет еще достаточного теоретического и технологического обоснования процесс формирования мотивации будущих учителей к ЗОЖ кинезиологическими средствами.

Таким образом, наличие противоречия между объективной потребностью общественной и образовательной практики в формировании мотивации будущих учителей к ЗОЖ кинезиологическими средствами и недостаточной теоретической и технологической разработанностью данного вопроса, послужило основанием для выбора темы исследования: «Формирование мотивации будущих учителей к здоровому образу жизни кинезиологическими средствами».

Потребность разрешения названного противоречия определила проблему исследования: каково содержание, способы и педагогические условия формирования мотивации будущих учителей к ЗОЖ кинезиологическими средствами в образовательном процессе вуза. Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.

Объект исследования: мотивация будущих учителей к здоровому образу жизни.

Предмет исследования: процесс формирования мотивации будущих учителей к ЗОЖ кинезиологическими средствами.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что процесс формирования мотивации будущих учителей к здоровому образу жизни кинезиологическими средствами будет осуществляться эффективно, если:

– основывается на структурно-функциональной модели, построенной на идеях и принципах системного, деятельностного, личностно ориентированного подходов, принципах педагогики здоровья и образовательной кинезиологии и включающей в себя: функции процесса формирования мотивации студентов к ЗОЖ (социализационная, профилактическая, культурологическая, коррекционно-реабилитационная, здоровьеукрепляющая), а также структурные компоненты (целевой, содержательный, операциональный, результативный) и педагогические условия формирования мотивации будущих учителей к здоровому образу жизни;

– реализуется технология формирования мотивации будущих учителей к здоровому образу жизни, представленная диагностическим, конструктивным, деятельностным и оценочным этапами;

– соблюдаются педагогические условия, необходимые для успешного формирования мотивации будущих учителей к ЗОЖ в образовательном процессе вуза с использованием кинезиологических средств: включенность студентов в двигательную ЗОЖ-деятельность, которую обеспечивают кинезиологические средства; создание эмоционально-положительного фона занятий, способствующего накоплению у студентов последовательных положительных эмоций за счет психофизиологического раскрепощения; включение стимулов личностной и профессиональной значимости кинезиологических средств; реализация кинезиологического потенциала содержания деятельности «Клуба здоровья».

Задачи исследования:

Определить теоретико-практические предпосылки использования кинезиологических средств формирования мотивации будущих учителей к здоровому образу жизни.

Раскрыть сущность и содержание кинезиологических средств, способствующих формированию мотивации будущих учителей к здоровому образу жизни.


загрузка...