ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩИХ ПОКОЛЕНИЙ В ТРАДИЦИЯХ И ИННОВАЦИЯХ КУЛЬТУРЫ КАЗАЧЕСТВА ЮГА РОССИИ (18.01.2010)

Автор: Лукаш Сергей Николаевич

Отзывчивость, доброжелательность, целеустремленность, бережливость, скромность, общительность, аккуратность, уважение мнения других,

веротерпимость, простота.

Малозначимые качества и ценности

Для подтверждения основной гипотезы исследования в процессе педагогического эксперимента были созданы четыре экспериментальные педагогические площадки, на основе которых образованы три культурных казачьих сообщества (ККС). В каждом из ККС воспитательное пространство структурировалось в зависимости от базовых аксиологических констант, лежащих в основе казачьей культуры. В соответствии с этим мы условно выделили следующие типы-модели культурных казачьих сообществ: ККС 1 – «трудовая профессиональная казачья школа»; ККС 2 – «казачья школа служения Отечеству»; ККС 3 – «спортивно-военизированное сообщество». Каждой модели культурного казачьего сообщества соответствовала своя воспитательная стратегия. В культурных сообществ были выделены контрольные и экспериментальные группы или классы. В эксперименте приняло участие 654 учащихся экспериментальных классов и групп и 462 ученика контрольных классов и групп. В воспитательных пространствах культурных казачьих сообществ педагогика казачества реализовывалась в виде воспитательной методики, включающей в себя, помимо теоретически обоснованных ранее концептуальных основ наиболее приемлемые в данном воспитательном процессе педагогические подходы и принципы:

культурологический подход, обусловливающий организацию жизнедеятельности детей в культуросообразных казачьей культуре материальных и духовных формах;

аксиологический подход, ставящий в основу воспитательного процесса ценностно-смысловой вектор казачьей культуры и соответствие воспитательной деятельности её социально-значимым идеалам;

деятельностный подход, реализующийся в совместной со взрослыми деятельности-сотрудничестве, в которой личность ребёнка выступает как активный субъект, соавтор возрождения и развития казачьей культуры;

личностно-ориентированный подход – направленности воспитания на развитие личности ребёнка и педагогической поддержки становления его личностного образа в идентификационных процессах с казачьей культурой;

принцип единства воспитания у молодых поколений потребности в труде на благо Родины и становления у них ценностей, идеалов и качеств личности человека национальной культуры;

принцип природосообразности, учёта природного развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей, сохранения и укрепления их физического и психического здоровья;

средовый подход, направленный на образование культуросообразного казачьей традиции воспитательного пространства, обеспечивающего участие широких слоёв общества в воспитательном процессе и удовлетворение культурных, духовных, интеллектуальных и других потребностей ребёнка;

принцип вариативности воспитательных стратегий в воспитательном пространстве казачьей культуры.

Культурное казачье сообщество – «трудовая профессиональная казачья школа». Основу воспитательного пространства этого сообщества составили: государственное образовательное учреждение начального профессионального образования казачье профессиональное училище № 5 г. Армавира Краснодарского края, Армавирское районное казачье общество, священнослужители Свято-Николаевского храма при поселке Биофабрика, коллективы педагогов и родителей. В данной модели казачья трудовая профессиональная школа выступает как центр культурного казачьего сообщества. Её основу составляют следующие направления: образование, труд, спорт, культура. Ведущей идеей данного сообщества является профессиональная трудовая подготовка учащихся. В основе трудового воспитания в ККС данной модели лежит идея подготовки человека, способного замыслить и осуществлять свою профессиональную деятельность не в качестве самодовлеющей цели (через выполнение узких операционно-заданных действий), а в качестве реализации устроения жизни в культуросообразных формах казачьей самобытности. Педагогический эксперимент в данном ККС начался в 2004 году. Всего в эксперименте в период с 2004 по 2009 годы участвовало восемь экспериментальных групп в количестве 240 человек и шесть контрольных групп в количестве 178 человек.

Вторую модель ККС мы условно назвали «казачьей школой служения Отечеству». Базисным началом этой модели выступает казачья культура как составная часть южнорусской культуры. В основу воспитательной стратегии такой школы положены следующие направления: адаптация, культурная идентификация, сохранение и укрепление здоровья, жизненное самоопределение учащихся. Данная модель культурного казачьего сообщества выполняет следующие функции: культурно-развивающую, оздоровительную, коррекционную, адаптивную. Целью воспитательной деятельности данной модели ККС является личность учащегося с патриотическими убеждениями, с ценностями и качествами личности человека национальной культуры, ориентированного на созидательный труд, на ратную и гражданскую службу во имя процветания Отечества. Модель выпускника этой школы включает духовно-нравственную, интеллектуальную, культурную, физическую подготовленность школьника к будущей жизни в контексте казачьей культуры и навыки быстрой адаптации в изменяющихся жизненных условиях. В нашем исследовании данному типу ККС была отведена экспериментальная площадка, объединяющая Новокубанское районное казачье общество, казачьи классы и педагогический коллектив МОУ СШ № 9 станицы Советской, священнослужителей церкви станицы Советской, детско-юношескую спортивную школу «Надежда», родителей учащихся казачьих классов. Эксперимент начался в 2003 году. Число учащихся, задействованных в эксперименте, составило в экспериментальных классах 186 человек, в контрольных – 115 учащихся.

Третья модель культурного казачьего сообщества – «спортивно-военизированная», выстраивалась, начиная с 2004 года, на базе учреждений дополнительного образования: казачьих военно-патриотических, спортивных клубов «Лидер» и «Веда». В основу этой модели ККС положены направления физического, патриотического воспитания, краеведение, развитие духовно-нравственной культуры казачества у воспитанников. В рамках данного ККС решались следующие воспитательные задачи: обучение учащихся здоровьесберегающим технологиям, физическая и духовная закалка молодежи, совершенствование навыков в спортивных единоборствах, развитие у детей ценностей и качеств человека казачьей национальной культуры, освоение военно-прикладных видов спорта, туристическое краеведение, изучение основ православной культуры. Культурное казачье сообщество данной модели в нашем эксперименте составили: экспериментальные (116 человек) и контрольные группы (87 человек) военно-спортивного клуба «Веда», а также группы молодежного клуба «Лидер» (112 человека – в трёх экспериментальных и 82 воспитанника в двух контрольных группах), Армавирское городское казачье общество, священнослужители православных храмов г. Армавира, педагогический, тренерский коллектив молодежных клубов «Лидер» и «Веда», родители воспитанников военно-патриотических клубов.

Экспериментальная работа начиналась с образования при каждом ККС координационного совета, который регулярно подводил итоги, определял цели и задачи, координировал работу всех звеньев сообщества. В каждом из ККС, в соответствии с выбранной воспитательной стратегией, реализовывалась своя форма совместной с взрослыми деятельности, складывались специфические условия воспитательного процесса. На всех экспериментальных площадках, в соответствии с общими принципами разработанной нами методики, осуществлялся единый для всех ККС подход, связанный с организацией совместной с взрослыми деятельности-сотрудничества, в которой личность ребенка выступала субъектом воспитательного процесса. Учебно-воспитательный процесс строился по экспериментальным учебным планам (ККС - 1) и авторским программам (ККС – 2, ККС – 3). Дополнительное образование включало в себя занятия в различных кружках по историко-культурной казачьей тематике, спортивных секциях, молодёжных казачьих клубах. Совместная с взрослыми деятельность состояла из различных форм: профессиональной трудовой деятельности-сотрудничества (ККС - 1), участие в совместных делах с казачьими обществами и православными общинами (строительство станичной церкви, мемориального комплекса «Форштадт», помощь одиноким людям старшего поколения, уход за станичными и городскими кладбищами и обелисками, участие в казачьих мероприятиях, праздниках, парадах Кубанского войска и т.д. ) В каждом ККС активно работали казачьи кураторы и священнослужители православных храмов, осуществлявшие духовно-просветительскую миссию приобщения молодёжи к ценностям православной культуры. Осуществлялась индивидуальная коррекция личности и адаптация к условиям ККС так называемых «трудных подростков», имеющих жизненные проблемы, осложняющие процессы их социализации и идентификации с культурой казачества. Родители являлись активными участниками воспитательного процесса, проводимого в условиях ККС. Становление в ментальном сознании учащихся ценностей, смыслов и качеств личности человека национальной культуры происходило в единстве с развитием у них потребности в труде на благо Родины в конкретных видах спортивно-военизированной, профессионально-трудовой, поисково-краеведческой, культурно-просветительской, туристической деятельности. Цели совместной деятельности актуализировались педагогами с учётом возрастных психологических особенностей учащихся. Осуществлялась педагогическая поддержка в раскрытии творческого потенциала личности ребёнка в её идентификации с ценностями и смыслами казачьей культуры.

На этапе констатирующего эксперимента в каждом из культурных сообществ было осуществлено изучение начального уровня ценностей и качеств личности учащихся по применненой ранее в нашей работе исследовательской методике с использованием оценочных шкал и ранжирования. Дополнительным исследовательским инструментарием являлась методика ЦОЛ-8 по изучению ценностных ориентации личности (Г.Е. Леевик), а также методика изучения ценностных ориентации по М. Рокичу. При анализе контрольных срезов показателей развития ценностей и качеств личности, полученных по завершению экспериментальной работы в культурных казачьих сообществах, можно выделить следующие общие закономерности. На всех экспериментальных площадках у учащихся и воспитанников экспериментальных классов и групп изменяется иерархия ценностных ориентации (по уровням срез II в экспериментальных классах и группах). При повторном ранжировании ценностей и качеств на ведущие позиции в ранговых показателях выходят ценности, характеризующие константу казачьего менталитета, а также высокозначимые качества и ценности. Например, в культурном казачьем сообществе «Трудовая профессиональная казачья школа» (ККС-1) заметна динамика по таким ценностям казачьей культуры как патриотизм – любовь к Родине (с 7 рангового места перешла на 1); служение Отечеству (с 11 на 5); приверженность идеалам православия (с 15 на 6); трудолюбие (с 10 на 4); сохранение традиций (с 25 на 18). В культурном казачьем сообществе «Казачья школа служения Отечеству» (ККС-2) произошли изменения по таким ценностям как почтительность по отношению к старшим (с 17 рангового места, на 11); сохранение традиций (с 22 на 13); приверженность идеалам православия (с 15 на 5); любовь к Родине (с 14 на 4); боевитость(с 13 на 9). Аналогичные изменения происходили в структуре ценностных ориентации респондентов на экспериментальных площадках «спортивно-военизированного» культурного казачьего сообщества (ККС-3).

Общую тенденцию изменения в приоритетах ценностных ориентаций подтвердили и дополнительные методики исследования. В процессе эксперимента ребятам была предложена диагностическая методика изучения ценностных ориентации ЦОЛ-8. Учащимся предлагался список из пятидесяти личностных качеств и ценностей. Респондентам необходимо было оценить, насколько важно обладать этими ценностями, независимо от того, есть ли они у них на данный момент или нет. После обработки результатов по контрольным и экспериментальным группам получены следующие данные:

Динамика ценностных ориентации личности учащихся

контрольных и экспериментальных групп ККС 1(по методике ЦОЛ-8).

Таблица 1.

Ценностные ориентации

Группы труд общение познание общественно-политическая деятельность материальные ценности Развитие качеств

нравственных деловых волевых моральных

Эксперим. группы 1 срез 48 49 41 19 50 41 45 44 46

2 срез 55 53 49 31 52 52 52 53 51

Контрол. группы 1 срез 47 51 42 20 51 40 44 46 46

2 срез 49 50 43 22 52 42 46 45 47

Сравнение полученных данных обобщенных ценностных ориентации в контрольных и экспериментальных группах с приведенными в методике нормами указывает на определенные тенденции. В экспериментальных группах заметно возросли суммарные ценностные ориентации на труд, на общение, на познание, общественную деятельность. Существенно выросли показатели нравственных, деловых, волевых качеств, перейдя из разряда слабой и средней силы выраженности ценностных ориентации в категорию сильной выраженности ЦО. В контрольных группах выраженность ценностных ориентации и качеств личности осталась практически на уровне средней и слабой силы выраженности ценностных ориентации.

Для изучения характера взаимных связей ценностных ориентации подсчитывался коэффициент корреляции между ценностными ориентациями на уровне оценки учащимися нормативных ценностей и на уровне индивидуальной выраженности у респондентов ценностей и качеств личности человека национальной культуры. Для этих целей использовались первые десять качеств и ценностей по ранговому порядку, выявленные у учащихся контрольных и экспериментальных классов и групп до и после эксперимента при оценивании ими своих индивидуальных ценностных параметров и ценностей, которые учащиеся и воспитанники выделяют в качестве нормативных для человека национальной культуры. Во всех культурных казачьих сообществах в экспериментальных группах и классах после проведенного эксперимента корреляция нормативных и индивидуальных ценностей значительно усилилась, а в контрольных группах осталась без изменений.

Оценка изменений взаимосвязи индивидуальных и нормативных

ценностей и качеств личности человека национальной культуры

до и после эксперимента.

Таблица 2.

Параметры

сравнения ККС № 1 ККС № 2 ККС № 3

Контрольные группы Эксперимент. группы Контрольные группы Эксперимент. группы Контрольные группы Эксперимент. группы

Взаимозависимость нормативных и индивидуальных ценностей до эксперимента 0,44 0,46 0,42 0,41 0,41 0,45

Взаимозависимость нормативных и индивидуальных ценностей после эксперимента 0,45 0,72 0,43 0,73 0,42 0,75

Полученные экспериментальные данные дополнены общими позитивными оценками результатов эксперимента со стороны учителей, учащихся и воспитанников, принимавших в нем участие, а также положительной динамикой, наблюдаемой в монографических исследованиях личности школьников. Данные результаты указывают на эффективность предложенной нами методики воспитания у учащихся социально-значимых ценностей и качеств казачества, выступающих ядром самосознания человека российской национальной культуры, подтверждают теоретически обоснованную концепцию социокультурного воспитания – педагогику казачества, основанную на традициях и инновациях культуры казачества Юга России и служат, в конечном счёте, доказательством гипотезы исследования.


загрузка...