Система педагогического обеспечения полипрофильной подготовки менеджеров для морского торгового флота (18.01.2010)

Автор: Макашина Ирина Илхамовна

и исследовали достоверность различия между результатами контрольной и экспериментальной выборок.

Была рассмотрена гипотеза Н0 - отсутствие достоверных различий в конечных результатах экспериментальной выборки и контрольной выборки.

по формуле:

соответственно,

= 0,662 ( 0,44

= 0,832 ( 0,69

n, m – число учащихся в эксперименте соответственно в контрольной и экспериментальной выборках.

равную 2,81 при уровне значимости 0,005 (точность 99,5%).

), т.е. уровни сформированности ПКК достигнутых конечных результатов в контрольной и экспериментальной выборках различны.

по формуле:

и сравниваем это значение с наблюдаемым критерием (-5,18 < -2,58).

, т.е. средний уровень сформированности ПКК в экспериментальной выборке действительно выше, чем в контрольной.

Для ответа на вопрос, как часто будут возникать события «выхода учащихся на каждый уровень сформированности ПКК обеих выборок», мы вычислили относительную частоту достижения каждого из уровней в контрольной и затем в экспериментальной выборке по формуле, и по полученным данным построили следующий график.

, где m – количество учащихся, достигших данного уровня;

n - число всех учащихся соответствующей выборки; х – уровень сформированности ПКК (1, 2, 3, 4).

Рис.2. Относительная частота достижения студентами уровней сформированности ПКК.

При этом изменения относительной частоты достижения студентами каждого уровня в экспериментальной выборке относительно контрольной группы выглядят следующим образом (рис.3).

Рис.3. Изменение относительной частоты достижения студентами уровня сформированности ПКК в экспериментальной выборке относительно контрольной.

Затем мы вычислили вероятности достижения каждого из высоких уровней в каждой группе для контрольной и экспериментальной выборок отдельно по формуле и построили графики, показывающие изменения вероятностей достижения учащимися высокого уровня сформированности ПКК в зависимости от номера группы (рис.4).

Рис.4. Изменение вероятностей достижения студентами высоких уровней сформированности ПКК.

Видно, что независимо от группы, вероятность достижения учащимся высокого уровня (при одинаковых исходных состояниях) при использовании модели всегда выше, чем при традиционном обучении.

Проведенный эксперимент и анализ полученных данных по программе «5 лет» и «3 года» дал основания утверждать, что студенты, прошедшие подготовку по модели обучения, построенной в результате взаимодействия всех компонентов системы педагогического обеспечения полипрофильной подготовки (нормативного, научно-информационного, научно-методического, психолого-педагоги-ческого и технологического), обладают ПКК на более высоком уровне и подтверждает выдвинутую гипотезу о высокой эффективности предложенной системы педагогического обеспечения полипрофильной подготовки менеджеров для МТФ.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теоретический анализ и экспериментальное исследование позволяют сделать вывод, что гипотеза и положения, выносимые на защиту, получили подтверждение и полностью доказаны. Результаты исследования могут быть использованы в морских вузах, в системе повышения квалификации менеджеров для МТФ, при разработке новых программ и при подготовке учебных пособий.

В выводах диссертационного исследования представлены следующие результаты.

1. Разработана и теоретически обоснована система педагогического обеспечения полипрофильной подготовки менеджеров для МТФ, как сложный педагогический конструкт, отражающий целостное единство нормативного, научно-информационного, социально-психологического, научно-методического и технологического компонентов, взаимосвязанных между собой и имеющих собственную структуру и содержание; выявлены ее закономерности; обоснованы принципы ее организации и критерии их отбора; выделены функции системы. Эффективность этой системы достигается при приведении ее в соответствие с концепцией, заключающейся в установлении оптимальной адекватности образовательных действий сущностной природе производственной деятельности подготавливаемого менеджера, формировании его компетентности, соответствующей международным и российским нормативным требованиям, и использовании современных форм, методов, средств, технологий образовательного процесса.

2. Выявлены закономерности системы педагогического обеспечения полипрофильной подготовки менеджеров для МТФ, включающие: внешние (взаимообусловленность полипрофильной подготовки и социально-экономической потребности производства; полипрофильно-коммуникативная направленность содержания подготовки; взаимодействие педагогического и производственного процессов; развивающий характер полипрофильной подготовки) и внутренние (отношения между субъектами образовательного процесса; вариативность применения средств и приемов в зависимости от содержания видов и форм управленческой деятельности менеджеров), отражающие объективные, необходимые, устойчивые и повторяющиеся при определенных условиях взаимосвязи.

3. Определены условия разработки и реализации системы педагогического обеспечения полипрофильной подготовки менеджеров для МТФ, которые разделены на социальные (новая кадровая и образовательная политика подготовки менеджеров; новый правовой и экономический механизмы системы подготовки менеджеров; повышение социальной престижности профессии менеджера) и педагогические (создание диагностических служб отбора будущих менеджеров; полипрофильная подготовка педагогов к обучению менеджеров; организация процесса обучения на основе субъект-субъектных отношений; организация практик по разным профилям производства МТФ; использование современных форм, методов, средств образовательного процесса. Соблюдение этих условий обеспечивает активизацию и оптимизацию функционирования исследуемой системы.

4. Теоретически обоснован полипрофильно-коммуникативный подход, обеспечивающий включение будущего менеджера в решаемую производственную ситуацию интегрального взаимодействия разных специалистов по ее решению. При этом создается необходимость выявления интегральных закономерностей существования ситуации и использования их для решения производственной задачи. Значимость полипрофильно-коммуникативного подхода к отбору содержания образования будущих менеджеров морского торгового флота заключается в расширении педагогического аппарата построения содержания профессионального образования (обогащение его отражением полипрофильного характера производственных ситуаций).

5. Обоснована необходимость полипрофильной (культурологической, коммуникативной, управленческой, иноязычной, педагогической, правовой, экономической, информационной и специальной) подготовки менеджера МТФ, чья профессиональная деятельность как фактор содержания образования заключается: в устанавливании связей между компонентами, принадлежащими к разным профессиональным областям, соприкасающимся с производственным процессом МТФ; организации производственных связей с партнерами разных профилей и разных стран; организации производственной деятельности подчиненных; обучении подчиненных выполнению новых для них функций.

6. Показано, что ключевыми позициями организации образовательного процесса являются: а) создание образовательной ситуации, адекватной производственной ситуации менеджера и достигнутому состоянию образованности обучающегося; б) включение функциональной образовательной системы, в которой обучаемый материально и (или) виртуально оперирует компонентами производственной ситуации в поиске оптимального решения, выявляет и усваивает информацию о нем; в) обучение на основе многочисленных упражнений по выполнению действий, направленных на развитие ПКК.

7. Определены принципы построения полипрофильно-коммуникативного содержания образования менеджеров, критерии сформированности его способностей, структура и способы построения процесса их подготовки. Предложен принцип полипрофильности подготовки будущих менеджеров МТФ, обусловливающий необходимость одновременного параллельного усвоения информации о нескольких профессиях и обеспечивающий формирование полипрофильных компетенций путем интеграции совокупностей профилей, имеющих место в деятельности менеджера и ориентирующий на соответствующее построение ее содержания, проведение теоретических и практических занятий, выполнение курсовых, выпускных и научных работ и позволяющий обеспечить формирование интегративных компетенций совокупностей профилей, имеющих место в деятельности менеджера морского торгового флота.

8. Содержательная модель профессиональной подготовки будущих менеджеров МТФ по предметному признаку на основе ситуационно-функционального и полипрофильно-коммуникативного подходов представлена как один из вариантов интеграции содержания образования, включающая виды деятельности, форму организации учебного процесса и технологию обучения, связанную с воспитательным процессом.

9. На основе идеи полипрофильной подготовки менеджеров для морского торгового флота расширено теоретическое видение развития содержания профильного образования, значимости педагогического образования для работников непедагогических специальностей, особенно менеджеров.

10. Разработанная система педагогического обеспечения полипрофильной подготовки менеджеров для морского торгового флота может быть использована для подготовки специалистов этого профиля и других специальностей с учетом их особенностей.

Результаты диссертационного исследования получили отражение в 100 публикациях (94, 2 п.л.), основные из которых представлены ниже.

Список основных публикаций автора по теме диссертации

Монографии

1. Макашина, И.И. Изучение иностранного языка как средство обучения профессиональной дельности [Текст]/ И.И. Макашина. – Новороссийск: НГМА, 2004. – 160 с. (9,3 п.л.).

2. Макашина, И.И. Средства обучения в профессиональной подготовке менеджеров морского торгового флота [Текст]/ И.И. Макашина. – Новороссийск: МГА им. адм. Ф.Ф.Ушакова, 2005. – 120 с. (7,0 п.л.).


загрузка...