Изменение учебно-познавательной деятельности школьника в современном образовании (18.04.2011)

Автор: Даутова Ольга Борисовна

Отдельно необходимо обозначить источниковую базу исследования, которую составили:

документы, отражающие процессы реформирования систем образования различных стран мира в течение последних двух десятилетий, в том числе России, аналитические отчеты о реализации широкомасштабного эксперимента по модернизации структуры и содержания общего образования, аналитические обзоры результатов качества школьного и образования в России и за рубежом (Н.Е. Боревская, Н.М. Воскресенская, Б.Л. Вульфсон, А.Н. Джуринский, Г.С.Ковалева, М.В. Кларин, О.Е.Лебедев, Н.П. Литвинова, Р.З. Хайрулин, Ж. Аллак, и др.);

и др.);

результаты социологических работ по изучению ценностей современных подростков и молодежи (В.С.Собкин, З.Б.Абросимова, Д.В.Адамчук, Е.В.Баранова, В.В.Костюшев и др.)

В исследовании использовалась следующая совокупность методов:

Теоретические: анализ литературы, моделирование общей и частных гипотез исследования; проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах поисковой работы, обобщение и синтез, абстрагирование, моделирование;

Эмпирические: гуманитарные (интервьюирование, беседы, сочинения, экспертная оценка) опросно-диагностические (анкетирование), изучение педагогической документации, анализ продуктов деятельности и выполнения тестовых заданий, наблюдение, обобщение педагогического опыта, диагностика качества учебно-познавательной деятельности школьников, диагностический эксперимент по исследованию позиций и отношений школьников в учебно-познавательной деятельности, опытная работа, локальные педагогические эксперименты;

Статистические: ранжирование, шкалирование, рейтинговая оценка, математическая статистическая обработка полученных в ходе исследования результатов.

Экспериментальная база исследования:

Система образования Санкт-Петербурга (общеобразовательные школы, школы с углубленным изучением предметов, гимназии, РГПУ им. А.И. Герцена, Санкт-Петербургская Академия постдипломного образования, научно-методические центры Центрального, Адмиралтейского районов, НОУ «Смена», образовательные учреждения и институты повышения квалификации регионов РФ (Республики Карелия, Ленинградской области, Смоленской области, Тюменской области, гимназия № 44 г. Иркутска).

Этапы исследования:

I этап — проблемно-постановочный (1995 – 1998 гг.). На этом этапе было проведено исследование связи самосознания обучающегося и успешности его учебно-познавательной деятельности. Одновременно с этим возникла потребность исследования учебно-познавательной деятельности и ее влияния на развитие личности современного школьника.

II этап — этап социокультурного анализа (1998 – 2001 гг.) Был проведен анализ современной социокультурной ситуации и выявлены основные факторы, оказывающие наиболее существенное влияние на качество школьного образования и определяющие изменение процесса обучения и учебно-познавательной деятельности современного школьника.

III этап — теоретического анализа (2001 – 2003 гг.). На основе изучения и анализа отечественной и зарубежной научной литературы по проблемам современного школьного образования и учебно-познавательной деятельности школьника выявлены основные теоретические подходы к их исследованию. На этом этапе был уточнен и оформлен концептуальный замысел исследования.

IV этап — моделирования (2003 – 2006 гг.). Проведено изучение массовых данных качества учебно-познавательной деятельности современного школьника (результатов ЕГЭ, результатов международных исследований и др.), изучение нормативных документов. На этом этапе определялась эмпирическая база исследования, проводилась опытная работа, была разработана новая модель учебно-познавательной деятельности школьника.

V этап — опытно-экспериментальный (2006 – 2009 гг.) связан с осуществлением экспериментальной проверки теоретической модели учебно-познавательной деятельности в ходе проведения локальных экспериментов. На основе изучения литературы по проблеме и практического опыта, экспериментальной проверки положений гипотезы разработаны и апробированы новые программы для педагогов и программы подготовки студентов педагогического университета к реализации новой модели учебно-познавательной деятельности. Обобщались результаты диссертационного исследования по экспериментальной части.

VI этап — обобщающе-аналитический (2009-2010 гг.). Завершение работы, анализ, синтез, обобщение, систематизация и оформление результатов, определение направлений дальнейших исследований по данной проблеме.

На защиту выносится концепция изменений учебно-познавательной деятельности, которая включает в себя совокупность утверждений, отражающих основные результаты исследования:

1) Социокультурные макрофакторы, определяющие изменение понимания учебно-познавательной деятельности в современном образовании.

1.1. Социокультурные макрофакторы: динамичное изменение жизни, множественность культур, появление новых технологий и средств связи влияют на изменение современного образования и порождают новую образовательную реальность, обладающую позитивным потенциалом для развивающейся личности школьника и рисками. Положительный потенциал способствует реализации инновационных идей модернизации школьного образования в соответствии с требованиями времени.

1.2. Риски, вызванные макрофакторами (фрагментарности образования, усвоения устаревающих знаний, избыточной информации, аномии ценностей, формировании негативной идентичности школьника, отвержения правил) не вступают в силу, если реализуются педагогические стратегии, направленные на развитие личностного ресурса обучающегося, его способности к образованию и учению.

Педагогической стратегией преодоления рисков выступает организация учебно-познавательной деятельности, которая характеризуется:

ориентацией на учение как способ бытия, что обусловливает открытость школьника познанию и новому опыту, опыту субъективного переживания осмысленности собственной жизни, возможность самоопределения и самореализации в настоящем времени, понимание себя, мира, других людей;

ориентацией на сопереживание, событийность, эмоциональность и ценностно-смысловую насыщенность учебно-познавательной деятельности;

ориентацией на решение предметных и личностных задач, что увеличивает возможности выбора и возрастание степеней свободы школьника за счет освоения школьником ресурсами образовательной среды: информационным, коммуникативным, технологическим.

1.3. Социокультурный контекст образования обусловливает ценностно-смысловую основу построения учебно-познавательной деятельности школьника, фиксирующую ее новое «назначение» в условиях современного образования:

понимание мира личности школьника как структуры значимых отношений, внутри которых существует школьник и внутри которых он действует;

понимание учения как способа существования человека, актуализирующего идею учения как изменения себя, учения как понимания, что позволяет школьнику самоопределиться, сохранить свою целостность, обрести идентичность;

создание условий достижения личностного, бытийного способа существования школьника, в качестве которых выступают:

расширение сферы самосознания школьника за счет овладения рефлексивными практиками, что требует введения процедуры рефлексии;

расширение ценностно-смысловой сферы личности, что предполагает наличие процедуры понимания;

построение конструктивного межличностного взаимодействия на основе симметричной коммуникации, что обусловливает введение процедуры коммуникации;

развитие способности к действию/ к деятельности, что требует введения процедуры проектирования.

2) Характеристика изменения стратегий организации обучения, ориентированных на понимание учения как способа существования человека.

2.1. Ориентация на новые нелинейные стратегии процесса обучения, выделяющие в качестве единицы учебной деятельности образовательную ситуацию, которая осознается и формулируется учеником самостоятельно (или с помощью педагога) как учебная задача, отражающая личностные и предметные цели, для выполнения которых школьник сам или с помощью учителя выбирает временные, пространственные, информационные, коммуникативные и технологические ресурсы, что создает предпосылки для перерастания учебно-познавательной деятельности школьника в познавательную или самообразовательную деятельность.

2.2. Новые стратегии обучения, включают школьника в познавательные процедуры: понимания, проектирования, коммуникации, рефлексии, которые становятся универсальными способами учебно-познавательной деятельности современного школьника и определяют особенности влияния учебно-познавательной деятельности на развитие личности:

процедуры понимания реализуются в процессе обучения, основанном на отказе от идеи энциклопедизма и предполагающем переход к обучению как к «понимающему бытию»; процедуры понимания связаны с развитием умений интерпретации, что предполагает развитие дискурсивной компетенции и требует от педагога реализации гуманитарных технологий обучения;

процедуры проектирования включают в себя освоение школьниками приемов и способов: построения разнообразных видов деятельности: познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, исследовательской, проектной, самопознавательной, включения в учебную деятельность исследовательских практик, «социальных проб», а также способов трансляции результатов своей деятельности другим субъектам процесса обручения;

процедуры коммуникации предполагают: выстраивание системы связей и отношений в классном и в школьном сообществах, в клубных объединениях, в социально неоднородных группах; способность самостоятельно регулировать контакты с образовательной средой (социумом); способность передавать информацию, способность разрешать конфликты.

процедуры рефлексии основаны на включении в учебный процесс личностно значимых проблем, направленных на понимание мира, Других и себя как субъекта жизнедеятельности и как субъекта учебной деятельности; направлены на развитие умений оценивать свою деятельность, себя, способность к самоанализу и самоконтролю.


загрузка...