Система педагогического обеспечения полипрофильной подготовки менеджеров для морского торгового флота (18.01.2010)

Автор: Макашина Ирина Илхамовна

Структура диссертации: работа состоит из введения, четырех глав, заключения, списка использованной литературы, содержащей 430 источника, и приложений. Объем работы составляет 353 страницы и включает 8 таблиц и 23 рисунка.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, формулируется цель, объект, предмет, гипотеза и задачи исследования, раскрываются его научная новизна, теоретическая и практическая значимость, представляются этапы и экспериментальная база исследования, формулируются основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Методолого-теоретические основы системы педагогического обеспечения полипрофильной подготовки менеджеров для морского торгового флота» рассмотрены методолого-теоретические предпосылки становления системы педагогического обеспечения полипрофильной подготовки менеджеров для МТФ, выступающие как необходимые условия ее дальнейшего развития. Показано, что в качестве предпосылок, влияющих на отбор и формирование содержания морского образования, выступают потребности государства в образованных специалистах, цели, которые общество ставит перед собой на конкретных этапах своего исторического развития, реальные возможности процесса обучения; средние и оптимальные возможности учащихся, а также потребности личности в образовании.

Анализ работ, посвященных педагогическому обеспечению выполненных Х. Беднарчик, А.П. Беляевой, В.П. Беспалько, Е.В. Бондаревской, Н.Г. Григорьевой, Е.В. Князевой, Ю.В. Корниловым, Э.Г. Малиночкой, И.В. Маричевым, Н.Н. Романовым, Л.В. Субботиной, Ю.Г. Татур, А.И. Тимониным, Н.П. Чурляевой, Г.А. Шабановым и др. показал, что в основном, ученые рассматривали лишь его отдельные аспекты: финансово-экономические и организационно-педагогичес-кие условия жизнедеятельности учебного заведения, научное, информационное, учебно-методическое обеспечение образовательного процесса, мониторинг, анализ и оценку результатов образования. Система педагогического обеспечения полипрофильной подготовки менеджера, представляющая собой целостное единство нормативного, научно-информационного, социально-психологичес-кого, научно-методического и технологического компонентов, обеспечивающих оптимальную адекватность образовательных действий характеру производственной деятельности подготавливаемого менеджера, не рассматривалась. Ее создание требует учета закономерностей, специфических условий и принципов, позволяющих обосновать стратегию функционирования и развития системы, ориентированной на полипрофильную подготовку менеджера для МТФ.

В ходе исследования установлено, что в процессе становления системы педагогического обеспечения полипрофильной подготовки будущих менеджеров для МТФ изменяется цель, содержание и методы обучения. Обосновывается актуальность анализа тенденций и диалектики развития морского образования в системе социально-экономических отношений, определяющих образовательную ситуацию. Отмечается зависимость эффективности работы флота не только от состояния новизны техники, но и от правильного руководства производственными процессами, что обосновывает необходимость совершенствования системы подготовки менеджеров для этой отрасли. Уточняется методологическая основа проектируемого содержания их образования.

Исследование источников показало, что подготовка высококвалифицированных специалистов флота всегда осуществлялась на основе общеобразовательных и специальных дисциплин, адекватных по содержанию требованиям времени, состоянию науки и техники. Изучение программ обучения морских специалистов плавательных и береговых специальностей показало, что среди обязательных предметов в мореходных училищах было изучение иностранного языка, что подтверждает важность коммуникативного компонента в образованности морского специалиста. Подчеркивается, что в подходе к обучению морских специалистов в самом начале развития отрасли уже проявилась тенденция к интеграции содержания их образования, что можно рассматривать как реакцию на первые проявления признаков полипрофильности их деятельности.

Представлен анализ работ, посвященных исследованию когнитивности (Н.И. Алмазова, Т.Л. Аракелова, Л.М. Веккер, Г.Д. Воскобойник, С.М. Зимин, В.Н. Сорокоумова, М.Г. Усманова, А.В. Хуторской, Г.Я. Яныбаева и др.), позволивший рассматривать «когнитивность» как термин, характеризующий приобретение знаний. Когнитивность в исследовании рассматривается как целостное внутреннее свойство личности (интегративная способность), благодаря которому (которой) происходит дальнейшее ее развитие, совершенствуется способность к управлению многопрфильными объектами.

Отмечена необходимость сочетания понятий «полипрофильно-коммуникативная подготовка», «полипрофильно-коммуникативная когнитивность», «полипрофильно-коммуникативная компетентность», обоснованная тем, что под полипрофильностью понимается знание профилей разных профессий, а коммуникативность – это способность личности, обеспечивающая эффективность ее коммуникативной деятельности в условиях многопрофильности, в том числе международной деятельности, и психологическую совместимость с участниками общения. Совокупность знания профилей и коммуникативных (в том числе иноязычных) способностей представляет собой интегральное единство, на развитие которого направлена система педагогического обеспечения полипрофильной подготовки будущих менеджеров МТФ.

Разработан полипрофильно-коммуникативный подход к структурированию содержания образования будущих менеджеров МТФ, представляющий собой целостный конструкт, позволяющий структурировать это содержание, адекватно отражая закономерности их производства, и выступающий как целостный конструкт, выводящий специалиста на новый качественный уровень сформированности профессиональных знаний. Концептуальными положениями полипрофильно-коммуникативного подхода выступают:

– отношение к студенту, как субъекту решающей автономной полипрофильной деятельности, включающей педагогический компонент, способному к постоянному развитию текущей полипрофильной когнитивности;

– отношение к педагогу как ведущему субъекту, направляющего решающего автономного субъекта на деятельность, адекватную его будущей профессиональной полипрофильной деятельности. Педагог должен быть готов к формированию полипрофильно-коммуникативной когнитивности студентов, владеть образовательной программой действий и уметь использовать специальные средства формирования заданного качества;

– отношение к образованию как процессу профессионального становления, движущими силами которого выступают мотивы усвоения избранного качества и его обогащения;

– отношение к процессу обучения будущих менеджеров как явлению, отражающему сферу будущей полипрофильной деятельности, включающему деятельность специалистов определенной отрасли, их возможных партнеров, педагогов и обучаемых.

Опора на полипрофильно-коммуникативный подход при построении содержания образования указанных специалистов позволяет усовершенствовать процесс их обучения и реализовать профессиональную подготовку как целостный конструкт, усиливающий полипрофильную направленность.

В качестве основы для построения процесса обучения будущих менеджеров выступил ситуационно-функциональный подход (Э.Г. Малиночка), заключающийся в проведении студента через профессиональную ситуацию подготовки к конкретному действию и во включении его в действующую в этой ситуации функциональную систему формирования компетенции выполнением адекватных образовательных действий. Применение ситуационно-функционального подхода позволило создать условия для накапливания информации об объектах, включенных в полипрофильную деятельность менеджера МТФ.

Установлено, что совмещение обстоятельств, имеющих место в разных профилях, взаимодействующих в области МТФ при создании учебной ситуации, при включении в педагогическую функциональную систему становится объектом учения, преобразование которого обучаемым порождает его (обучаемого) знание. Преобразование разнопредметных обстоятельств заключается в объединении известных знаний и приводит к появлению нового знания – полипрофильного.

На основе анализа деятельности менеджера в МТФ были выделены две группы факторов его профессионализма – личностные и профессиональные. Первая способствует выполнению общих требований к развитию личности (мобильность, способность к саморазвитию, самостоятельность, ответственность, сформированность эмоционального интеллекта и др.). Вторая группа факторов способствует развитию его специфических профессиональных способностей (профессиональные знания, умения и навыки; особенности отношений с иностранными партнерами; особенности деятельности партнеров, обусловленные длительным пребыванием в плавании; региональные особенности; прогноз развития отрасли торгового мореплавания; необходимость общения с партнерами на английском языке; требования государственного стандарта ВПО и международных конвенций и др.).

Отмечается, что в системе подготовки менеджеров для МТФ должны сочетаться различные виды деятельности, отражающие полипрофильный характер будущей профессии. Тем не менее, существует реальная возможность соединить эти виды, обращая внимание на некоторую имманентную составляющую, присущую всем видам деятельности. Одним из способов такого подхода может выступать использование процесса изучения иностранного языка, рассматриваемого нами в качестве средства обучения и интегрирующего фактора содержания образования будущих менеджеров МТФ. Основанием в данном случае служит то, что доминирующую роль в деятельности менеджеров выполняет коммуникативный компонент, включающий не только совершенное владение родным языком, но и достаточно высокий уровень знания иностранного языка, что объясняется полиязычностью отношений, имеющих место в области МТФ.

Исследование методологических основ педагогического обеспечения подготовки специалистов разных профессий, показало необходимость выявления закономерностей, специфических условий и принципов и требований построения системы педагогического обеспечения полипрофильной подготовки будущих менеджеров МТФ и отбора его компонентов, позволяющих обосновать стратегию функционирования и развития этой системы, обеспечивающей оптимальную адекватность образовательных действий характеру производственной полипрофильной деятельности подготавливаемого менеджера (участие во взаимосвязях для решения производственных ситуаций, которые включают специалистов разных профессий; иностранных партнеров, действующих по регламентам зарубежных служб; партнеров и подчиненных своего учреждения, находящихся в разных местах мирового океана; необходимость обучать подчиненных профессиональным действиям в новых для них ситуациях) и ориентированную на полипрофильную подготовку менеджера для МТФ.

?????????ae?N

. исходя из необходимости рассмотрения системы педагогического обеспечения полипрофильной подготовки будущих менеджеров для МТФ в соответствии со специфическими условиями деятельности в этой отрасли производства и в соответствии с поставленными задачами изучены следующие аспекты: целостность и интегративность их профессиональной деятельности и интеграционные явления в содержании и в процессе их подготовки. Обоснована необходимость создания новой научной концепции построения системы педагогического обеспечения полипрофильной подготовки менеджеров для МТФ с учетом теоретической, структурной и функциональной взаимообусловленности ее составляющих.

Научную основу концепции системы педагогического обеспечения полипрофильной подготовки менеджеров МТФ составили теоретические предпосылки, разделенные на внешние (усиливающаяся роль образования в жизни современного общества; фундаментализация знаний и умений; повышение требований к культуре современного менеджера и социальный заказ на менеджеров для МТФ), указывающие на необходимость её проектирования, и внутренние (потребность в освоении значительного объема полипрофильных знаний и умений за небольшой промежуток установленных сроков подготовки), являющиеся механизмом её осуществления.

Доказано, что профессионализм менеджеров МТФ становится ведущим ресурсом в социально-экономическом развитии страны. Показано, что опыт менеджера, работающего в отрасли МТФ, играет особую роль, так как именно из него вытекают основные требования к сформированности необходимых профессионально важных качеств будущего специалиста (знание профилей партнерского взаимодействия, организаторские и коммуникативные способности, особенностей деятельности в торговом мореплавании, английского языка, сформированность эмоционального интеллекта и др.). Деятельность менеджера МТФ сказывается на организаторской взаимодеятельности участников производства; деятельности их внутренних и внешних партнеров и деятельности исполнителей производства (сотрудники, заказчики, исполнители, получатели). Социальный заказ на менеджеров для МТФ также находит свое отражение и в опыте подготовки менеджеров, который предполагает организаторскую взаимодеятельность участников образовательного процесса: педагога, его помощников и обучаемых.

Изучены взаимные влияния компонентов образовательного процесса подготовки будущих менеджеров МТФ и показана логика появления психических новообразований студента, состоящая в том, что студент осуществляет мыслительный процесс, исходя из уже сложившейся текущей когнитивности. Педагогическое управление процессом формирования полипрофильной когнитивности способствует появлению психических новообразований, которые возникают, существуют и развиваются в процессе реального развития той системы, свойством которой они являются. Ведущим в этой системе выступает педагог. При целенаправленном управлении процессом формирования полипрофильно-коммуникативной когнитивности происходит перестройка операционных механизмов психических свойств в соответствии с требованиями деятельности в оперативные, что и составляет логику проявления психического новообразования студента – появления полипрофильно-коммуникативной когнитивности.

В процессе проектирования системы педагогического обеспечения полипрофильной подготовки будущих менеджеров МТФ мы ориентировались на перспективные потребности рынка труда в морской индустрии. Проектирование осуществлялось по следующим этапам:

– планирование стратегии развития системы педагогического обеспечения полипрофильной подготовки будущих менеджеров МТФ;

– выделение стратегических приоритетов развития системы педагогического обеспечения полипрофильной подготовки менеджеров МТФ;

– построение системы педагогического обеспечения полипрофильной подготовки будущих менеджеров МТФ.

В главе представлена модель системы педагогического обеспечения полипрофильной подготовки будущих менеджеров МТФ (рис.1.), цель которой определяется социальным заказом на подготовку менеджеров, обладающих полипрофильными знаниями.

Внешние факторы, представленные в модели, способствуют возникновению и развитию системы, внутренние, отражающие характер отрасли МТФ – порождаются объединяющими в систему отдельными элементами. Их влияние на систему педагогического обеспечения полипрофильной подготовки будущих менеджеров МТФ обуславливает ее функционирование и эффективность.

Главным методологическим требованием к проектированию системы педагогического обеспечения полипрофильной подготовки менеджеров для МТФ выступает рассмотрение ее целостности, с учетом взаимодействия внутренних и внешних связей между различными компонентами, так или иначе влияющих на

развитие системы подготовки, отрасли, в которой придется работать будущему специалисту и участвующих в ней субъектов.

Выделенные внешние и внутренние закономерности, отражают объективные, устойчивые и повторяющиеся при определенных условиях взаимосвязи и отношения основных компонентов системы, что позволяет прогнозировать ее развитие. Условия (социальные и педагогические), обозначенные в модели системы педагогического обеспечения полипрофильной подготовки будущих менеджеров для МТФ, обеспечивают активизацию и оптимизацию ее функционирования.

В основу системы педагогического обеспечения полипрофильной подготовки менеджеров для МТФ положены принципы: системности, обеспечивающий целостность построения и взаимосвязь включенных в систему компонентов; интегративности, обеспечивающий обобщенность знаний, методов и средств познания, изучение педагогических явлений и процессов; полипрофильности, позволяющий овладеть разными профилями, необходимыми для выполнения профессиональной деятельности в сфере МТФ; стадийности, предусматривающий осуществление поэтапного обучения; социальной обусловленности, определяющий требования отрасли и социума к уровню подготовки специалиста; модульности, предполагающий деление учебного процесса на структурные элементы; преемственности, предполагающий последовательность смены уровня требований к объему знаний, умений и навыков, взаимосвязь содержания, методов и форм учебно-воспитательного процесса; технологичности, требующий организации процесса обучения, обеспечивающего последовательность формирования знаний, умений и навыков; культурологической взаимообусловленности, обеспечивающий развитие культурологических знаний и умений в процессе обучения.

Выделены функции системы педагогического обеспечения полипрофильной подготовки менеджеров МТФ:

Рис.1. Модель системы педагогического обеспечения полипрофильной подготовки будущих менеджеров МТФ.

– синтезирующая функция, обеспечивающая целостность полипрофиль-ной подготовки и предусматривающая взаимосвязь всех подсистем;

– проектирующая функция, предусматривающая использование значимой информации для определения перспективы формирования полипрофильно-коммуникативной компетентности;

– конструктивная функция, определяющая отбор содержания обучения, адекватно отражающего в образовательном процессе полипрофильность содержания производственной деятельности, коммуникативный характер взаимоотношений с подчиненными и партнерами, педагогический характер деятельности по подготовке исполнителей к решению новых для них задач, особенности деятельности в длительном плавании, значимость и возможности английского языка в профессиональной деятельности менеджеров и в их подготовке;


загрузка...