Изменение учебно-познавательной деятельности школьника в современном образовании (18.04.2011)

Автор: Даутова Ольга Борисовна

3) Характеристики изменения современной учебно-познавательной деятельности.

3.1. Учебно-познавательная деятельность – это деятельность субъекта, осуществляющего целеполагание на основе согласования предметных и личностных задач; решение этих задач на основе универсальных способов деятельности; ориентацию на систему значимых ценностных отношений «я-мир» с целью присвоения содержания образования при содействии и поддержке педагога.

3.2. Процесс учебно-познавательной деятельности современного школьника характеризуется изменениями традиционных этапов:

На I-ом – «мотивационно-целевом» этапе целеполагание осуществляется учеником на основе согласования предметных и личностных задач, способствующих пониманию школьником личностного смысла конкретной образовательной ситуации,

II-ой – «проектировочный» характеризуется выбором школьником учебных заданий, способов и темпов его выполнения,

В содержании III-его этапа – «операционально-деятельностного» основными способами познания становятся процедуры понимания и коммуникации как способы нахождения смыслов, значений и интерпретации себя, Другого, образовательной ситуации, содержания предметной задачи,

В традиционном IV-ом «оценочном» этапе усиливается роль самооценивания и взаимооценивания результатов учебно-познавательной деятельности,

V этап – «рефлексивный» предполагает оценивание себя как субъекта учебно-познавательной деятельности.

3.3. Овладение школьником универсальными способами деятельности: понимания, коммуникации, рефлексии и проектирования позволяет ему расширить пространство значимых отношений «я-мир» и проявить свои позиции:

ценностно-личностное отношение формируется в системе «я – сам» на основе понимания самого себя как активного участника процесса учения, особенностей своей личности;

ценностно-познавательное отношение формируется как отношение к познанию в целом: мира, Других, себя в системе «я – культура» на основе идентификации себя как целостной личности,

ценностно-деятельностное отношение в системе «я – деятельность» характеризуется как отношение к разнообразным видам деятельности, в которую включается ученик с целью сознательного самовыражения и возможности самореализации;

ценностно-коммуникативное отношение в системе «я – Другой», характеризуется как отношение к совместным формам познания и процессу образовательной коммуникации в целом.

Характеристика новых результатов учебно-познавательной деятельности. Ориентация на формирование компетентностей школьника обусловливает необходимость нахождения новых интегральных результатов школьного обучения, характеризующих целостность личности школьника. К таким интегральным результатам относятся:

4.1. На ступени основной школы - познавательная компетенция, понимаемая как интегральная способность к осуществлению познания на основе освоенной совокупности универсальных учебных действий.

4.2. На ступени старшей школы - автономная познавательная позиция, которая понимается как совокупность реализованных школьником отношений в системе «я-мир», определяющих готовность к непрерывному образованию и самообразованию.

5) Уточнение основной профессиональной задачи учителя – «строить образовательный процесс, ориентированный на достижение целей конкретной ступени образования», включает в себя следующие компоненты:

развитие мотивации и учения школьника посредством понимания им личностного смысла учения, выстраивания значимых отношений «я-мир» и реализации интересов и жизненных потребностей в учебной деятельности;

включение школьника в учебное проектирование учебно-познавательной деятельности и индивидуального образовательного маршрута, с целью приобретения опыта действия и ответственности в реальных процессах;

проектирование и организацию процедуры понимания как нахождения учеником смыслов, значений и интерпретации себя, Другого, контекста коммуникации, образовательной ситуации, содержания учебной задачи такими педагогическими средствами как гуманитарные технологии и стратегии, позволяющие активизировать ценностно-смысловой и мотивационный компоненты учебно-познавательной деятельности;

проектирование и организацию коммуникации за счет вовлечения учащихся в совместное планирование, выбор коммуникативных средств и реализацию совместных форм деятельности посредством применения гуманитарных технологий; управление групповой динамикой на уроке; обогащение опыта общения как личностно формирующего фактора через приобретение опыта общения со сверстниками в различных по характеру группах на уроке и в школьных сообществах;

включение школьника в рефлексию путем развития способности к самоанализу, самоконтролю, установлению внутренних ориентиров и способов разграничения Я и не Я за счет учебного планирования, самооценивания и взаимооценивания на всех этапах учебно-познавательной деятельности.

6) Зависимости, установленные при реализации учебно-познавательной деятельности:

между способами познавательной деятельности (рефлексией, пониманием, проектированием, коммуникацией), системой значимых отношений (ценностно-личностным, ценностно-познавательным, ценностно-деятельностным, ценностно-коммуникативным) и сформированностью учебно-познавательной компетентности:. сформированность учебно-познавательной компетентности предполагает формирование в учебно-познавательной деятельности универсальных способов деятельности и связанных с ними отношений;

между успешностью учебно-познавательной деятельности и развитием автономной познавательной позиции школьника: успешность учебно-познавательной деятельности определяет становление автономной познавательной позиции школьника, проявляющейся в таких качествах личности как ответственность, открытость к познанию, самостоятельность, коммуникабельность, что обеспечивает саморазвитие личности школьника и наоборот автономная позиция ведет к успешности учебно-познавательной деятельности;

между ориентацией на целостную личность ученика в процессе обучения и взаимосвязи познавательных процедур в организации процесса обучения: становление целостности личности школьника зависит от степени взаимосвязи и реализации в учении процедур понимания, коммуникации, рефлексии, проектирования.

между организацией нелинейного процесса обучения и учением как ресурсом личностного развития школьника: чем больше в организации процесса обучения элементов нелинейной организации, тем в большей степени учение выступает как ресурс личностного развития ученика.

7) Изучение изменения учебно-познавательной деятельности в контексте модернизации отечественного школьного образования актуализирует потенциал качественных методов исследования проблем становления личности средствами образования, что предполагает: усиление междисциплинарности исследований на основе идей современной гуманитаристики, построение культуроцентристской исследовательской программы, построение целостной методики изучения школьника на основе интегральных показателей.

Научная новизна результатов исследования заключается в следующем:

определена социокультурная обусловленность учения современного школьника путем выявления макрофакторов (динамичное изменение жизни, множественность культур, появление новых технологий и средств связи, неопределенность будущего), которые влияют на изменение учебно-познавательной деятельности школьника;

выявлены основные риски, вызванные макрофакторами (фрагментарности образования, усвоения устаревающих знаний, избыточной информации, аномии ценностей, формировании негативной идентичности школьника, отвержения правил) и педагогические стратегии преодоления рисков как стратегии организации учебно-познавательной деятельности на ценностно-смысловой основе;

обосновано новое понимание учебно-познавательной деятельности современного школьника, исходя из ценностно-смысловой основы;

определены основные способы современной учебно-познавательной деятельности: понимание, рефлексия, коммуникация, проектирование;

определена система отношений «я-мир»: ценностно-личностное, ценностно-познавательное, ценностно-деятельностное, ценностно-коммуникативное;

определена новая стратегия построения нелинейного процесса обучения;

выявлены показатели результативности учебно-познавательной деятельности: на ступени основной школы: учебно-познавательная компетенция школьника и ступени старшей школы: автономная познавательная позиция школьника;

раскрыто содержание профессиональной задачи учителя – «строить образовательный процесс, ориентированный на достижение целей конкретной ступени образования»;

впервые выявлены зависимости, характеризующие учебно-познавательную деятельность современного школьника, сущность взаимодействия учения и преподавания;

определен потенциал качественных исследований проблем становления личности средствами образования;

обоснована концепция изменений современной учебно-познавательной деятельности школьника.


загрузка...