РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В УНИВЕРСИТЕТАХ РОССИИ И ВЕЛИКОБРИТАНИИ (18.09.2012)

Автор: Беседина Олеся Александровна

Асинхронная Синхронная

Целевой компонент системы ПС ДО

Получение основного / дополнительного высшего образования без отрыва

от профессиональной деятельности Получение параллельного

высшего образования

Субъектный компонент системы ПС ДО

Студенты ДО (взрослые обучающиеся,

как правило), команда курса Студенты колледжей / университетов,

занимающиеся в вечернее время / выходные дни, команда курса

Содержательный компонент системы ПС ДО

Специально разработанные учебно-методические комплекты, организация

системы психолого-педагогического

сопровождения, система рейтинговой

аттестации и централизованного

мониторинга качества образования Копирование системы ПС ДО очной формы обучения, техническая поддержка

Операциональный компонент системы ПС ДО

Асинхронная коммуникация между

субъектами системы ПС ДО.

Обычная /электронная почта, web-сайт.

Групповые (тьюториалы) и индивидуальные занятия (консультации), организация самостоятельной работы, рассылка учебно-административной документации Синхронная коммуникация

в режиме реального времени.

ИКТ, связанные с использованием

сети Интернет.

Формы организации системы ПС ДО, характерные для очной формы обучения: лекции, практические /семинарские занятия, коллоквиумы, консультации по организации самостоятельной работы и др.

Результативный компонент системы ПС ДО

Организация педагогического контроля

в виде пересылки контрольных, аттестационных работ и рецензий на них Организация педагогического контроля

в режиме реального времени

В работе раскрыто, что при рассмотрении современных моделей системы ПС ДО в университетах России и Великобритании необходимо учитывать организационный тип образовательного учреждения ДО: однопрофильный и двухпрофильный. Однопрофильные учреждения предлагают только дистанционные курсы, на которые ориентирована вся система ПС, и административные ресурсы, а также все средства, находящиеся в их распоряжении. Двухпрофильные учреждения осуществляют курсы как очной, так и дистанционной формы, поддерживая эквивалентность академических стандартов за счет единства учебного плана, профессорско-преподавательского состава, общей системы экзаменов и дипломов.

В ходе исследования установлено, что система ПС ДО в учреждениях обоих типов в рассматриваемых странах связана непосредственно со сферой управления (организацией и реализацией образовательного процесса) и сферой обеспечения (поддержания образовательного процесса). В работе представлены различия организационных типов. В двухпрофильных учреждениях ДО функционирует специальное подразделение, деятельность которого направлена, в основном, на организацию и осуществление системы ПС ДО. В однопрофильных учреждениях выделяются подразделения, занимающиеся разработкой учебных курсов или приобретением готовых курсов ДО с последующей адаптацией их к конкретным условиям обучения; доставкой учебных материалов; контролем и поддержкой в процессе обучения; обеспечением взаимодействия обучающихся с профессорско-преподавательским составом, библиотекарями, службой технической поддержки, административным аппаратом вуза и др.

На основе сравнительного анализа показано, что различия в моделях системы ПС ДО в университетах обеих стран проявляются в национальных особенностях организации и управления высшим образованием. В отличие от вузов России университеты ДО Великобритании являются независимыми учреждениями и несут ответственность за качество образования, реализацию образовательных стандартов, достижение и результаты приобретения знаний, умений и навыков. Их автономность проявляется в самостоятельной разработке содержания учебных курсов, программ, материалов обучения, а также в определении условий получения и присуждения степени выпускнику по окончании вуза.

Контроль за организацией и функционированием системы ПС ДО на всех этапах учебного процесса в вузах Великобритании возложен на административный и экзаменационный советы. Для отечественной системы ПС ДО интересен опыт университетов ДО Великобритании по систематическому учету мнений обучающихся как в процессе обучения, так и по его завершении. Для мониторинга состояния и совершенствования системы ПС ДО используются различные виды опросов, анкетирования, бесед по таким вопросам, как деятельность вуза в целом, содержание образования, организация и повышение эффективности системы ПС, использование администрацией финансовых средств и др. Внешний надзор и контроль за качеством ПС ДО в британских университетах возложен на Министерство образования Великобритании и Европейский отдел высшего образования Соединенного Королевства, которые осуществляют мониторинг через Совет по финансированию высших учебных заведений, Агентство по гарантии качества и др. В системе ПС ДО учитываются следующие положения: организация и условия проведения образовательного процесса, результаты аттестации обучающихся, социальные условия педагогов и студентов. В отличие от Великобритании система ПС ДО в университетах России регламентируется федеральными законами, и управленческие решения принимаются на государственном уровне.

При всем многообразии технологий системы ПС ДО в университетах России и Великобритании в работе выделены наиболее эффективные, заслуживающие внимания и изучения, связанные с решением задач модернизации отечественной системы ДО: технологии «входа», «реализации», «выхода».

К конструктивным технологиям «входа», создающим основу для вовлечения студента в процесс обучения, а также снижения рисков, связанных с академической неуспеваемостью и отчислением, «отсевом» по личным и иным причинам, относятся технологии диагностики и адаптации обучающихся системы ПС ДО, планирования системы ПС ДО. Технологии «диагностики» включают в себя: регистрационную форму, анкетирование в режиме on /off line, организацию «кафе»/ «студенческой гостиной» на сайте в Интернете, тестирование уровня остаточных знаний, контакты педагога с обучающимися (личные встречи, интервью, беседы по телефону). В ходе сопоставительного анализа установлено, что если в большинстве вузов ДО России полученная информация «на входе» используется для организации системы ПС ДО «среднестатистического» обучающегося, то в Великобритании эти данные составляют основу технологий планирования, выступающих гибким инструментом для составления индивидуальной учебной программы отдельного студента.

Технологии адаптации включают непосредственное знакомство обучающегося с тьютором, другими студентами, обмен контактной и иной информацией; введение в среду ДО (ознакомление с особенностями ДО, образовательным учреждением и другими субъектами системы ПС ДО, организацией и структурой курса обучения, предоставление доступа к ресурсам курса обучения); информирование о способах доставки учебных материалов, технической поддержке, необходимом оборудовании и уровне подготовки обучающегося в области ИКТ; осведомление обучающихся о вспомогательных службах, занимающихся «неакадемической» поддержкой. Как показано в работе, в университетах Великобритании система ПС ДО «на входе» представлена более широко, чем в России, и проявляется не только в поддержке тьютора, ведущего курс обучения, но и в деятельности различных субъектов системы ПС ДО. В ходе сравнительного анализа выявлено, что если в Великобритании академические обязанности распределены между различными специалистами (преподавателем-разработчиком учебных и методических материалов, консультантом по методам обучения, специалистом по интерактивному представлению учебных курсов и методам контроля за результатами обучения и др.), и при этом автор (составитель) курса не всегда осуществляет преподавательскую деятельность, то в России преподаватель ДО выполняет сам все перечисленные виды деятельности.

В работе выделены конструктивные технологии «реализации» системы ПС ДО, направленные на создание максимально благоприятных условий и возможностей студентам для самостоятельного приобретения и усвоения знаний, умений и навыков: технологии организации самостоятельной работы студентов, взаимодействия основных субъектов системы, контроля (предварительного, текущего и заключительного).

Как показано в исследовании, эффективность технологий «реализации» системы ПС ДО в России и Великобритании зависит от учебно-методического обеспечения процесса обучения, его качества и доступности для каждого студента. В работе установлено, что в типовой учебно-методический комплект для организации самостоятельной работы студентов в университетах обеих стран входят: путеводители /брошюры, график проведения консультаций / тьюториалов, контрольных и экзаменационных мероприятий, инструкции с информацией о программе и учебном плане, заданиях и последовательности изучаемого курса, специально созданные для ДО учебники и рабочие тетради, компоненты мультимедийной поддержки самостоятельной работы (обучающие компьютерные программы, аудио-, видео- и компьютерные компакт-диски с материалами теле-, слайд- и аудиолекций, лабораторные работы, практикумы), дополнительные материалы по предметной области курса (энциклопедии, справочники, атласы, словари), персональный доступ к ресурсам web-сайтов университетов (доске объявлений, учебным планам и программам, расписанию занятий, портфолио преподавателей, своду правил по организации учебного процесса, методическим материалам) и дополнительным он-лайн источникам (электронным библиотекам, учебным материалам и базам данных).

Действенным механизмом оказания помощи и поддержки студенту в процессе самостоятельного изучения дисциплины и выполнения различных заданий выступают технологии организации взаимодействия студента с основными субъектами системы ПС ДО. В исследовании раскрыто, что если в большинстве университетов Великобритании фундаментом технологий взаимодействия основных субъектов системы ПС ДО выступает электронная образовательная среда, то в России данная практика только начинает активно разрабатываться и внедряться. Для обеспечения максимальной эффективности учебного процесса в ходе реализации технологии взаимодействия основных субъектов системы ПС ДО в университетах России и Великобритании организуются личные контакты. Изучение отечественной и британской практики системы ПС ДО позволило выделить конструктивные формы непосредственного взаимодействия основных субъектов: консультации, тьюториалы, выездные школы. В отличие от университетов Великобритании в ряде отечественных вузов очное взаимодействие студента с преподавателями является обязательным.

Для стимулирования и обеспечения успешной учебной деятельности обучающегося, а также своевременного разрешения и проведения корректив, возникающих затруднений в образовательном процессе в практике системы ПС ДО в университетах России и Великобритании применяются технологии контроля: конструктивные технологии предварительного, текущего и заключительного контроля. Сравнительно-сопоставительный анализ выявил многообразие форм и методов контроля: письменные задания, конспектирование теоретического материала, анкеты, тесты, контрольные и лабораторные работы, рефераты /доклады, курсовые проекты. В работе установлено, что технологии контроля в университетах Великобритании осуществляются, в основном, в виртуальной образовательной среде, в то время как в России применяются современные ИКТ и традиционные средства связи. В отличие от университетов России, задания текущего контроля системы ПС ДО в университетах Великобритании носят рекомендательный характер и не влияют на итоговую оценку курса. В большинстве вузов России их выполнение является обязательным и может выступать основанием для допуска к итоговым экзаменам.

Конструктивные технологии «выхода» системы ПС ДО в университетах России и Великобритании нацелены на оказание поддержки, помощи выпускникам университетов в начале их профессиональной деятельности. В отличие от вузов ДО России в Великобритании данные технологии более вариативны и апробированы на практике.


загрузка...