Формирование конкурентноспособного специалиста в системе регионального высшего педагогического образования (на примере педагогических вузов Якутии) (18.04.2011)

Автор: Платонова Раиса Ивановна

ПЛАТОНОВА Раиса Ивановна

ФОРМИРОВАНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОГО СПЕЦИАЛИСТА

В СИСТЕМЕ РЕГИОНАЛЬНОГО

ВЫСШЕГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(на примере педагогических вузов Якутии)

13.00.08 – Теория и методика профессионального образования

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

доктора педагогических наук

Москва - 2011

Работа выполнена в ФГОУ ВПО «Российский государственный университет

физической культуры, спорта и туризма»

Научный консультант: член-корреспондент РАО,

доктор педагогических наук, профессор

Неверкович Сергей Дмитриевич

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор

Свищев Иван Дмитриевич

доктор педагогических наук, профессор,

Балашова Валентина Федоровна

доктор педагогических наук, профессор

Петрова Татьяна Николаевна

Ведущая организация: Национальный государственный Университет

физической культуры, спорта и здоровья

им. П.Ф. Лесгафта

Защита состоится «___» июня 2011 года в ___часов на заседании диссертационного совета Д 311.003.02 при ФГОУ ВПО «Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма» по адресу: 105122, Москва, Сиреневый бульвар, 4, ауд.603.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГОУ ВПО «Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма»

Автореферат разослан «___» _______ 2011 года

Ученый секретарь

диссертационного совета М.В. Сахарова

Общая характеристика РАБОТЫ

Актуальность исследования. В постиндустриальном обществе, «когда преимущества стран в конкурентной борьбе определяются не богатством природных ресурсов или мощью финансового капитала, …но уровнем образования и интеллектуальным потенциалом нации» (В.А.Садовничий, 2010), высшее педагогическое образование занимает исключительно важное по значимости положение, так как именно с помощью учителей создается «человеческий капитал» нации. Вхождение отечественных педагогических вузов в мировое образовательное сообщество (Болонский процесс) включает переход к европейским критериям результата высшего профессионального образования - формирование конкурентоспособных специалистов педагогического профиля, востребованных на насыщенных рынках труда регионов, компетентных, способных эффективно решать профессиональные задачи в условиях рыночной экономики.

При оценке степени разработанности проблемы учитывались следующие положения. Анализ конкурентоспособности в системе высшего педагогического образования представлен в работах В.И. Загвязинского, В.П. Кузовлева, Н.В. Кузьминой, Л.М.Митиной, Н.Д. Никандрова, В.М. Монахова, В.А. Сластенина, Л.А.Тарасовой, А.И. Щербакова. Вопросы обеспечения и управления качеством образования исследуются в трудах М.М. Балашова, В.П. Беспалько, В.И. Загвязинского, В.В. Краевского, Е.Д. Коллеговой, Н.В. Корнейченко, С.А. Мохначева, В.А. Федорова.

Модель учителя-профессионала разработана Э.Ф. Зеером, В.Н. Мезиным, Н.М. Мельник, Л.М. Митиной, С.Д. Неверковичем, Н.З. и Л.Н. Сафиуллиными, В.В. Сериковым и др. Этапы подготовки конкурентоспособного специалиста освещаются В.С. Безруковой, Ф.Е. Довжко, В.М. Жураковским, Н.Б. Стамбуловой, М.А. Петуховым, Л.В. Субботиной и др.

В Республике Саха (Якутия), где долгие годы трудовые ресурсы формировались, в основном, за счет привлечения специалистов из других областей страны, с 90-х гг. ХХ века проявились диспропорции на рынке педагогического труда, вызванные как «перепроизводством», так и «недопроизводством» квалифицированных педагогических кадров по ряду специальностей учебными заведениями республики. К практическим предпосылкам формирования конкурентоспособного специалиста педагогического профиля можно отнести:

– принятие и реализацию Национальной концепции модернизации образования как ответа системы высшего образования РФ на социальный заказ общества о повышении качества профессионального образования; утверждение Государственного стандарта высшего педагогического образования нового поколения; формирование региональных педагогических комплексов;

– подписание Россией Болонской декларации, согласно которой продуктом вуза становится «человек знающий», способный выдержать конкуренцию на рынке труда и адекватно реагировать на трансформирующиеся потребности социального и научно-технического прогресса.

Формирование широкого слоя квалифицированных, конкурентоспособных специалистов из числа постоянно проживающего в северных регионах населения выступает одним из главных условий реализации мегапроектов на Северо-Востоке России. С 90-х гг. ХХ века резко проявились диспропорции на региональном рынке педагогического труда, вызванные как «пере»-, так и «недопроизводством» региональными вузами педагогических кадров по ряду специальностей; ориентацией выпускников педагогических вузов на альтернативную трудовую деятельность в городах и районных центрах центральной Якутии; снижением качества профессиональной подготовки в результате «массовизации» и «коммерциализации» высшего образования в филиалах центральных и коммерческих педагогических вузов.

На региональном уровне отдельные аспекты эффективного использования трудового потенциала проанализированы в работах В.Н. Бекетова, У.С. Борисовой, Я.Т. Васильева, А.Л. Волкова, Е.В. Малеевой, И.И. Подойницыной, М.Р. Степанова, В.П. Филиппова. Современные проблемы подготовки специалиста в системе высшего регионального образования разрабатывались А.Н. Алексеевым, Д.А. Даниловым, Е.И. Михайловой, Т.М. Михайловой, Е.С. Никитиной, А.Г.Новиковым, В.Я. Фридовским и др.

Несмотря на ряд достижений в рассмотрении вопросов содержания и оценки качества профессиональной подготовки учителей в вузах Якутии, педагогический аспект формирования конкурентоспособности в условиях регионального педагогического вуза еще не становился предметом специального научного исследования.


загрузка...