РАЗВИТИЕ СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В УНИВЕРСИТЕТАХ РОССИИ И ВЕЛИКОБРИТАНИИ (18.09.2012)

Автор: Беседина Олеся Александровна

Степень разработанности проблемы. К настоящему времени сложились определенные теоретические предпосылки, необходимые для проведения сравнительного анализа развития системы ПС ДО студентов в университетах России и Великобритании:

определены теоретико-методологические основы ДО (А.А. Андреев, В.И. Овсянников, В.П. Тихомиров, А.В. Хуторской, С.А. Щенников; С. Ведемейер, Д. Киган, М. Мур, О. Петерс, Д. Рамбл, Б. Холмберг);

изучены отдельные вопросы заочной подготовки специалистов высшей квалификации в России (А.И. Галаган, М.А. Евдокимов, В.П. Игнатьев, В.Н. Лазарев, Г.И. Спижанкова, В.В. Цукерман, И.Г. Шамстудинова);

выполнены исследования системы высшего образования в Великобритании (Л.Р. Акмаев, Г.А. Андреева, О.А. Витохина, В.Б. Гаргай, З.А. Коллонтай, О.В. Кузнецова, Е.Ю. Лаптева, Л.П. Рябов, Д.Р. Сабирова);

разработаны отдельные направления развития и пути преобразования ДО (А.В. Бухарова, В.В. Вержбицкий, А.В. Густырь, В.П. Кашицин, Н.В. Монахов; Ф. Дачестел, Т. Кларк);

обоснована специфика педагогической деятельности в условиях ДО (Л.В. Бендова, Е.С. Комраков, Е.С. Полат, А.Г. Чернявская, С.А. Щенников;

Д. Даниел, Д. Керкап, Д. Киган, М. Мур, Д. Сьюарт, А. Тейт);

раскрыты отдельные аспекты организации педагогического сопровождения ДО (Ю.А. Дубровская, И.Б. Добродеев, Н.И. Городецкая; Д. Бейли,

Б. Ваувлз, Г. Керсли, M. Мур, Л. Тейлор, А. Тейт).

Для изучения системы ПС ДО студентов в университетах России и Великобритании значимы исследования в области сравнительной педагогики

(И.С. Бессарабова, Н.М. Воскресенская, Б.Л. Вульфсон, В.Б. Гаргай, А.Н. Джуринский, З.А. Малькова, И.Б. Марцинковский, А.М. Митина, Н.Д. Никандров, Е.Ю. Рогачева, Н.В. Федорова, К.Н. Цейкович).

Таким образом, накоплен определенный теоретико-методологический и практический материал по отдельным вопросам ДО студентов в университетах России и за рубежом. Однако в работах указанных авторов сравнительный анализ развития системы ПС ДО в университетах России и Великобритании не выступает специальным предметом исследования.

Изучение научной литературы в области ДО, нормативно-правовых документов, практического опыта реализации системы ПС ДО в университетах России и Великобритании позволило выделить следующие противоречия:

между необходимостью исследования особенностей, направлений развития, содержания, моделей и технологий ПС ДО студентов в университетах России и Великобритании и недостаточным обоснованием рассматриваемой системы в сопоставительном аспекте;

между объективно растущей потребностью в повышении качества ДО в отечественных вузах за счет совершенствования системы ПС ДО студентов и недостаточным исследованием положительного опыта решения обозначенной проблемы в университетах России и Великобритании.

Указанные противоречия послужили основой для определения проблемы исследования: каковы особенности, направления развития, современные модели и конструктивные технологии системы ПС ДО студентов в университетах России и Великобритании.

Решение этой проблемы составляет цель исследования.

Объект исследования – дистанционное обучение студентов в университетах России и Великобритании.

Предмет исследования – сравнительно-педагогический анализ процесса развития системы ПС ДО студентов в университетах России и Великобритании.

В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом исследования сформулированы следующие задачи:

раскрыть сущность, структуру и особенности системы ПС ДО студентов в университетах России и Великобритании;

обосновать предпосылки, факторы и исторические этапы развития системы ПС ДО студентов в университетах рассматриваемых стран;

определить современные направления развития системы ПС ДО студентов в университетах России и Великобритании;

выявить позитивный опыт использования моделей и конструктивных технологий системы ПС ДО студентов в университетах России и Великобритании с учетом задач модернизации отечественной практики.

Методологическую и теоретическую основу исследования составляют философские принципы познания, развития, системности, единства общего, особенного и единичного, идеи о закономерностях общественно-исторического развития, всеобщей связи и взаимообусловленности политических, экономических, социальных и образовательных процессов и явлений.

Основополагающими для нашего исследования являются ведущие положения общей теории систем и системного анализа (В.Г. Афанасьев, А.Н. Аверьянов, И.В. Блауберг, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин); развития педагогических систем (С.И. Архангельский, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько,

Т.А. Ильина, Н.В. Кузьмина); личностно-ориентированного и субъектно-деятельностного подходов (Б.Г.Ананьев, Е.В. Бондаревская,

Н.К. Сергеев, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.). В исследовании были использованы идеи и положения теории профессионального образования

(Е.П. Белозерцев, С.Г. Вершловский, И.Ф. Исаев, А.М. Митина, В.А. Сластенин, А.И. Субетто, А.И. Уман; М. Ноулз, Р. Смит и др.); сравнительной педагогики (Б.Л. Вульфсон, А.Н. Джуринский, З.А. Малькова, Н.Д. Никандров, К.Н. Цейкович; И.Л. Кэндел, М.Е. Сэдлер).

Теоретическим фундаментом исследования послужили работы отечественных и зарубежных ученых, рассматривающие:

теоретико-методологические основы ДО (А.А. Андреев, В.П. Беспалько, А.В. Боева, В.М. Монахов, В.И. Овсянников, Е.С. Полат, В.Н. Солдаткин, В.П. Тихомиров, А.В. Хуторской, С.А. Щенников; Дж. Баат,

С. Ведемейер, Д. Даниел, А. Карр-Челман, Дж. Керсли, Д. Киган, М. Мур, О. Петерс, Д. Рамбл, Б. Холмберг, Д. Шейл);

заочную подготовку специалистов высшей квалификации в России (В.Н. Лазарев, И.Г. Шамстудинова, В.В. Цукерман);

сущностные характеристики педагогического сопровождения, поддержки, помощи в образовательном процессе (Л.Н. Бережнова, В.И. Богословский, Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, М.И. Губанова, Е.А. Казакова, Л.И. Маленкова, Ю.Г. Опарин, В.И. Слободчиков, Л.Г. Тарита, А.П. Тряпицына, И. Фрумин, И.И. Хасанова, С.М. Юсфин);

проблемы тьюторского сопровождения обучающихся (Т.М. Ковалева, И.Д. Проскуровская, Н.В. Рыбалкина, П.Г. Щедровицкий; Х. Биернс, Д. Бушсела, Г. Кавелти, Дж. Каган, С. Римм-Кауфман, К. Топпинг).

При решении поставленных задач использовался комплекс методов исследования: теоретический анализ отечественных и зарубежных источников по проблеме исследования; методы аналогии, сопоставления, сравнения, обобщения информации, полученной из отечественной и оригинальной литературы на английском языке, программно-методической документации, законодательных актов по исследуемой проблеме; научная интерпретация конкретных педагогических явлений; изучение передового опыта университетов России и Великобритании; ретроспективный анализ и синтез; структурно-логический метод.

Источниковедческую базу исследования составили отечественная и зарубежная философская, историко-педагогическая, педагогическая, психологическая литература по исследуемой проблеме; материалы сравнительно-педагогических исследований; научные обзоры ассоциаций ДО; документы международных семинаров, конференций в области ДО; законы и нормативные документы России и Великобритании; учебные планы и программы ДО студентов университетов России и Великобритании.

Вестник высшей школы», «Высшее образование в России», «Мир образования–образование в мире», «Педагогика», «Перспективы: сравнительные исследования в области образования», «Открытое образование», «Открытое и дистанционное образование», «Дистанционное и виртуальное обучение», «e-Learning World».

В ходе исследования использовались web-сайты Министерства образования и науки РФ, Великобритании, Совета Европы, Британского совета в РФ, ЮНЕСКО, Европейской Ассоциации ДО, Европейской Ассоциации университетов ДО, Ассоциации университетов Содружества, Агентства по гарантии качества в Великобритании, web-сайты вузов РФ (Московский государственный университет экономики, статистики и информатики (МЭСИ), Современная государственная академия (СГА), Международный институт менеджмента ЛИНК (МИМ ЛИНК), Московский государственный университет (МГУ), государственные технические университеты Новосибирска, Мурманска, Орла, Тамбова, Белгорода, Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники, Сибирский государственный индустриальный университет, Челябинский государственный университет, Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций, Курский государственный университет, Белгородский государственный национальный исследовательский университет (НИУ «БелГУ»)) и Великобритании (Открытый университет, университеты Лондона, Ливерпуля, Дерби, Оксфордский университет, университет Роберта Гордона, Нортумбрийский и Ноттингемский университеты, университет Портсмута).

Организация и этапы исследования.


загрузка...